Способы сжатия текста

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели урока:

  • систематизировать знания по теме;
  • научить кратко и ясно излагать свои мысли, видеть в тексте главное, уметь отсекать второстепенную информацию;
  • развивать речь учащихся, ассоциативное мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, интеллектуальные и познавательные способности, культуру общения в разных видах речевой коммуникации;
  • прививать интерес к обучению, формировать навыки исследовательской и самостоятельной работы.

Задачи урока:

  • научить кратко и ясно излагать свои мысли; находить в тексте главное, отсекать второстепенную информацию;
  • применять различные приемы сжатия текста;
  • отработать навыки орфографии и пунктуации, работы с алгоритмом;
  • развивать навыки комплексного анализа текста.

Оборудование урока:

  • мультимедийная презентация,
  • игровое поле “Крестики-нолики”,
  • брошюра с заданиями,
  • компьютер,
  • проектор.

Знания, которые получат учащиеся:

  • работа с текстом, его анализ и трансформирование в зависимости от поставленных целей и задач;
  • умения использовать различные приемы сжатия текста;
  • конструирование простых и сложных предложений, текстов разных жанров и стилей;
  • орфографические и пунктуационные навыки и умения;
  • работа с понятийным аппаратом;
  • закрепление ЗУНов в синтаксическом разборе предложений разных типов.

Ход урока

Учитель.

Здравствуйте, я приветствую вас на курсах молодого журналиста, где вы научитесь кратко и ясно излагать свои мысли, редактировать тексты. Для экономии денег наша газета в период кризиса решила экономить на словах. Поэтому в нашей газете нет статей, а есть заметки. Первое занятие будет называться “Приемы сжатия текста”. Запишите название.

Уже в незапамятные времена у жителей Древней Греции превыше всего ценились в разговоре краткость и ясность. Лаконизм (краткость, сжатость речи) произошло от названия области Древней Греции – Лаконики, жители которой, спартанцы, отличались суровыми нравами, а также краткостью и точностью речи. Сохранилось предание о том, как одна спартанка, провожая сына в бой, сказала ему: “Со щитом или на щите”. Это значило: возвращайся с победой или вовсе не возвращайся живым. Потерять щит в бою считалось позором, а тело погибшего воина приносили на щите.

Известны лаконизм и меткость русских народных пословиц и поговорок, многие из которых едко высмеивают многословие, болтливость: “звону много, да толку мало”; “язык без костей”; “лучше ногою запнуться, чем языком”…

Выберите, пожалуйста, один из эпиграфов к нашему занятию и запишите его. Объясните, почему сделали такой выбор.(Слайд 2)

Правдивость речи хороша и гладкость,
Но как прекрасна слов правдивых краткость.
А. Навои

Коротко да ясно, оттого и прекрасно.
Русская пословица

При работе нам понадобятся следующие термины: лаконизм, краткий, короткий, компрессия, тема текста, главная мысль текста, ключевые слова. Чтобы вспомнить их значение, я предлагаю вам сыграть в “Крестики-нолики”. (Слайд 3).

Ученики. Ребята выбирают с игрового поля термин, объясняют его значение. Если ответ верен, ставят свой знак – “Х” или “0”.

Учитель.

Что значит “СЖАТЬ ТЕКСТ”? (Слайд 11). “Сжать” текст – это значит “сократить его, но при этом сохранить основную мысль в каждом абзаце”; “убрать все лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное”; “отказаться от подробностей”. Задача сжатого изложения – кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. При сжатом изложении обязательно сохранение стилевых особенностей, основных мыслей автора, логической последовательности событий, характеров действующих лиц.

Как представить это в виде картинки? (Слайд 12). ПИСЬМО. В нем мы свободно излагаем свои мысли, не следим за количеством слов. Если у нас мало времени, мы пишем ЗАПИСКУ, излагая только самое главное, сообщая минимум подробностей. Если мы ограничены в количестве слов, то пишем ТЕЛЕГРАММУ. Вот так можно представить степени сжатия текста.

Сначала мы потренируемся выбирать емкие и краткие слова для выражения мысли. (Слайд 13).

КРОССВОРД

  1. Резко, с шумом закрыть (захлопнуть).
  2. Плохо растущий, болезненный (чахлый) – Каким художественно-изобразительным средством является это слово?
  3. Идти, делая частые, мелкие шаги (семенить).
  4. Говорить, перебивая друг друга (наперебой) – наречие.
  5. Такой, в котором приятно и удобно жить (уютный).
  6. Ударить, сильно размахнувшись (наотмашь) – Почему на конце Ь?

Посмотрите, как называется этот прием – ЗАМЕНА. Попробуйте свои силы в тетрадях. Замените выделенные слова одним словом. Задание 1. (Слайд 14–15)

1. Все взглянули друг на друга с немым удивлением.

Ученики. Все переглянулись с немым удивлением.

2. В жизни всегда есть место героическим, самоотверженным поступкам.

Ученики. В жизни всегда есть место подвигу.

3. Долгое время он жил, как Робинзон, на не заселенном людьми острове.

Ученики. Долгое время он жил, как Робинзон, на необитаемом острове.

Учитель.

Запишите название этого способа: замена выражения одним словом.

Ученики. Ученики записывают название способа на теоретическую страницу тетради.

Учитель.

Чем интересно следующее предложение? Задание 2. Как его можно сократить? (Слайд 16).

В степи ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет пахучая ромашка, горит пунцовыми пятнами дикая гвоздика.

Ученики.

Это бессоюзное сложное предложение. Его особенностью является интонация перечисления, которая встречается и при однородных членах предложения. Поэтому для сокращения можно к сказуемым и подлежащим подобрать обобщающие слова: желтеет, белеет, синеет, горит пунцовыми пятнами – пестреет; дрок колокольчики, ромашка, гвоздика – цветы. В степи пестреют цветы или Степь пестреет цветами.

Учитель.

Это явление в русском языке называется синтаксической синонимией.

Запишите название этих способов: 1) замена сложного предложения простым; 2) замена однородных членов обобщающим словом.

Следующее задание по группам.

1-я группа выполняет задание № 3.

Заменить придаточную часть сложноподчиненного предложения существительным с предлогом.

  1. Если температура на Земле повысится всего на несколько градусов, повсюду изменится климат, нарушится вся жизнь людей.
  2. Для того чтобы осуществить свою мечту, люди готовы пожертвовать многим.

2-я группа выполняет задание № 4.

Заменить придаточную часть сложноподчиненного предложения причастным оборотом. Указать, в каких конструкциях определительные значения выражены сильнее. Объяснить знаки препинания в измененные предложениях.

  1. Багряная листва, которая была покрыта росой, шуршала под ногами.
  2. В застывшем небе гасло последнее облако, которое было освещено холодным закатом.
  3. Огромные тучи, которые были озарены огнями гавани, грудились над портом.

3-я группа выполняет задание № 5.

Заменить придаточную часть сложноподчиненного предложения деепричастным оборотом. Указать, в каких конструкциях обстоятельственные значения выражены сильнее. Объяснить знаки препинания в измененные предложениях.

При деепричастном обороте субъект действия, обозначенный глаголом-сказуемым, и субъект действия, обозначенный деепричастием, должны совпадать.

  1. Настоящий товарищ, если что-то пообещает, никогда не станет тянуть с выполнением обещания.
  2. Вы надолго запомните красоту и необъятность нашей Родины, когда отправитесь путешествовать по ней.

Ученики выполняют задания по группам. При проверке они сверяют свои ответы со слайдами 17,18,19.

Учитель.

Запишите название этого способа: замена придаточных существительным с предлогом, причастным или деепричастным оборотами.

Следующий прием ИСКЛЮЧЕНИЕ второстепенной информации. Справиться с этой задачей вам поможет памятка.

Ученики читают памятку.

  1. Выделяем в каждом предложении ключевые слова, обращаем внимание на главную часть СПП.
  2. Отсекаем пояснения, детали, описание маловажных фактов, комментарии.
  3. Отбираем лексические и грамматические средства, способные связно и кратко передать информацию.

Учитель.

Выполните, пожалуйста, задание 6. На основе текста составьте телеграмму. (Слайд 20).

  1. Альфред Нобель, известный шведский писатель и бизнесмен, был человеком контрастов: он был сыном банкрота, а стал одним из самых богатых людей в мире, он любил людей, но остался один на всю жизнь, был патриотом, но умер далеко от родины, в Италии, его изобретения были известны во всех странах мира, но сам он никогда не был известен лично.
    (Слайд 21).
  2. Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. Язык человека – точный показатель его человеческих качеств, его культуры. (Д.Лихачев)

Учитель.

Третий прием – СЛИЯНИЕ. Несколько предложений объединяем в одно. Используя памятку, выполните задание 7. Помните, что слияние не обходится без исключения.

Ученики читают памятку.

  1. Выделяем в каждом предложении ключевые слова, обращаем внимание на главную часть СПП.
  2. Определяем главную мысль высказывания.
  3. Определяем смысловые отношения между предложениями (причина – следствие, формулировка закона – пример). Анализируем союзы и союзные слова, вводные конструкции.
  4. Отсекаем пояснения, детали, описание маловажных фактов, комментарии.
  5. Отбираем лексические и грамматические средства, способные связно и кратко передать информацию.

(Слайд 22).

Великий художник и ученый Леонардо да Винчи говорил, что наступит время, когда все ученые будут художниками. Известно, что наука и искусство ставят перед собой разные цели. Но именно потому что они разные, у них есть основание объединиться для взаимной опоры. Ибо то, чего не хватает художнику, он может почерпнуть в науке, и, наоборот, исследователь восполняет недостающее общением с искусством.

Ученики.

Великий художник и ученый Леонардо да Винчи говорил, что у науки и искусства есть основание объединиться для взаимной опоры.

Учитель.

Попробуем применить наши знания в работе с текстом. Выполняем задание 8.

Ученики читают текст.

Не менее четырех тысяч лет назад из шиповника была выведена роза. Родина розы – восток. Персы выращивали розы в таком количестве, что даже страну свою назвали “Сад роз”.

Настоящий культ роз был в Древнем Египте. Во время прогулок фараона и его гостей дорожки усыпали розами. Во время пиров розовые лепестки сыпались сверху на гостей. В Риме роза стала символом храбрости. Выдающиеся военачальники и политические деятели награждались венками из роз. В средние века во Франции роза стала символом красоты. На празднике роз выбирали королеву – самую красивую девушку.

А вот в Англии роза стала символом войны. В 1455 г. два знатных рода не могли договориться о том, кто из них займет королевский трон. Началась тридцатилетняя война, которая получила название войны Алой и Белой розы, потому что в гербе одних претендентов на престол была красная роза, а в гербе других – белая.

Сейчас роза, как и раньше, носит гордое звание царицы цветов, радует людей своей красотой.

Из журнала “Вокруг света”

Учитель.

Используя знания по анализу текста, попробуйте разложить пасьянс. (Слайды 23–41).

  1. Определите стиль. (Публицистический.)
  2. Определите тип речи. (Повествование.)
  3. Определите тему текста. (Роза.)
  4. Определите главную мысль текста. (Роза – королева цветов.)
  5. Сколько микротем в тексте? (4)
  6. Какой прием сокращения лучше использовать во втором абзаце? (Исключение и слияние.)

Учитель.

Сократите текст. (Для экономии времени можно предложить сократить текст по вариантам). Проверьте, пожалуйста, ваш вариант с моим. (Слайд 42).

Наш урок подходит к концу. Подведем итоги. Что вы узнали сегодня на уроке? (Слайд 43).

Рефлексия.

Учитель.

Мы не зря сегодня с вами трудились, посмотрите на результаты нашего труда. Это проект первого выпуска газеты “С миру по нитке…” (Слайд 44). Спасибо за работу. Встретимся на следующей лекции.

Домашнее задание. Подобрать текст научного или публицистического стиля и, используя приемы сжатия, сократить его.

Приложение 1

Приложение 2