Применение презентации на уроках математики

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (2 МБ)


Применение презентации на уроках математики несет в себе широкие возможности:

  • презентацию можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор – как технические средства, позволяющие показ презентации в классе;
  • презентация может служить учебным пособием, сопровождающимся комментариями учителя, а может служить презентацией учебного проекта, выполненного учениками.

Применение презентации на уроке позволяет задействовать все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный, что повышает уровень усвоения учебного материала.

Метод проектов, в свою очередь, реализует совокупность исследовательских, поисковых методов и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую.

Презентация может быть использована на уроке математики следующим образом:

Как сопровождение объяснения учителя.

  1. Есть уроки, на которых необходимо показать таблицы, схемы или портреты. В данном случае презентация может представлять собой один – два слайда-картинки или последовательность соответствующих слайдов и делает рассказ учителя более наглядным, интересным, запоминающимся.
  2. Есть уроки, на которых изображение, выполняемое мелом на доске не дает нужной наглядности и требует значительных временных затрат (например работа с гафиками или выполнение изображений пространственных фигур на плоскости). В данном случае презентация дает не только четкий, аккуратный чертеж, но и возможность проследить последить последовательность его выполнения (при необходимости – не один раз).

В качестве примера такого урока можно привести фрагмент объяснения нового материала на уроке геометрии по теме «Задачи на построение сечений».

Тема урока: Задачи на построение сечений параллелепипеда.

Урок проводится в 10 классе и соответствует п. 14 учебника « Геометрия 10 – 11» Л.С. Атанасяна или в 11 классе и соответствует п. 41 учебника « Геометрия 10 – 11» А.В.Погорелова.

Основная цель урока:

  • Образовательная – сформировать понятие сечения призмы и правила построения сечений; выработать практические навыки построения сечений.
  • Развивающая – создание благоприятных условий для развития творческой и мыслительной деятельности учащихся через деятельностный подход к изучению нового материала; способствовать развитию графической культуры, быстрого переключения с одного вида деятельности на другой, способности видеть проблему, формированию навыков самостоятельной работы, способности анализировать обобщать делать выводы.
  • Воспитательная – привитие интереса к предмету, расширение кругозора, осознание математики, как части общечеловеческой культуры.

Далее приведен фрагмент урока, соответствующий объяснению нового материала в соответствии с положениями технологии деятельностного метода.

Постановка учебной задачи.

– Как вы можете орпределить понятие сечения призмы? (Плоскость, по обе стороны от которой имеются точки данной призмы. Сечение пересекает грани призмы по отрезкам.)

– Какая фигура являться сечением параллелепипеда и почему? (Треугольник, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник, т.к. максимальное число граней параллелепипеда равно 6.)

– По каким данным можно построить сечение и почему? (Способы задания плоскости: через три точки, не лежащие на одной прямой; через две пересекающиеся прямые; через прямую и не лежащую на ней точку; через две пересекающиеся прямые.)

– Если секущая плоскость пересекает две противоположные грани по каким-то отрезкам, что можно сказать об этих отрезках и почему? (Они параллельны по свойству о линиях пересечения двух параллельных плоскостей третьей плоскостью.)

– Как построить сечение параллелепипеда? (Создание проблемной ситуации - построение сечения зависит от данных условия задачи.)

Построение проекта выхода из проблемной ситуации.

Задача 1: Построить сечение, проходящее через ребро AA1 и точку М. (Презентация 1, слайд 2, демонстрируется только условие задачи.)

– В какой последовательности будет построено сечение? (MN ║ АА1, АА1MN – искомое сечение. Учащимся предлагается самостоятельно построить сечение. На работу отводится ≈ 3 минуты. Для проверки правильности выполнения слайд 2 продолжается по щелчку.)

Задача 2. Построить сечение, проходящее через точки М, N и К. (Презентация 1, слайд 3, демонстрируется только условие задачи.)

Открытие нового знания происходит в ходе фронтальной беседы, где отвечая на вопрос учителя, учащиеся догадываются о следующем шаге пстроения, о том, что будет в следующем слайде.

– Какие грани параллелепипеда обязательно пересечет искомое сечение и какие отрезки можно построить сразу? (АА1В1В, ВВ1С1С, АА1D1D и ABCD – по щелчку на слайде выполняется построение отрезков MN и MK.)

– Мы построили отрезки по которым искомое сечение пересекает грани АА1В1В и АА1D1D. Прямая по которой сечение пересечет плоскость ABCD называется СЛЕД.

– Сколько точек необходимо построить, чтобы построить след? (Две.)

– Как вы думаете, точки пересечения каких прямых будут принадлежать следу? (MN и АВ; МК и AD – по щелчку на слайде выполняются построения MN ∩AB = X, MK ∩ AB = Y, ХY–след)

– Какая еще прямая может пересечь след? (ВС – по щелчку на слайде выполняется построение BC ∩ XY = Z.)

– Осталось построить конец отрезка, по которому искомое сечение пересечет грань ВВ1С1С. Как выполнить это построение? (Точка пересечения прямых XY и NZ – по щелчку на слайде выполняется построение XY ∩ NZ = P, MNPK – искомое сечение.)

Задача 2. Построить сечение, проходящее через точки М, N и К. (Преэзентация 1, слайд 3, демонстрируется только условие задачи.)

Ученикам предлагается выполнить обучающую самостоятельную работу

и решить данную задачу самостоятельно. На данном этапе допускается парная, групповая работа и консультивная помощь учителя. На работу отводится ≈ 7 минут. Для проверки используется слайд 3 Презентации 1.

Как информационно-обучающее пособие.

В данном случае речь, как правило, идет об уроках общеметодологической направленности (итогового повторения), которые посвящены структурированию и систематизации изучаемого материала, а также освоению алгоритмов обобщенных способов действий.

Такой урок можно проводить в виде фронтальной беседы, где учащиеся отвечают на вопросы учителя, а их ответы закрепляются слайдами, следующими за ответами по щелчку.

В современном образовательном пространстве ключевое значение отводится деятельности ребенка, поэтому замечательно, если есть возможность сделать такие уроки презентациями учебных проектов учащихся. На таких уроках ведущая роль отводится ученикам – авторам проекта, а учитель выступает в роли организатора и координатора.

В качестве примера применения презентации на уроке общеметодологической направленности можно привести фрагмент урока геометрии по теме «Четырехугольники».

Тема урока: Четырехугольники.

проводится в 8 классе и соответствует Главе V учебника «Геометрия 7 – » Л.С. Атанасяна или п.п. 50 – 59 учебника « Геометрия 7 – 9» А.В.Погорелова.

Основная цель:

  • Образовательная – повторить, обобщить и систематизировать знания о четырехугольниках.
  • Развивающая - создание благоприятных условий для развития мыслительной деятельности учащихся через деятельныстный подход; способствовать развитию самостоятельности, способности анализировать, обобщать, делать выводы, ясно и четко излагать свои мысли.
  • Воспитательная – привитие интереса к предмету, расширение кругозора, осознание математики, как части общечеловеческой культуры.

Далее приведен фрагмент урока, соответствующий обобщению и систематизации теоретических знаний по теме «Четырехугольники».

Данный фрагмент урока строится в виде фронтальной беседы, где учащиеся отвечают на вопросы учителя, а их ответы закрепляются слайдами, следующими за ответами по щелчку.

– Какие две большие группы мы выделяем из множества четырехугольников? (Параллелограмм и трапеция, их определения – Презентация 2, слайд 2.)

– Какие виды параллелограммов вы знаете? (Прямоугольник, ромб, квадрат, их определения – слайд 2, каждый вид параллелограмма открывается по щелчку.)

– Какие виды трапеции вы знаете? (Равнобокая, прямоугольная, их определения – слайд 2, каждый вид трапеции открывается по щелчку.)

– Перечислите свойства параллелограмма. (Слайд 3, каждое свойство открывается по щелчку.)

– Перечислите свойства прямоугольника. (Слайд 4, каждое свойство открывается по щелчку.)

– Перечислите свойства ромба. (Слайд 5, каждое свойство открывается по щелчку.)

– Перечислите свойства квадрата. (Слайд 6, каждое свойство открывается по щелчку.)

– Перечислите свойства равнобокой трапеции. (Слайд 7, каждое свойство открывается по щелчку.)

Еще несколько советов из практики применения презентации на уроке математики.

Использовать презентацию на уроках математики для традиционного контроля знаний учащихся не рационально. Для создания различного вида тестов есть специальные компьтерные программы. Одна из таких программ – «My Test» – позволяет создавать различные виды тестов и очень проста в применении. Создание презентаций для контроля знаний дело трудоемкое и неблагодарное.

Крайне не эффективно использовать презентацию на уроках-лекциях как опорный конспект, содержащий краткий текст и основные формулы. Как показывает опыт, результаты такого урока оставляют желать лучшего. Если текст, заложенный в презентации, является учебным материалом, который необходимо выучить и ученики вынуждены переписывать его тетрадь, то в данном случае рациональнее поработать с учебником, найти и выделить в нем необходимый материал.

Презентация не должна занимать весь урок. Презентация должна присутствовать только на том уроке, которомуона действительно необходима и которому без нее трудно обойтись. Презентация, по возможности, должна сопровождаться фронтальной беседой, где учащиеся отвечают на вопросы учителя, а их ответы закрепляются слайдами.