Урок окружающего мира "Наша страна – Россия"

Разделы: Начальная школа


УМК: «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф. Виноградовой

Цели урока:

  • Познакомить учеников с государственной символикой, объяснить, что такое «столица».
  • Воспитывать патриотические чувства – любовь к Родине, уважение к её истории.
  • Развивать интерес к творческой деятельности.

Оборудование: учебник « Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой, рабочая тетрадь, мультимедийное  оборудование.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Сообщение темы и цели урока. (Приложение 1. Слайд 1)

– Ребята, сегодня мы принимаем участие в международном детском форуме. Форум – это собрание, где можно получить много интересной информации. Представим, что здесь собрались представители всех стран, и каждый из них должен познакомить других со своей страной. Мы с вами расскажем о России: о её символике, столице, о дружных народах, которые её населяют.

2. Знакомство с новой темой

Чтение наизусть учеником стихотворения Р.Ладонщикова  «Наша Родина» (Приложение 1. Слайд 2)

И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.

Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.

Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда-то взято
И упрочено трудом!

3. Работа над темой урока

– А теперь проверим, кто из вас лучше знает о нашей Родине? (Проведение речевой разминки. Работа по тетради стр. 46)

(Приложение 1. Слайд 3.)

– Видите, как огромна наша Родина. (Приложение 1. Слайд 4). Она протянулась с востока на запад и занимает большую часть материка Евразия. (Приложение 1. Слайд 5).
– Россию населяют многие народности: белорусы, украинцы, казахи, татары, армяне, всех и не перечислить. И все они  живут дружно, проявляя уважение друг к  другу.

Государственная символика

 – У каждой страны есть своя символика, т. е. государственные знаки: герб, гимн и флаг. Есть они и у России.
–  Герб – это официальная эмблема государства   (Приложение 1. Слайд 6).

– Как вы думаете, где можно увидеть государственный герб? (На пограничных столбах, которых устанавливают на границах России с другими странами, на важных документах, на деньгах).
– На гербе России изображен четырехугольный щит с золотыми двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел  увенчан двумя малыми коронами, а над ними одна большая корона, соединенная лентой. Герб имеет не только страна, но и каждый город.

4. Творческая работа в тетрадях

– Нарисуем гербы двух городов: в одном городе много фруктовых садов, а окружают его хлебные поля. Другой город стоит на большой реке, и в нем есть порт, где стоят и ремонтируются большие корабли.

– Еще один знак государственного отличия – флаг (Приложение 1. Слайд 7)

Вопросы:

– Какие цвета на флаге?
– Как вы думаете, что они обозначают? (Белый: мир, чистота, правда, благородство. Синий: небо, духовность, вера. Красный: отвага, героизм, огонь.)
– Еще  у каждой страны  есть свой гимн. Это торжественная песня, которая исполняется в особых случаях. Когда звучит гимн, его слушают стоя.

5. Работа с учебником. Выразительное чтение гимна

(Учебник стр.104)

Работа по вопросам:

– Кто написал гимн? (С. Михалков)
– Узнаем мы из гимна о величии России, о её силе? (Да)
– Видим, какая  это огромная страна, сколько морей, полей и лесов на её просторах?
– Узнаем, сколько  народов живет в России? Как они дружат, помогают друг другу?
– Гордимся мы своей Родиной?

6. Физкультминутка

Дерево кончается
Где-то в облаках,
Облака качаются
На его руках.
Эти руки сильные
Рвутся в вышину,
Держат небо синее,
Звезды и луну.

7. Продолжение работы над темой урока

Каждая страна имеет столицу – главный город. Столица России – город Москва.
Приложение 1. Слайды 8, 9: «Древняя Москва», «Древний Кремль». Современная Москва (Слайды 10, 11, 12, 13, 14): «Красная площадь», «Третьяковская галерея», «Выставочный зал», «Большой театр», «Московский университет».

Комментированное чтение статьи учебника (стр.105) с показом слайдов 15, 16.

8. Закрепление изученного материала

Работа над пословицей: «Москва – всем городам мать».

9. Рефлексия

– Представьте, что вы в гостях у английских школьников. Расскажите им о нашей Родине.

10. Творческое домашнее задание: нарисовать на альбомном листе герб своего города и рассказать о нем.