Литературные сказки. В.Даль. "Война грибов с ягодами". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • познакомить с основными этапами жизни и деятельности В.И. Даля;
  • развитие навыков анализа литературного текста;
  • развивать чутьё к слову, чувство рифмы, образность речи;
  • воспитание культуры учебного труда.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня замечательное осеннее утро.

Яркое солнышко заглянуло в класс и дарит нам свою улыбку.

Подарите улыбки и вы друг другу и пожелайте успешного учебного дня.

II. Актуализация опорных знаний.

Вступительная беседа.

- С какими произведениями мы познакомились на прошлых уроках?

- К какому жанру они относятся? (Авторские (литературные) сказки.)

- Чьи сюжеты чаще всего использовали авторы? (Народных сказок.)

- Что такое обработка народной сказки писателем? (Сохраняется сюжет, герои, язык, особенности текста, его идея.)

- Чем же тогда обработка сказки отличается от первоисточника? (Автор делает текст более грамотным, подчёркивает его особенности, достоинства.)

III. Постановка учебной задачи.

- Сегодня мы с вами будем выступать в роли исследователей литературной сказки (Приложение. Слайд 1). А работать мы будем с произведением автора, с которым вы знакомы.

IV. Открытие детьми нового знания.

1. Игра «Угадай-ка!».

- Постарайтесь узнать, о каком писателе я говорю.

  • Он учёный, прекрасный знаток русского языка, фольклора.
  • Он собирал сказки, песенки, поговорки, записывал их, обрабатывал специально для детского чтения.
  • Его сказки советовал читать А.С.Пушкин.
  • Он составил «Словарь живого великорусского языка».
  • Его псевдоним Казак Луганский, от названия города, в котором он родился. (Слайд 2) (Владимир Иванович Даль.)

2. Знакомство с основными этапами жизни В.И. Даля.

/Работа в Тетради для чтения с. 48-49./

- Работаем в группах. Познакомьтесь с основными этапами жизни В.И. Даля и ответьте на поставленные вопросы.

- Что особенно запомнилось? (1. Писательская (литературная) деятельность. Собирание русского фольклора и составление словаря. 2. Язык.)

- Вопросы Т. 1.1 с.49. (Слайд 3)

3. Работа с названием текста, иллюстрацией. Прогнозирование содержания текста.

- Откройте учебник на с.163 и прочтите название произведения, с которым мы сегодня работаем. Что можно узнать из заголовка? (Главных героев, жанр.)

- Что изображено на иллюстрации?

- Где будут происходить события?

- Что можно ещё предположить?

4. Первичное чтение.

- Как можно проверить наши предположения? (Прочесть сказку.)

- Каждая группа самостоятельно прочтёт сказку и подготовит вопросы к тексту.

- Под каким деревом вырос гриб-боровик? (Слайд 4) (Под дубом.)

- О каких ягодах не говорится в тексте? (Слайд 5) (Клюкве.)

- Как хотели грузди победить ягоду? (Шапками закидать, пятой затоптать.)

- Почему гриб-боровик решил начать войну? Какое чувство владело им? Что вы можете сказать об этом чувстве? (Зависть.)

5. Работа с иллюстрациями.

- В каком порядке происходили события, изображённые на иллюстрациях? ( Слайд 6) Подберите предложения, которые можно подписать под иллюстрациями. (Слайды 7-12)

6. Наблюдение над языком сказки.

- Что могло привлечь В.И. Даля в этой русской сказке? (Язык, слова.)

- Найдите просторечные слова и выражения. (Всяких, девки, сидючи, глядючи, прёт, сзывать, скликать, не повинны, кичливая, вздымается, насилу, отказалися, опёнки, подымается, помочь.)

- Найдите и выпишите устойчивые сочетания слов, характерные для русского простонародного языка. /Т. II. 2 с. 49/. (Сила великая, сладка ягода, ребята дружны, кичливая ягода, грозная рать, полным-полнёшенько.)

- Почему В.И. Даль, обрабатывая сказку, сохранил их? (Они естественны, создают колорит.)

- Речь сказки очень близка к стихотворной. Что характерно для стихотворной речи? (Рифмы.)

- Найдите, спрятавшиеся рифмы. (Сидючи – глядючи; опёнки – ноги тонки; лист вздымается – рать подымается; волнушки – в кадушки; опёнки – в бочонки; сзывать – скликать; сморчки – старички; волнушки – старые старушки; грузди – ребята дружны; тётка Варвара – широкие карманы; сморчки – в бурачки.)

7. Чтение по ролям.

- В каком варианте сказка звучит интереснее: когда читает (играет) один человек – сказитель, или когда её читают по ролям? Почему?

- Сколько действующих героев мы должны озвучить? (Семь: автор, Гриб-боровик, Грузди, Опёнки, Зелёная трава, Сморчки, Волнушки.)

V. Рефлексия деятельности.

Прочтите любимую пословицу В.И. Даля: «Передний – заднему мост». (Слайд 13)

- Как вы понимаете её смысл? Попробуйте связать эту пословицу с историей детской литературы. (Любой человек своим трудом помогает двигаться вперёд тем, кто идёт следом. Тоже происходит и в истории детской литературы: каждый автор готовит место для нового, иначе не может быть развития.)

- Сумели ли мы проанализировать литературную сказку?

- Как мы это сделали?

- Назовите самое трудное задание.

- Назовите самое лёгкое задание.

- Сегодня мы с вами были исследователями – изучали текст сказки. Дома выступите в роли иллюстраторов, выполнив задание в Тетради для чтения (с. 49 задание II. 3). (Слайд 14)

Посмотрите на рисунки грибов. Не забудьте, что эти рисунки должны превратиться в портреты сказочных героев.

Нравится ли вам работать с литературным текстом? На следующем уроке мы выступим в роли писателя, который обрабатывает народную сказку.

- Д/з. с. 163 – 164 чтение по ролям. Тетрадь для чтения (с. 49 задание II. 3).

- Отметки...

- Спасибо всем за работу. Урок окончен.

Список литературы.

  1. Антипова И.А., Белоусов А.Ф., Брауде Л.Ю., Ипатьева С.К., Головин В.В., Кулешов Е.В., Мишукова А.А., Свирская И.А., Соломатина В.Б., Степанова Л.В., Тихомирова И.И., Томашева Е.Н. Очерки о детских писателях. – Баласс. Москва, 2001 год.
  2. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Уроки чтения в 4–м классе по книге «В океане света». Методические рекомендации для учителя. – Баласс. Москва, 2004 год.