Урок окружающего мира "Первое знакомство со звездами"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить с понятием "солнечная система", с отличием Земли от других планет, с видами звезд. Воспитание гордости и уважения к советским летчикам - космонавтам и ученам.

Оборудование: плакат с изображением планет, иллюстрации с изображениями созвездий; карточки с названиями профессий, мультимедийный фильм "Земля - наш общий дом", тесты, упраж., "Учись быть первым!" - литературно-художественный альбом. Энциклопедия для детей. Видеокадры улицы Гагарина.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Знакомство с новым материалом.

1. Речевая разминка.

- Послушайте стихотворение, которое подготовили ребята (выходят 4 человека).

1). Начало загадки

Для малыша

- В воротах
Калитку он трогает
И, не дыша,
В щелочку смотрит:
А что там?

2).

Растешь ты - загадка
В простор голубой
К небесным взмывает
Высотам.

На Солнце сверкает,
Мерцает звездой...
И ты повторяешь:
А что там?

3).

Точь-в-точь, как тебе,
Но еще в старину
Хотелось узнать
Звездочетам.

Смотрели на солнце они,
На луну
И тихо шептали:
А что там?

4).

К неведомым звездам
Настанет черед
Умчаться с Земли Звездочетам.
Но, к цели пробившись,
Закончив полет,
Вновь взгляд устремят
Космонавты вперед
И спросят упрямо:
А что там?

Ребята, скажите, что же всех интересует в этом стихотворении?

- Сегодня на уроке мы поговорим о космосе, о Солнце, о звездах. (Включаю видеофильм "Галактики" с музыкой - ДЕМО- № 6) Рассказ учителя о звездном небе.

Поэты и художники считают, что человек стал человеком , когда взглянул на звездное небо и удивился. Ни одно животное не умеет удивляться! С давних времен человека манило ночное небо - загадочное и непонятное. Звезды бывают разные: великаны и лилипуты, голубые и желтые, горячие и более холодные. Голубые и белые звезды - самые горячие, желтые звезды - теплые, а оранжевые и красные - наиболее холодные. Но даже самые холодные звезды горячее любого раскаленного металла. А помогут нам узнать об этом очень важные гости. Они расскажут вам много интересного.

2. Инсценирование.

Вы, ребята, конечно, знаете свой адрес и можете сказать, в каком доме, на какой улице и в каком городе вы живете?

А где находится наш город? (В России.)

Наша родная страна, как и другие страны мира, расположена на земном шаре, на планете по имени Земля.

А можете ли вы ответить, где живет Земля?

Давайте спросим об этом Землю, пусть она сама расскажет. Да, да, вы не ослышались. К нам на урок пришла Земля, и не одна.

(Заходят дети: две девочки - "Земля", "Венера", остальные -мальчики - "планеты". "Земля" одета в голубое платье, "планеты" имеют таблички - каждый свое название).

Учитель: Земля! Скажи, пожалуйста, свой адрес!

Земля: Отвечу вам, хоть и некогда мне разговаривать: кручусь, верчусь без отдыха день и ночь. Мой родной район - Солнечная система. (Включаю видеофильм "Солнечная система" - ДЕМО - № 1). Свое имя получила в честь щедрого светила Солнца, которое сияет в самом его центре. У Солнца девять планет. Ближе к Солнцу, на Первой Кольцевой дороге живет Меркурий.

Меркурий: Я самая близкая к Солнцу планета. В диаметре я -4878 км, я значительно меньше Земли.

Учитель: На второй Кольцевой живет Венера.

Венера: Я почти такая же по размеру, как Земля. Я похожа на белый шар, потому что как бы окутана покрывалом белых облаков.

Учитель: На третьей - я сама живу, на четвертой - Марс.

Марс: Я отличаюсь от других планет своим красноватым цветом. Я всегда привлекал внимание к себе ученых. Ведь до сих пор не могут ответить точно, есть ли жизнь на Марсе. Ну, а почему Марс такого странного цвета? Когда автоматические устройства побывали на Марсе, сфотографировали меня, сразу стало ясно: красным я кажусь из-за своей земли - она красно-бурого цвета. И марсианское небо не голубое, как над Землей, а тускло-розовое из-за частичек красноватой пыли. Днем здесь можно загорать, но к вечеру, с заходом Солнца, резко холодает, а ночью ударяет такой мороз, что впору шубу надевать. Вот такая интересная планета!

Учитель: За Марсом располагаются планеты-великаны.

Юпитер: Я самая большая планета Солнечной системы. Мой диаметр в 11 раз больше диаметра Земли. Напоминаю я желтоватый шар, разрисованный цветными продольными полосами.

Сатурн: Я тоже больших размеров, но главное мое отличие от других планет - мои кольца. Кольца опоясывают меня и нигде не соприкасаются с поверхностью. Они вращаются вокруг меня.

Уран: Я соседствую с Сатурном, по размерам превосхожу размеры Земли и имею серебристо-зеленый цвет.

Нептун: Я похож на планету Уран своим зеленоватым цветом и размерами.

Учитель: Ну, и самый дальний мой сосед, который живет на девятой улице, - это Плутон.

Плутон: Обо мне мало что известно. Внешне я похож на Землю, но я очень холодный, и все сковано ледяным панцирем.

Учитель: Все они безостановочно вращаемся вокруг Солнца, каждая по своей дороге-орбите, много-много тысячелетий подряд.

Учитель: Земля, а где находится твой район - Солнечная система, в каком городе?

Земля: В городе, который называется Галактика. И таких районов, как мой, в нем бесконечно много. Если вы поглядите на вечернее небо, то увидите звезды. Это далекие огни моего города. С Земли они кажутся крошечными искорками, на самом деле каждая звезда - громадное солнце.

Учитель: А много ли таких городов на свете?

Земля: Да, звездных городов, как моя Галактика, огромное количество. До сих пор никто не знает, сколько их. И все они находятся в стране, которая называется Вселенная. У нее нет начала, нет конца. Свою страну люди могут облететь на самолете, объехать на машине, даже обойти пешком. Мою - даже мысленно невозможно ни объехать, ни облететь - такая она громадная!

Мы ответили на ваши вопросы, а теперь нам пора. До свидания!

Учитель: Спасибо, уважаемые гости.

Вы много нового и интересного нам рассказали. Счастливого пути!

(Дети-"планеты" уходят.)

- Ребята, подумайте, чем наша планета Земля отличается от других планет Солнечной системы?

3. Беседа о Солнце.

- Отгадайте загадку.

На тарелке колобок - "золотой горячий бок",
А тарелка голубая - не видать конца и края.

(Солнце.) (Включаю видеофильм "

Вид солнца" - ДЕМО - № 5, 1 кадр останавливаю.).

- Ребята, а может ли существовать Земля без солнечного света и тепла?

Правильно, ребята, без Солнца в нашем космическом доме - Солнечной системе - было бы темно и холодно. Без него на Земле не было бы жизни, и нас с вами тоже бы не было... Но что же из себя представляет Солнце?

Солнце - ближайшая к Земле звезда, громаднейший раскаленный газовый шар. Самый огромный во всей Солнечной системе. Если представить, что Солнце величиной с арбуз, то рядом с ним Земля будет выглядеть, как ягода смородины. Вес Солнца показываю на весах. Затем включаю видео упражнение № 2. Определи вес Солнца пользуясь учебником и отметь мышкой на компьютере?

3. Работа с учебником.

- В далекие времена люди, рисуя Вселенную, помещали Землю в центр. Посмотрите на схему. Как вы думаете, все ли на ней правильно? Стр.9

Так представляли Вселенную до открытия Н. Коперника.

А на стр.10 так представлял себе нашу Вселенную Н. Коперник.

В древности люди считали, что Земля находится в центре Вселенной, а вокруг неё вращаются и Солнце, и Луна, и другие планеты. Даже сейчас мы говорим: солнце садится, восходит, хотя это неверно, потому что Солнце находится в центре Солнечной системы, а Земля вращается вокруг своей оси.

Давайте представим небольшой торговый город Торунь на реке Висле, что находится в Польше. 19 февраля 1473 года, то есть более 500 лет назад, в этом городе родился будущий великий учёный Николай Коперник. Он был очень образованным человеком: хорошо знал математику, медицину. Но самым большим его увлечением была астрономия.

Н. Коперник написал книгу "О вращениях небесных сфер", в которой доказал, что Земля - небесное тело, которое вращается вокруг Солнца и совершает оборот вокруг него за один год. Благодаря этому происходит смена времён года. Кроме этого, Земля вращается вокруг своей оси, совершая оборот за одни сутки. Поэтому в течение суток на Земле день чередуется с ночью.

  • Почему открытие этого учёного было очень важным? Ответить на этот вопрос ты сможешь самостоятельно, сравнив схемы, изображающие представления о Вселенной до Н. Коперника и после его открытия.

4. Форма Земли

Первый кто увидел нашу землю из космоса - Юрий Алексеевич Гагарин - летчик - космонавт СССР, полковник, Герой Советского Союза. 12 апреля 1961 году впервые в истории человечества совершил полет в космос на космическом корабле "Восток". (показ слайдов ДЕМО № 6) В честь Юрия Алексеевича Гагарина названы улицы, площади, учебные заведения и кратер на обратной стороне Луны. Так и в нашем городе Альметьевске есть улица Гагарина. (показ слайдов).

Выполним упражнение (включаю видио упражнение №3)

III. Итог урока

- Что находится в центре Солнечной системы?

- Назови небесные тела? (на компьютере задание № 6).

- Назови самые горячие звезды? (тесты на компьютере № 5 и № 2)

IV. Домашнее задание: пересказ стр. 6-11, в тетрадях стр. 3.