Тригонометрические уравнения. 11-й класс

Разделы: Математика

Класс: 11


Цели урока:

  • Обучающие:
    • обобщение  и систематизация знаний и способов действий;
    • проверка, оценка и коррекция знаний и способов действий;
    • обучение самоконтролю, быстрому переключению с одного типа заданий на другой;
  • Развивающие:
    • развитие самостоятельности, внимательности;
    • формирование умения выбирать оптимальную стратегию при решении конкретной задачи и работы в целом;
    • развитие умения аргументировано участвовать в обсуждении решений;
    • развитие наглядно-действенного творческого воображения;
  • Воспитательные:
    • формирование культуры математической речи;
    • содействовать воспитанию интереса к математике, активности, мобильности;
    • воспитание коммуникативной и информативной культуры учащихся.

Тип урока: урок-практикум.

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения:

  • частично-поисковый,
  • тестовая проверка уровня знаний,
  • системные обобщения,
  • самопроверка,
  • самооценка,
  • самоконтроль,
  • работа по опорным схемам.

Оборудование:

  • экран,
  • мультимедийный проектор,
  • ноутбук,
  • бланки для записи ответов,
  • таблицы,
  • блоки тригонометрических уравнений.

Структура урока.

1. Ознакомление с темой, целями и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке.
2. Актуализация знаний и способов действий.
3. Проверка знания учащимися основных понятий, правил, свойств и умения объяснять аргументировано результаты своих действий. Обсуждение полученных результатов.
4. Проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных ситуациях. Обсуждение полученных результатов.
5. Проверка умений учащихся применять знания в изменённых, нестандартных условиях.    Обсуждение результатов.
6. Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания.
7. Рефлексия.

ХОД УРОКА

Основное содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Сообщение темы, целей и задач урока
  После проверки готовности к уроку сообщает, что сегодня урок посвящается обобщению, систематизации, проверке и оценке знаний и способов действий. Ставится задача:
– находить свои ошибки,
– выявлять их причины,
– намечать пути по их устранению.
Записывают тему урока.
Готовят «личные» справочники: таблицы, схемы, формулы.
2. Проверка знаний учащимися фактического материала
Приложение 1 Актуализация знаний (с использованием компьютера). Организует повторение основного учебного материала.
Ставит задачу:
– быть готовыми приводить примеры;
– быть готовыми выделить главное.
Осуществляют  самоконтроль «знаю – не знаю».
Делают выводы по коррекции собственных пробелов. Приводят примеры.
3. Проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях
Тест № 1

Приложение 2

Инструктирует учащихся по выполнению теста № 1. Комментирует критерии оценки, время выполнения задания. Организует работу по выполнению заданий, в которых ошиблось наибольшее количество учащихся. Организует работу по обсуждению и исправлению ошибок.

Критерии оценок:
«5» – 21-22 задания;
«4» – 18-20 заданий ;
«3» – 15-17 заданий;
«2» – менее 15 заданий.

Выполняют Тест № 1.
Сверяют свои ответы с правильными ответами.
Получают оценочный результат, участвуют в обсуждении ошибок.
Записывают в тетради обоснование правильных ответов для заданий, вызывающих затруднения.
4. Проверка умений учащихся применять знания в изменённых и стандартных ситуациях
Тест № 2

Приложение 3

Инструктирует учащихся по выполнению теста № 2.
Комментирует критерии оценки и время выполнения задания.
Организует работу по самоконтролю (даёт правильный вариант ответов) и оценке работы учащихся.
Организует работу по коррекции знаний и умений по результатам.
Критерии оценок:
«5» – 8 заданий;
«4» – 7 заданий;
«3» – 5-6 заданий;
«2» – менее 5 заданий.
Выполняют Тест №2.
Самоконтроль с использованием  представленного учителем правильного варианта ответов.
Участвуют в работе над ошибками, аргументируют свои позиции.
Записывают в тетради разбор заданий, на которые следует обратить внимание.
5. Проверка умений учащихся применять знания в изменённых нестандартных ситуациях
Тест № 3

Приложение 4

Инструктирует учащихся по выполнению теста № 3:
– распределить уравнения по методам решения,
– решить уравнения.
Организует проверку правильности полученных результатов посредством коллективного обсуждения.
Выполняют Тест № 3.
Участвуют в обсуждении правильности выполнения задания на распределение по методам решения.
Решают уравнения, проверяют себя.
6.Подведение итогов. Постановка домашнего задания
Тест № 3

Приложение 4

Комментирует оценки учащихся.
Даёт рекомендации по коррекции знаний и умений в соответствии с полученными на занятии результатами.
Даёт домашнее задание:
– выбрать из предложенных упражнений уравнения, оформить подробную запись решения,
– подобрать задания из различных сборников, вызывающие затруднения.
Записывают домашнее задание.
7. Рефлексия.
  Учитель предлагает закончить предложения:
«Сегодня на уроке я понял(а), что мне необходимо …»
«При решении тригонометрических уравнений необходимо …»
«Самое трудное для меня …».
Учащиеся заканчивают предложения.

Используемые материалы и литература:

  1. А.Г. Мордкович. Алгебра и начала анализа (в 2-х частях). Ч.2: Задачник.
  2. А.Н. Колмагоров и др. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10-11 классов.
  3. Н.Н. Евдокимова Алгебра и начала анализа в таблицах и схемах.
  4. Л.М.Лысенко, А.А.Тамбовцева. Статья «Организация итогового повторения по алгебре и началам анализа в 11 классе». Сайт фестиваля «Открытый урок».
  5. А.В. Семёнов, Е.В. Юрченко. Система подготовки к ЕГЭ по математике. Материалы курса «Система подготовки к ЕГЭ».