Путешествие в зоопарк

Разделы: Логопедия


Задачи:

  • Развивать координацию движений, мимическую и артикуляционную моторику, умение двигаться в пространстве, находясь в коллективе.
  • Воспитывать произвольное внимание, слуховую и двигательную память, эмоционально – волевую сферу, чувство темпа и ритма.
  • Развивать артикуляцию и дикцию; активизировать словарь, связанный с темой, совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных множественного числа в родительном падеже), развивать фразовую речь.

Оборудование: игрушки – животные; схемы для развития мимической мускулатуры, ритмо-схемы «Капли дождя», шумовые музыкальные инструменты, фонограмма.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вводная часть

Вокальное музицирование «Приветствие»

Дети входят в зал, произвольно останавливаются.

Музыкальный руководитель. Давайте поздороваемся, споём: «Здрав-ствуй-те!» (показывает «лесенку» правой рукой).

Хором и индивидуально.

Логопед. А теперь поздороваемся друг с другом.

Дети протягивают правую руку в центр круга. Качая ими вверх и вниз, они произносят слова:

«Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!»

С концом последней фразы нужно выбрать себе партнёра и протянуть ему правую руку.

II. Основная часть

1. Упражнение на развитие голоса и артикуляции «Гудок»

Логопед. Сегодня мы отправимся в путешествие в зоопарк.

Звучит театральный шум « Поезда».
Дети определяют, на чём они поедут, подражая гудку паровоза. Сила звука регулируется дирижёрским жестом.

Дети. У-У-У – громко; у-у-у – тихо.

2. Упражнение на совершенствование грамматического строя речи

Логопед. Дети, чего у поезда много?

Дети. У поезда много вагонов, колёс, окон, дверей.

Логопед. Занимайте места, поезд отправляется.

Встают друг за другом, руки на плечах. Поют:

«Едет, едет паровоз
Две трубы и сто колёс,
Две трубы и сто колёс,
Машинистом – рыжий пёс.
Мы к соседям в гости едем,
Едем к зайцам и медведям.
Ожидайте в гости нас,
Мы приедем ровно в час».

В. Татаринов

3. Упражнение на развитие слухового внимания

Логопед. Куда мы приехали?

Дети. В зоопарк.

Логопед. Зоопарк большой и, чтобы не заблудиться. Нужно быть внимательным. Под спокойную музыку мы погуляем, посмотрим по сторонам. Услышав один удар бубна – остановитесь, два удара – встаньте в пары.

Звучит музыка Ломовой «Прогулка». Дети выполняют.

Логопед. Молодцы, все были внимательными, никто не потерялся. Можно отправляться дальше. В зоопарке много животных.

4. Упражнение на развитие артикуляционной моторики

Логопед. Посмотрите, кто это?

Дети. Это бегемот.

Логопед. Он только что проснулся и зевает. Давайте и мы «позеваем».

– Слегка улыбнуться, медленно открыть рот, подержать его в таком положении 5-10 секунд и медленно закрыть. Далее: упражнения для языка «Лопатка», «Качели».

Дети выполняют.

Логопед. Молодцы, идём дальше.

5. Развитие мимической мускулатуры

Логопед. Кто это?

Дети. Это обезьяна.

Логопед. Обезьяна умеет кривляться. Давайте и мы попробуем.

Логопед показывает схематичное изображение обезьянки – сердилки, обезьянки – страшилки, обезьянки – дразнилки, обезьянки – смешилки. Дети делают соответствующее выражение лица.

6. Упражнение на развитие чувства ритма.

Логопед. Ой, ребята, пока мы играли с обезьянкой, начался дождик. Встанем в круг и споём песенку о дожде.

Дети поют песню «Осень наступила», слова и музыка С.Насауленко.

«Осень, осень наступила,
Листья осыпаются.
Солнца нет, и потемнело,
Дождик начинается.

Припев:

Кап-кап на дорожки,
Кап-кап на ладошки,
Дождик, землю поливай,
С нами поиграй!»

(На припеве, дети в ритм музыки, стучат указательным пальцем по ладошке).

Логопед. А теперь «поиграем» с дождиком. «Прочитаем» и отхлопаем схемы.

II I  II  –  ти-ти  та  ти-ти;   II   II   I  –  ти-ти   ти-ти   та;  и т.п.

6. Упражнение на развитие артикуляции, дикции, фонематического слуха

Логопед. Молодцы. Вот и дождик закончился, отправляемся дальше. Ребята, а это кто?

Дети. Это лиса.

Логопед. В слове «лиса» есть звук «С»?

Дети. Да, в слове «лиса» есть звук «С».

Логопед. При произнесении звука «С» губы в «улыбке», кончик языка за нижними зубами. Произнесём звук «С» (хором и индивидуально).

Логопед. Послушайте и повторите за мной:

СА-СА-СА – вот она лиса;
СЫ-СЫ-СЫ – не боимся мы лисы.

Логопед. А кто боится лисы?

Дети. Зайцы.

Логопед. А вот и заяц.

7. Речевая игра

Логопед. Давайте поиграем с зайцем.

Дети встают в круг, проговаривают и выполняют движения:

«Зайка серенький сидит,                                                  Дети стоят по кругу
Он ушами шевелит.                                                           Подняв кисти рук к голове,
Вот так, вот так                                                                    поворачивают их  то в одну, то
Он ушами шевелит.                                                            в  другую сторону.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.
Надо лапочки погреть.                                                       Хлопают в ладоши.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок, скок, скок, скок.
Надо зайке поскакать.                                                        Прыгают на двух ногах.
Зайку кто-то испугал,                                                      Логопед хлопает в ладоши,
Зайка прыг… и ускакал».                                                    дети разбегаются.

8. Инструментальное музицирование «Оркестр»

Логопед. А теперь, разместившись на этой полянке, мы сыграем на музыкальных инструментах для зверей (шумовой оркестр под музыку А.И. Бурениной «Танец месяца и звёздочек»).

9. В заключение – релаксация

III. Заключительная часть

Логопед. Молодцы. Наше путешествие подошло к концу. Где мы побывали?

Дети. В зоопарке.

Логопед. Кого видели?

Дети. Бегемота, обезьяну, лису, зайца.

Логопед. Как можно их назвать, одним словом?

Дети. Животные.

Логопед. В какие игры мы играли?

Логопед оценивает деятельность детей. Предлагает отправиться на поезде обратно в детский сад. Дети встают друг за другом, впереди логопед. Под фонограмму «Поезд» топающим шагом в темп музыки «уезжают» в группу.

Литература:

  1. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика // методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. СПб.: Каро, 2005 г.
  2. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для детей с нарушениями речи. М.: Akademia, 2005 г.