Нитяная графика

Разделы: Внеклассная работа


Методика обучения нитяной графике

1. Теоретические основы обучения изонити

Дети любят рисовать, рисуют красками, карандашами, мелом и углем, существует много инструментов и материалов. Оказывается, можно выполнить рисунок даже нитью и при этом научиться прекрасно владеть иглой.

Изонить – изображение нитью – так называют этот вид деятельности. Достоинство изонити в том, что выполняется она очень быстро и аккуратно с первого раза, да и фантазии здесь есть, где разгуляться. В этой технике можно изготовить поздравительные открытки, сувенирные обложки, закладки для книг, а также декоративное панно для дизайна интерьера  и использовать в  оформлении элементов одежды.

Изонить как вид искусства впервые появилась в Англии. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища.

Изонить расширяет представление детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия при создании геометрического узора. Техника изонити требует от ребенка ловких действий, в процессе систематического труда рука приобретает уверенность и точность. Обучающийся вначале рассматривает образец, анализирует его конструктивную структуру, приемы выполнения. Затем задание усложняется, и он сам моделирует предмет, самостоятельно выбирает основу, нитки для своего изделия.

Работа в технике изонити формирует такие качества, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, терпение, то есть  способствует развитию личности ребенка.

Обучение основам нитяной графики осуществляется на практических занятиях в процессе работы в соответствии с возрастными особенностями детей. Занятия строятся на основе изучения техники, и включают обязательное выполнение специальных упражнений, тренировки по заполнению угла и окружности. При выполнении упражнений важно понять последовательность действий, построение и заполнение нитями угла и окружности.

В работе над эскизами для создания композиции в техники изонити рекомендуется использовать оба приема (заполнение угла и окружности).  Смешение двух приемов даст возможность составить интересную и сложную композицию.

При выборе формата и сложности композиции  учитываются  возрастные особенности ребенка, ставятся  посильные задачи.

В создании подготовительного рисунка важно упростить изображение, стилизовать, уходя от реалистичного изображения в выполнении «вышивки». Работа ведется от деталей к целому. По окончанию работы с эскизами, следующим шагом будет накалывание изображения на фон. Фоном может служить цветной картон, ткань, бархатная бумага и даже наждачная бумага. Чтобы эскиз не сдвинулся при накалывании с фона, его нужно закрепить скрепками или английскими булавками. Готовый фон с наколотыми отверстиями вместо линий нужно сравнить с эскизом, все ли  отверстия проколоты.

Маленькие хитрости изонити:

Если необходимо удлинить нить, то это можно сделать двумя способами:

– закрепить нить на изнаночной стороне и ввести новую с узелком с изнанки на лицо;
– привязать к концу старой нити новую и работать дальше.

Если вы хотите закончить работу или видите, что вам не хватит нитки, выводите иглу на изнанку завязывайте узел или можно не завязывая узлов, начало и конец нити (длиной примерно 1 см) аккуратно приклеить на изнанке.

Для работы в данной технике проверьте наличие материалов и инструментов:

– картон, бархатная или наждачная бумага; шелк, наклеенный на флизелин. Это основа, на которой мы создаем композицию. На одной стороне начертите рисунок – это изнанка, на другой стороне (цветной) вышивайте – это лицо изделия;
– нитки. Они могут быть катушечные или мулине, но лучше всего нитки «Ирис» или «Гарус» (ровные, блестящие и не очень тонкие). Чем больше цветов и оттенков ниток, тем богаче будет композиция;
– иголки. Выбор иглы зависит от того, по какому фону вы будете вышивать. Если это картон, то подойдет обычная: острая с маленьким ушком, если ушко у иглы будет большое,  то будут оставаться большие отверстия, что выглядит не эстетично. Если основа ткань, то желательно выбрать иглу с тупым концом и большим ушком (для работы по трикотажу). 
– чертежные инструменты: карандаш (хорошо отточенный), линейка, треугольники, циркуль;
– шило, ножницы, клей (ПВА или клей – карандаш).

Прежде чем начать работу с острыми и опасными инструментами необходимо напомнить обучающимся о правилах работы и техники безопасности:

  • рабочее место нужно содержать в порядке, каждый инструмент должен иметь свое место (игла – в игольнице; ножницы, циркуль, линейки – в пенале или стакане, нитки – в коробке);
  • игла всегда должна быть с ниткой для того, чтобы ее легче было найти, если вы случайно смахнете ее рукавом;
  • нельзя вкалывать иглу в одежду – это опасно;
  • руки во время шитья держат на весу, сидеть при этом нужно прямо и не подносить работу близко к глазам;
  • никогда не берите в рот нитки, иголки, булавки и другие предметы;
  • не следует откусывать нитку: это портит зубы;
  • необходимо помнить, что ножницы передают той стороной, где находятся кольца, циркуль, иглу и булавки – тупым концом.

Техника выполнения изонити проста и доступна даже младшему школьнику. Для ее освоения достаточно знать два основных приема:

Заполнение угла (рис.2)

  • Начертить на изнаночной стороне картона любой угол;
  • Разделить каждую сторону угла на равное количество частей (например 12);
  • Пронумеровать полученные точки, начиная от вершины. Вершину угла обозначить точкой «О»;
  • Сделать иглой или шилом проколы во всех точках, кроме вершины (точка «О»);
  • Вдеть нить в иглу, сформировать узелок;
  • Заполнить угол в такой последовательности: из точки 1 в точку 1 на другом луче угла, из точки 2 в точку 2 на другом луче угла. При заполнении угла, по лицевой стороне нити протягиваются от одной стороны угла к другой, по изнаночной – стежки располагаются строго по сторонам угла в виде пунктирных линий.

Рис. 2

Заполнение окружности (рис.3)

  • Начертите окружность (радиусом 50 мм);
  • Разделить окружность на четное количество частей (на 12 равных частей);
  • Сделать проколы во всех полученных точках;
  • Вдеть нить в иглу, сформировать узелок;
  • Заполнить окружность по схеме.
  • При заполнении окружности по лицевой стороне получается рисунок в виде звезды, а по изнаночной нить повторяет линию окружности.

Рис. 3

Изонить неотделима от понятия цвета. Если пучок света пропустить через трехгранную стеклянную призму, то он окажется разложенным на составные части, образуется цветовая полоса – спектр. Именно ее мы видим, любуясь радугой.
Видимый спектр – это непрерывный ряд изменяющихся цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. Всем знакома считалочка для запоминания основных цветов: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

Основные цвета отделены друг от друга гаммой промежуточных тонов. За основу гармоничного подбора цветов берется цветовой круг. Цвета красно-желтой половины круга и все их оттенки называются теплыми. Эти цвета более яркие, зрительно они выступают на первый план.
Цвета зелено-синей половины и все их оттенки называются холодными. Зрительно они отодвигаются на второй план.
Цвета, расположенные на противоположных сторонах цветового круга, называются контрастными (для желтого цвета контрастным будет синий и фиолетовый, так как находятся друг напротив друга), те цвета, что находятся близко к друг другу (Желтый, оранжевый, красный) – нюансными.

Гармоничные сочетания цветов получатся из оттенков, расположенных в пределах 1/4 цветового круга (например, чисто желтый гармонично сочетается с желто-зеленым). Если наложить на цветовой круг равнобедренный треугольник и поворачивать его, все три контрастных цвета, на которые укажут его вершины, а также их оттенки, дадут красивое гармоничное сочетание.

Белый, серый и черный цвета хорошо гармонируют друг с другом, а также со всеми остальными цветами спектра. При этом теплые цвета выигрывают от сочетания с серым в его оттеночных переходах до белого. Следует также обратить внимание на фон изделия – он не должен быть ярче самого узора.

При составлении композиции в технике «Изонить» (для среднего и старшего школьного возраста) можно использовать более сложные приемы. Рассмотрим прием заполнение окружности во всем его многообразии. Для этого варианты заполнения окружности сведены в таблицу.

На сколько частей разделена окружность (кол-во дырочек) Длина стежка-хорды (в какую дырочку входить иглой) Примечание
6 2 По кругу
8 2 По кругу
8 3 4 стежка  в одну сторону, 4 – в другую
12 2 По кругу
12 3 6 стежков в одну сторону, 6 – в другую
12 4 То в одну, то в другую сторону
12 5 ---//---//---//---
16 4 По кругу
16 5 То в одну, то в другую сторону
16 6 ---//---//---//---
16 7 ---//---//---//---
24 11 ---//---//---//---
24 10 ---//---//---//---
24 9 ---//---//---//---
24 8 ---//---//---//---

На рисунке 4  представлены образцы заполнения окружностей по таблице.  Из этой таблицы можно выбрать любые варианты для своей композиции.

Из угла так же можно составить множество вариантов: паутинка, звездочка, волна, елочка.

Рис. 5. Паутинка

Рис.6. Елочка

Рис.7. Волна

Рис.8. Звездочка

Узор для квадрата

Усложняя задание, выполните упражнение по заполнению квадрата (заполняется по технологии вышивания окружности).

  

Рис.9.  Квадрат

Узор «Сердечко»

Заполняется по технологии вышивания окружности (первая хорда может пролегать по центру узора);

Рис.10. Сердечко

Узор «Бабочка»

Вытянутая капелькообразное крылышко непременно получится, если вы разобрались с заполнением окружности.

Рис. 11. Бабочка

Хочется особо подчеркнуть, что в основе «Изонити» лежит не рисунок, а чертеж. Поэтому, очень важна точность и расчет.

Приобщение к изодеятельности не только через восприятие, но и через практическую деятельность, духовно обогащает. Первые уроки красоты и добра, связанные с художественным творчеством, могут остаться в памяти ребенка на всю жизнь. Бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактическое руководство этим процессом – основные слагаемые успеха. Хотелось бы порекомендовать для использования данную методику учителям начальных классов и преподавателям трудового обучения, творческие занятия изонитью развивают художественный вкус, логику, пространственное воображение, внимание и память, приучают к аккуратности, настойчивости и терпению, способствуют успешному обучению в школе.
Для работы по отслеживанию результатов деятельности, предлагаю использовать разработанную мной карту. (Приложение 1)

На занятиях изонитью пользуются специальной терминологией:

Изонить, или «Нитяная графика» – это графический рисунок выполненный нитями, натянутый в определенной последовательности на твердом фоне.
Флизилин – материал, на клеевой основе используемый в портняжном деле.
Гармония – цветовую гармонию создают разные цвета, близко или далеко отстоящие друг от друга в цветовом круге и взятые в определенных соотношениях.
Контраст – различные цвета или оттенки одного цвета, противопоставленные друг другу.
Нюанс – еле заметное отличие, например, в цвете.
Хорда – линия соединяющая две точки расположенные на окружности, но не проходящая через точку центра окружности.

План-конспект занятия по теме: «Нитяная графика»

Вид занятия: занятие-практикум

Цель: сформировать у обучающихся знания о технике изонить; вызвать интерес и желание создать мини-панно своими руками.

Задачи занятия:

  • Знакомство с изонитью как определенной техникой изображения.
  • Изучить основные этапы выполнения и терминологию.
  • Воспитывать любовь к народному творчеству.
  • Развивать умение создавать узор, используя иглу и нить, как средство изображения.
  • Вырабатывать усидчивость, терпение, чувство ритма и художественный вкус.

Оборудование занятия

  • Для  преподавателя:  картон, нитки разных цветов, ножницы, иглы, карандаш, циркуль, линейка, резинка стирательная; раздаточный материал; таблицы с последовательным выполнением  работы по оформлению круга и угла.
  • Для обучающихся:  картон, нитки разных цветов; ножницы, иглы, карандаш; циркуль, линейка, резинка стирательная.

План занятия

  • Организационный момент.
  • Беседа «Волшебная изонить».
  • Работа с раздаточным материалом.
  • Физ. минутка.
  • Практическая работа. Создание эскиза мини-панно.
  • Перерыв 10 минут.
  • Игра «Мандала»
  • Самостоятельная работа  (сопровождается музыкой «Полонез» Огинского)
  • Подведение итогов занятия.   

Ход занятия:

 1. – Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем с вами изучать новую технику изображения, изображение с помощью нити. И тема нашего сегодняшнего занятия «Нитяная графика». Давайте сейчас с вами повторим, что такое изонить. А кто может подсказать мне, какие два приема мы изучили на прошлом занятии?  Как правильно должен выглядеть рисунок с изнаночной стороны?  Какими двумя способами можно удлинить нить для продолжения заполнения угла или окружности?
– Сейчас для более полного углубления знаний, полученных на прошлом  занятии, я раздам проверочные карточки. Подпишите их в правом верхнем углу.

2. Практическая работа

– Работа заключается в следующем: нужно составить эскиз будущего мини-панно, используя известные вам приемы.  Приемы заполнения угла и окружности. Давайте сейчас все вместе вспомним о технике безопасности. Кто забыл, как работать с ножницами, циркулем и иголкой, посмотрите на стенд «Основы безопасности труда»

3.  Физминутка

И.п. – стоя, ноги на ширине плеч.
Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги.
Поднять голову, посмотреть на правый верхний угол кабинета.
Опустить голову, посмотреть на носок правой ноги.
Поднять голову, посмотреть на левый верхний угол кабинета.
Повторяем несколько раз.

4. Подготовка к работе над эскизом мини-панно (рассмотрение образцов готовых эскизов, образцов живописи по теме, подбор нитей по качеству и колористике).

5. Перерыв 10 минут.

6. Игра «Мандала»

– Понятие мандалы уходит корнями в индуизм и буддизм, где уже более 2000 лет мандала является основой для религиозной медитации. Важнейшим элементом мандалы является центр. От него в виде лучей расходятся другие элементы, которые замыкаются кругом. Из центральной точки при помощи циркуля рисуется несколько разных по диаметру окружностей. Затем процесс придумывания определяется исключительно фантазией рисующего. Важно не «вылезать» за внешний круг и мысленно ориентироваться на центральную точку. После того, как мандала нарисована, она раскрашивается цветными карандашами, акварельными красками  и т.п.

7. Работа над эскизом мини-панно

– Отдохнули? Давайте займемся воплощением ваших идей. Первое, что нужно сделать, это разметить эскиз. Затем размеченный эскиз кладем на плотный картон и начинаем иглой пробивать намеченную разметку. В итоге на картоне должен остаться эскиз из точек. Главное нечаянно не сдвинуть изображение при прокалывании, иначе получится непонятное и неправильное изображение. После разметки можно смело вышивать. Выбираем цвет рисунка на свое усмотрение. Если вам не хватает нитки, чтобы завязать ее с изнанки, приклейте ее с помощью небольшого клочка бумаги.

8. Самостоятельная работа

9. Подведение итогов занятия

– Отведенное на сегодняшнее занятие время подходит к концу. Кто не успел закончить свое мини-панно, продолжит работу над ним на следующем занятии. А сейчас я хочу, чтобы вы показали друг другу, что успели сделать, что вызвало у вас затруднение и что понравилось. Ребята, самое главное, в целях безопасности, когда вы будете убирать свои рабочие места, проследите, чтобы иголки не оказались случайно на полу.

10. Рефлексия

– Закройте глаза, представьте свое готовое мини-панно. Вы довольны своей работой? Теперь каждый решит для себя: что исправить в композиции, в цветовой гамме, как оформить работу, как ее презентовать.

Литература:

1. Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках.  М.: Легпромбытиздат, 1993 г;
2. Левина М.И. 365 веселых уроков труда. – М.: Рольф, 1999 г;
3. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997 г.
4. Горячева Е. «Волшебная Изонить», раздел: Рукоделие; газета: «Фаворит»  № 12, 2000 г.