Лесные этажи

Разделы: Начальная школа


Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: урок-путешествие.

Цели урока:

Образовательные:

закрепление понятия “природный комплекс”,
– ознакомление учащихся с лесными ярусами, видами леса, особенностями леса;
– раскрытие понятия значения леса для людей;
– обобщение знания детей о взаимосвязях живых организмов в экосистеме.

Воспитательные:

воспитание бережного, ответственного отношения к природе,
– понимание экологических проблем своего края,
– воспитание любви к родному краю.

Развивающие:

развитие познавательных интересов, внимания, любознательности.
– развитие критического мышления, монологической речи.

Задачи:

– повторить, какие организмы составляют сообщество “лес”,
– раскрыть взаимосвязи организмов.

Оборудование:

Для учителя: Учебник “Мир вокруг нас”” для 4 класса (часть 1), диск “Экология в начальной школе”, картины И.Шишкин “Корабельная роща”, В. Остроухов “Золотая осень”, И. Левитан “Весна”, И.Шишкин “Зима”, интерактивная доска, магнитофон, иллюстрации с изображением леса, цветов, насекомых, грибов, птиц.

Для учащихся: Учебник “Мир вокруг нас”” для 4 класса (часть 1), карточки с “Правилами вежливости”.

Ход урока

1. Организационный момент.

Погружение в путешествие

У. – Ребята, сегодня у нас необычный урок. Он не похож ни на один из предыдущих уроков, это урок – путешествие и начать его я предлагаю по-особенному. Придвиньте ваши стулья поближе к вашим спинкам, прижмите вашу спинку к спинке стула, ладони положите на колени и закройте глаза. Мы с вами начнём наше путешествие, а куда вы мне скажите, после того как прекратятся звуки, вы откроете глаза, и скажите, где кто из вас побывал за момент погружения.

(Учитель включает файл звуки леса) (Звуки прекращаются).

У. – Где, ребята, вы побывали за этот короткий промежуток времени?

Учащиеся:

– В лесу, возле ручья…

– А что вам указывало на то, что вы должны оказаться именно в этом месте?

Учащиеся:

– Щебет птиц, журчание ручья.

У. – Итак, мы сегодня совершим нашу экскурсию в лес (чтение учеником записи на доске).

Здравствуй, вольная природа
Лес – великая страна!
Удивительным народом
Та страна населена.

2. Актуализация опорных знаний.

У. – Ребята, как понять слова “природный комплекс”?

Учащиеся приводят свои объяснения:

– В природном комплексе все организмы живут совместно. Это значит, что они тесно связаны между собой и приспособлены к совместной жизни.

У. – Как вы понимаете слово “СООБЩЕСТВО”?

Учащиеся:

– Сообща что–то, вместе…

– Вот как Ожегов толкует в своём словаре это слово.

СООБЩЕСТВО – Группа растительных или животных организмов, живущих вместе (толковый словарь Ожегова).

У. – А так ли это нам предстоит с вами доказать. Мы попробуем приоткрыть тайны леса, понять, как он живёт. Ну, так чего же мы ждём. Начнём наше путешествие. Сегодня мы отправимся на прогулку в лес, чтобы узнать, какие деревья, кустарники растут в лесу. Но сначала послушайте одну историю.

Инсценировка.

Автор: Как-то на лесной опушке встретил старичок – лесовичок девочку  Марину.

Старичок-лесовичок: Что ты тут делаешь, девочка?

Марина: Смотрю на деревья. Одни высокие, другие ниже.

Старичок-лесовичок: Деревья в лесу растут этажами – ярусами. Лес, как   многоэтажный дом.

Марина: А разве в лесу есть этажи? Это же не дом?

У. – Сейчас мы узнаем, о каких этажах – ярусах говорил старичок – лесовичок.

3. Формирование новых понятий.

Что растёт в лесу? (Выступление помощников учителя)

1. Мы – деревья главные лесные жители. От нас зависит облик леса, его особенности. В лесу мы образуем верхние этажи или ярусы.

(На ватман, закреплённый на доске, клеится картинка с изображением деревьев).

2. Мы – кустарники расположены этажом ниже.

(На ватман, закреплённый на доске, клеится картинка с изображением кустарника).

3. Мы – маленькие кустарнички и травы растём этажом ниже кустарников. Нам хорошо в тени и яркий свет не нужен.

(На ватман, закреплённый на доске, клеится картинка с изображением травы).

4. Мы – мхи, зелёным мягким ковром покрываем почву.

(На ватман, закреплённый на доске, клеится картинка с изображением мхов).

У. – Давайте всех этих жителей объединим в одну группу, которая называется как?

Учащиеся: – Растения

У. – Что ещё растёт в лесу?

5. Мы – особая группа живых организмов.

Мы не относимся ни к растениям, ни к животным. Мы – отдельное царство грибов. В лесу мы занимаем нижние этажи.

У. – Давайте и этих жителей объединим в одну группу, которая называется как?

Учащиеся:

– Грибы.

У. – Итак всё, что в лесу растёт, занимает свой этаж. А к какому из этажей относятся молодые деревца?

Учащиеся:

– Деревья – Это будущий лес, ни к какому этажу они не относятся.

У. – Продолжим знакомство.

Кто живёт в лесу?

6. Так как в лесу много растений, то много и нас насекомых. Мы – самая большая группа.

(На ватман, закреплённый на доске, клеится картинка с изображением насекомого).

У. – Ребята, перечислите насекомых которых вы видели в лесу?

7. Мы – звери, очень разные. Среди нас есть травоядные, хищники, грызуны, всеядные.

(На ватман, закреплённый на доске, клеится картинка с изображением травоядных, хищников.).

У. – Ребята, перечислите травоядных лесных обитателей, хищников, грызунов.которых вы видели в лесу?

Учащиеся:

– Лисы, волки..

8.Нас – птиц, хоть и меньше чем насекомых, но тоже много в лесу. Перечисли нас!

(На ватман, закреплённый на доске, клеятся картинки с изображением птиц).

У. – Мы прошли полпути, устали и сделаем привал!

(Дети встают и выполняют упражнения, в это время звучит файл (звуки леса)

У. – Продолжим наше путешествие.

Кто ещё живёт в лесу ?

Загадки.

Бегает среди камней, не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но ах ! –
Удрала, а хвост в руках. “Ящерица.”

Скачет зверушка, не рот – а ловушка,
Попадут в ловушку и комар и мушка. “Лягушка.”

(Вклеиваются рисунки)

У. – А кто живёт в лесной почве?

Учащиеся:

– Черви. (вклеивается рисунок)

У. Обратите внимание, что у нас с вами получилось в ходе сообщений. Это модель леса. А как вы понимаете слово “МОДЕЛЬ”?

Учащиеся: – Это изображение, иллюстрация, аппликация, макет леса.

4. Обобщающая беседа.

У. Какие деревья занимают верхний этаж, 1 ярус?

(Ель, сосна, пихта, дуб и др.)

У. Какие деревья занимают 2 ярус?

(Рябина, клен, черемуха и др.)

У. 3 ярус? (Орешник, шиповник, лещина и др.)

У. Какие растения занимают 4 ярус?

(Травы).

У. Что растет на пятом этаже?

(Ягода).

У. 6 ярус? (Мох, грибы).

(Закрепление на интерактивной доске)

Какие бывают леса? (Хвойные, лиственные, смешанные)

У. – Какие деревья растут в хвойном лесу?

– Какие деревья растут в лиственном лесу?

– Почему лес называют смешанным?

У. – Молодцы ребята! Вы очень много знаете. Выйдите пожалуйста все к доске. Соедините стрелкой тех жителей леса, которые друг другу необходимы. Объясняя свой выбор.

Учащиеся:

– Бабочка нужна птице, так как те питаются насекомыми…

5. Создание живой психологической цепочки.

(Учитель предлагает ребятам встать в круг и взяться всем за руки, образуя цепь природы. Затем просит кому – нибудь разжать руки и выйти из цепи.) – Что произошло с нашей цепочкой?

Учащиеся:

– Она распалась:– отвечают дети

Вывод: Все его обитатели тесно связаны друг с другом, живут сообща, все нужны друг другу.

6. Работа по учебнику – стр. 178-181.

1. Чтение рассказа вслух по цепочке
2. Работа по вопросам.

У. – Ребята, если мы идем в лес, то должны соблюдать правила поведения в лесу. Предлагаю поработать в парах. У вас на столах есть такие “Правила вежливости”. Прочитайте их и выберите только верные. Подчеркните. Докажите свой выбор.

1. а) Ветки не ломайте, деревья не калечьте. Ни травинки, ни листочка зря не рвите, костры не разводите.
б) В лесу можно поиграть: листьями пробросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени – еще вырастет!

2. а) Наконец-то можно пошуметь, покричать, постучать и главное, никому ты не мешаешь!
б) Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

3. а) Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было!
б) Животные всякие важны – животные всякие нужны. Каждый из них делает в природе свое полезное дело.

У. – Природа мудра. Она научилась восстанавливаться, даже если кто-то нарушил эти “Правила вежливости”.

7. Поход в картинную галерею.

(Картины И.Шишкин “Корабельная роща”, В. Остроухов “Золотая осень”, И. Левитан “Весна”, И.Шишкин “Зима”) .

(Интерактивная доска)

У. – Во все времена года лес привлекал художников своей красотой. Мы отправляемся в картинную галерею. (Работа по вопросам: Как выглядит лес в разные времена года? ….)

Заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение

С. Маршака “Праздник леса”.

8. Закрепление материала и подведение итогов урока.

У. – Объясните пословицу: “Лес – богатство народа”.

Ответы учащихся.

У. – Лес дает нам кислород, защищает нас от вредных микробов; это строительный материал, сырьё для изготовления бумаги; лес кормит: собираем орехи, грибы, ягоды; в лесу растёт много лекарственных растений; из древесины разных деревьев делают много нужных в хозяйстве вещей.

(Вывешивается плакат на доску).

У. – Давайте ребята подведём итог урока.

Можно ли назвать “ Лес – природным сообществом?” Почему?

9. Рефлексия.

У. – Какое задание понравилось больше всего?

– Какое задание вызвало затруднение?

– С каким настроением уходите с урока?

У. – Я всех благодарю за работу на уроке. Оценить я вас всех смогу, после того как увижу выполненное вами домашнее задание.

10. Домашнее задание.

1. Выполнить задание № 3 стр. 182. Подберите и запишите сведения об одном из животных (распределение животных). Это предлагаю выполнить, для составления “Красной книги” о животных Бакчарского района, Томской области.

11. Большое всем спасибо за урок!