Урок русского языка "Урок письма". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тип урока: Изучение нового материала.  

Цели урока:
1) Образовательные:
-познакомить учащихся с таким эпистолярным жанром как письмо;
- показать, что письмо является разновидностью текста, имеет свою структуру и стилистические особенности
-показать учащимся значение переписки

2) Развивающие:
-обогатить речеведческие знания учащихся;
-развивать у учащихся способность эмоционально  воспринимать полученное известие и откликаться на прочитанное;
-формировать речевые умения, навыки чтения

3) Воспитательные:
-познакомить с правилами и вежливыми формами переписки;
-воспитывать доброжелательное отношение к  окружающим, аккуратность  выполнения  работы

Оборудование:
Плакат « Учись писать письмо»
Письма каждому ученику (на листочках)
Пословицы на доске
Таблица «Схема текста письма»                                                                                                                                                                                   
Карточки с текстом
Конверты

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.
Учитель.
-Скажите, ребята, какие чувства испытывает каждый из вас в этот момент?
Ученики.
-Радость, веселье, грусть, тоска, удивление и т.д.
Учитель.
Сейчас я всем вам подниму настроение. У меня для вас есть один сюрприз! Отгадайте, что  лежит  в моей сумке?

Читаю загадки:

1. Без крыльев, а летит;           
2. У нас рубят, а по всему миру щепки летят.
без языка, а говорит.
(письмо)
Правильно, я принесла каждому из вас письмо.

(раздаю каждому ученику маленькое письмо, дети с удовольствием и интересом читают их, делятся друг с другом своими впечатлениями)

2.Сообщение цели урока.
Учитель. Кто из вас хочет ответить на полученное письмо? Молодцы ! Я одобряю ваши желания. Любой воспитанный человек должен непременно написать ответ.
А знаете ли вы, что письма люди стали писать очень давно. В Новгороде археологи нашли письма на бересте: их писали друг другу новгородцы еще в Х веке. Такие письма ученые называют берестяными грамотами.
Сегодня мы с вами  будем учиться писать письма, правильно их оформлять, излагать свои чувства и мысли.

3.Словарная работа.
Учитель. При написании письма вы будете использовать слова, написание которых нам необходимо разобрать.

здравствуй         до свидания             привет
прощай               приветствую           адресат- получатель
отправитель       дорогая                    уважаемый
спасибо              пожалуйста              извини

4. Работа над пословицами.   (на доске написаны)

Учитель. Прочитайте и объясните смысл пословиц:
а) Не складна челобитная письмом, складна смыслом.
б) Перо пишет, а ум водит.
в) Что написано пером - не вырубишь топором.
г) Скажешь - не воротишь, напишешь- не сотрёшь, отрубишь-не приставишь

5. Знакомство со структурой письма.

Учитель. Ребята, вы прочитали письма. я вижу, что у вас хорошее настроение. Думаю, что ответы на письма вы напишите очень тёплые и  интересные. А знаете ли вы, что письма надо сочинять по определённым правилам? Между тем, кто пишет письмо,- отправителем и получателем соблюдается выработанный веками порядок. Письма бывают деловые, личные, поздравительные. Ребята, подумайте, кому вы хотите написать письмо?
Дети отвечают: другу, подруге, родным, президенту, литературному герою (Незнайке, Буратино, Мальвине, Пьеро и т. д.)

-С чего же начать письмо? Как обратиться к адресату? Прочитайте  обращение в своих письмах.

Дети читают: «Здравствуй, дорогой  друг!»
                       «Привет, моя любимая подруга!»
                       «Приветствую тебя, милая подружка!»
                       «Добрый день, мой маленький друг!»   и т. д.
Учитель. Как выделяется обращение? Слово, которое называет того, к кому вы обращаетесь,-обращение- всегда выделяется запятыми или восклицательным знаком.
Например:
 «Здравствуй, Лена!», «Напиши, Денис, когда ты приедешь!»
К взрослым или малознакомым людям часто обращаются со словами уважаемый,дорогой: «Уважаемый Иван Петрович!»,  «Дорогая Елена Сергеевна!»
К людям близким - родной, дорогой, милый, любимый: «Дорогой папа!», «Милая бабушка!»
-После обращения следует фраза о состоянии переписки:
 -Получила твоё письмо.                                                                                               
  -Решил тебе написать.
  -Спешу ответить тебе.
-Ребята! Подумайте, о чём вы будете писать  в основной части письма? Какими мыслями вы хотите поделиться?
(дети  отвечают) 
Чтобы ваши письма были более выразительные, интересные, захватывающие, вы можете использовать при написании фразеологизмы.      

Работа над фразеологизмами:
Учитель. Объясните, как вы понимаете следующие выражения?
-повесил нос
-сквозь землю провалиться
-баклуши бил с утра
-как снег на голову
-сами с усами

(дети  высказывают свои мнения)

Учитель.
В основной части письма содержание может излагаться разными способами. В письме может быть повествование, описание, рассуждение.
Как задать вопрос в письме?
(Дети отвечают)
-Могу ли я спросить?
-Как ты живешь?
-Скажи, пожалуйста…
-Меня интересует вопрос…
-Не могла бы ты ответить…
-Как Ваше здоровье?
-Какие у вас новости?

Учитель. О чем вы будете спрашивать в письме?

(дети  делятся своими мыслями друг с другом)

В письмах принято выражать благодарность за что-то , просить о чем –то и передавать приветы. Как вы будете это делать?

(дети  высказывают свои мнения)

В зависимости от того, кому и для чего написано письмо, оно завершается словами прощания и выражением отношения:
«До свидания…»
«До скорой встречи…»
«Целую…»
«Крепко жму руку…»
«С уважением…»
«С дружеским приветом…»

-Итак, ребята, вы познакомились с правилами написания письма. Давайте еще раз вспомним все структурные компоненты письма:

СХЕМА ТЕКСТА ПИСЬМА

ПИСЬМО

1.Обращение.
Начальная фраза о состоянии переписки.

Дорогой…Уважаемый…Любимая…Милая…
Получил твое письмо…Решила написать…Спешу ответить…

2.Основное содержание письма, сообщение о новостях.

У меня много новостей…Расскажу о том….Хочу поведать тебе…

3.Вопросы адресату.
Благодарность.
Просьбы.

Как ты живешь? Что нового? Как Ваше здоровье?
Спасибо за…Благодарю Вас…
Прошу тебя… Не откажите мне в просьбе…

4.Прощание.
Подпись.
Дата и место написания (можно в начале письма в правом верхнем углу)

До свидания… Целую…С приветом…
Твоя подруга…Ваш друг… Любящая вас…
10 ноября 2006 год

6.Физкультминутка.

7.Написание писем:
-другу
-подруге
-президенту
-литературному герою
(по желанию)

8.Беседа эмоционально-оценочного плана. Анализ и обсуждение самостоятельной работы.
Дети читают свои письма по желанию, делятся впечатлениями: что вызвало наибольшую трудность при написании.

9. Оформление конверта.
Учитель. Чтобы письмо нашло своего адресата, то есть получателя, надо на конверте четко и разборчиво написать адрес.
Дети рассматривают образец заполнения конверта:
Индекс
Название города
Область
Район
Улица  д.  кв.
Кому….

10.Самостоятельная работа. (чтение текста на листочках)

Письма- это маленькие путешественники. Они играют очень большую роль в жизни людей. С их помощью люди общаются, хотя порой и живут далеко друг от друга.  Из города в город они едут на поезде, плывут на пароходе или летят на самолете. Но ведь, как и всякому путешественнику, письмам нужны проездные билеты. Поэтому каждый, кто посылает письмо, должен купить ему почтовую марку. Почтовые марки были придуманы в Англии около 150 лет тому назад.

11. Подведение итогов урока.

Учитель.
- Сегодня  на уроке вы познакомились  с таким  эпистолярным жанром, как письмо.
Если вам вдруг захочется поделиться своей радостью с кем-нибудь или разделить свою печаль, то быстро берите в руки ручку, чистый, аккуратный лист бумаги, приготовьте конверт и сочиняйте письмо по всем правилам! Теперь вы знаете как это делать!
 Вы увидите, что радость ваша удвоится, а печаль уйдет от вас. Вперед! Дерзайте!