Повышение качества организации педагогического процесса в ДОУ средствами педагогического проектирования

Разделы: Работа с дошкольниками


Проектная деятельность как специфическая форма творчества является универсальным средством развития человека. Ее можно использовать в педагогических целях при работе практически с учащимися любого возраста: младшего (что становится возможным за счет проектной сущности игровой деятельности), подросткового (на волне потребности в создании своей предметной среды и пробы своих сил), юношеского (согласуясь с устремленностью в будущее, желанием самореализации). Для взрослого человека проектная деятельность может стать эффективным средством профессионально-личностного развития, усовершенствования окружающей действительности и себя. При этом на каждом из возрастных этапов проектирование обнаруживает разный педагогический потенциал, обусловливая развитие многообразных сторон и творческих проявлений личности (И.А.Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская, 2005).

Проектная деятельность для  педагогов дошкольного образования  направлена на выработку исследовательских умений, способствует развитию креативности, создает условия для инновационных процессов в ДОУ.

Педагоги нашего дошкольного образовательного учреждения ознакомились с проектной технологией в рамках семинара, проводимого Учебно-методическим центром Комитета по образованию, и апробировали метод проектов в ходе опытно-экспериментальной деятельности начиная с 2006 года. 

Результатом участия педагогов в опытно-экспериментальной работе стал смотр-конкурс проектов  Калачинского района  по теме  «Физкультурно-оздоровительная работа». Проект «Повышение интереса у детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни посредством сотрудничества с семьей» занял первое место.

Цель проекта: сформировать у детей потребность в здоровом образе жизни, активизировать сотрудничество МДОУ и семьи.

Задачи:

  • Изучить опыт работы  по вопросам организации совместной деятельности  МДОУ  и семьи.
  • Реализовать систему мероприятий совместных  с родителями, направленных на оздоровление и физическое развитие детей, формирование двигательных навыков.

Прогнозирование:

  • усиление интереса у детей и родителей к   здоровому образу жизни;
  • снижение заболеваемости;
  • чувство гордости за свою семью.

Одной из форм сотрудничества с семьей стало проведение детско-родительских занятий по физическому развитию. Цель таких занятий является: гармонизация детско-родительских отношений. Перед тем как проводить совместные физкультурные занятия была проведена консультация для педагогов «Гимнастика вдвоем», инструктор по физической культуре изготовил буклеты для родителей, в которых описывались упражнения для детско-родительской пары. Чтобы определить количество занятий в год, выбрать день недели и время проведения, мы предложили родителям заполнить анкету.

На первых совместных физкультурных занятиях приняли участие только мамы, но в следующих мероприятиях и папы, и дедушки  стали активными участниками педагогического процесса, это и  «Веселые старты» и  «01 спешит на помощь»,  КВН «Мы здоровью скажем «да», КВН «Моя безопасность». Лучший опыт семейного воспитания регулярно представляется в виде фотогазеты «Здоровячок».

Проект был успешно реализован и  позволил сформировать у детей потребность в здоровом образе жизни,  а  гармонизация детско-родительских отношений повысило уровень  удовлетворенности родителей образовательным процессом в ДОУ, в результате чего образовалось детско-взрослое сообщество.

На базе нашего детского сада впервые в районе реализовался совместный проект с МОУ МУК по теме «Развитие творческого потенциала учащихся группы «Швея» через деятельность детского театра моды «Звездочка». «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, – утверждал Л. С. Выготский, – завтра он становится способен выполнить самостоятельно...».  

Основная цель проекта: включение педагогов, учащихся и   воспитанников детского сада в совместную деятельность. Совместная деятельность позволит педагогам освоить технологию  творческих проектов,  учащимся актуализировать  полученные знания и умения, дошкольникам реализовать   на практике свой творческий потенциал.
Для реализации данной цели определены следующие задачи:

1. Сбор информации о современных тенденциях развития моды для детей дошкольного возраста.
2. Создание творческого театра моды  «Звездочка» в МДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 3».
4. Актуализация навыков анализа дизайна костюма.
5. Разработка  программы совместной работы с мастером производственного обучения. 
6. Включить в разработку программы педагогический коллектив детского сада и родителей дошкольников.
7. Проанализировать эффективность и результативность данного проекта.

Предполагаемый результат

1. Создание детского театра моды.
2. Обеспечение детского театра костюмами.
2. Рост профессиональной компетентности педагогов.
3. Увеличение количества учащихся в группе швей.
4. Повышение качества образовательных услуг.
5. Развитие информационной и социальной компетентности.

Воспитанники старшей и подготовительной группы на сцене районного дома культуры  представили  коллекцию  одежды №1 под названием «Сафари». Театрализованное представление  включало в себя разыгрывание сценок, согласно номинациям: «Принцесса тропиков», «Экзотик-стиль»,  «Девушка с райского острова», «Охотники джунглей»,  «Поцелуй солнца».

Коллекция №2 проходила под названием «В мире цветов». Передать характер персонажей в движении помогает музыка. Именно разыгрывание сценок позволяет научить детей воспользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный, зримый результат.

В 2007 году МОУ «Межшкольный учебный комбинат» и театр моды «Звездочка» (автор моделей Т. Фурцева) стали победителями конкурса моды г. Калачинска, а дети театра  «Звездочка» стали участниками районного фестиваля инновационных проектов и педагогических идей.

Для успешной адаптации ребенка в современных условиях, развития его способностей, творчества и полноценной самореализации необходима гармонично-развивающая среда пребывания. Воспитатель младшей группы Смирнова Л.М. разработала и успешно внедряет проект «Разноцветный мир детства».

Цель: создание предметно – развивающей среды, направленной на формирование и накопление сенсорного опыта детей, через развитие тактильного, зрительного и слухового восприятия. Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка через гармонизацию его внутреннего мира.

Задачи:

  • Создание в группе сенсорных зон таким образом, чтобы ребенок поэтапно включался в разнообразную деятельность, путем различных видов стимулирующего воздействия.
  • Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки.
  • Привлекать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
  • Проследить динамику сенсорного развития каждого ребенка через диагностику.

Всестороннее развитие ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей; т.е от того во-первых, насколько  хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее; во-вторых насколько качественно он может оперировать этой информацией; в-третьих насколько точно ребенок эти знания  может выразить в речи. Педагог  особым образом организовала пространственную среду, насыщенную различного рода аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами, воздействующие на базовые органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание).

Создание сенсорного панно «За окном ночное небо» позволяет создать у ребенка ни с чем несравнимую по гармонии «картину мира» того райского уголка, который         дает удивительные ощущения, позволяет «раствориться» в этом космическом мире и ощутить тайну, погрузиться в мир сказки, в мир чудес. Детям нравиться разглядывать это панно,  сочинять разные истории, изображать космонавтов. Спокойная цветовая гамма, мягкий свет,  тихая нежная музыка – все это создает ощущения покоя, умиротворенности.             Игровое тактильное панно «Аквариум», «Живое дерево» – развивает не только тактильные ощущения, но и восприятия цвета, формы. Игры «Посчитай рыбок», «Узнай по форме», «Сколько птиц прилетело?» нормализует эмоциональное состояние детей. Очень хорошо можно проследить за совместной деятельностью детей, умением договариваться.

В светлой комнате, пройдя разноцветные «струи», ребенок оказывается под «сухим дождем». Разноцветные атласные ленты спокойных тонов спускаются вниз, словно струи воды. Их приятно трогать, перебирать в руках. Сквозь них можно проходить, касаясь телом. Они стимулируют тактильные ощущения, способствуют развитию зрительного и тактильного восприятия пространства и себя в нем.

В ходе реализации данного проекта мы видели положительный эмоциональный настрой детей, ведь ощущения полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует установлению спокойных доверительных отношений между взрослым и ребенком. Дети с  желанием посещают  детский сад, и адаптация детей данной группы проходит более  успешно.

Проектирование и создание психологически комфортной предметно-развивающей среды в понимании педагогов нашего ДОУ – непременное условие развития личности ребенка, основа его эмоционального благополучия, залог раннего развития эстетического вкуса.

С 2010 года  детский сад является муниципальным ресурсным центром по теме: «Индивидуализация образовательного процесса по средствам внедрения проектной деятельности».

Воспитатель старшей группы Торохова Е.А.поделилась опытом работы по теме: «Приобщение детей к истокам русской культуры средствами народной педагогики»,   показала комплексное занятия «Напитаем душу красотой». Первая часть занятия – это театрализованное представление с пением, хороводами, танцами, прибаутками, небылицами. С помощью поговорок, причиталок,  попевок можно просто и красочно выразить себя, свой мир, свое отношение к окружающему, явлениям природы, животным и птицам.

Их язык предельно лаконичен, понятен даже детям. Каждая новая встреча со стариной превращается в желаемый, запоминающийся праздник, обязательно находя живой отклик в душе не только каждого ребенка, но и взрослого.  Во второй части занятия воспитатель познакомила детей  с историей народной куклы-закрутки и научила мастерить её самостоятельно.

В этой группе действует мини-музей «Народная игрушка», где куклы были изготовлены родителями, педагогом и детьми, разработаны технологические карты, подобраны иллюстрации.  Разработан проект «Куклы, в которые мы играем», и он  будет представлен на втором районном фестивале педагогических проектов, который пройдет в феврале 2011 года. В июне месяце воспитатель представила свой опыт работы на Областной научно-практической конференции «Современное дошкольное образование: проблемы и перспективы». Её доклад будет опубликован в областном сборнике тезисов.

Проводимая работа по внедрению проектной деятельности в ДОУ позволила:

  • повысить  профессиональный уровень  воспитателей в стенах дошкольного учреждения;
  • освоить  алгоритм проектной деятельности (терминологию, успешный опыт написания проекта дает моральное право обучать проектированию ребенка);
  • спрогнозировать  результаты деятельности, возможность их отслеживания;
  • изменить  отношение педагогов к нововведениям в образовании;
  • создать  условия для самореализации и достижения профессионального успеха;
  • сформировалась уверенность в реальной возможности перехода собственной воспитательно-образовательной системы из одного состояния в другое, более качественное (работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития).

Таким образом, опыт работы по созданию проектов показал, что проектная деятельность одна из эффективных форм повышения профессионального уровня педагогов, что в свою очередь, способствует  повышению качества организации педагогического процесса в ДОУ.

Приложение