Правописание безударных гласных в корне. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тип урока: закрепление изученного.

Цель: совершенствование навыков правописания безударных гласных в корне.

Задачи:

  • закреплять умение проверять безударные гласные изменением формы слова, подбором однокоренных слов и обосновывать написание проверяемого;
  • развивать умение самостоятельно взаимодействовать с обучающей компьютерной программой;
  • развивать орфографическую зоркость и речь учащихся.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Учебник: «Русский язык». 3 класс. Авторы Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Чистописание

На доске написаны слова: енот, ёлка, маяк, льёт, мел.

Учитель. Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне имени существительного, обозначает гласный звук и мягкость согласного звука. Какая это буква? В каком слове она находится?
Дети. Это буква е. В слове мел она обозначает гласный звук и обозначает мягкий согласный звук [м'].
У. Какой порядок букв представлен в следующей цепочке: ое ооее оооеее?
Д. Цепочка состоит из букв о, е. При каждом повторе их количество увеличиваетсянаодну букву.
У. Рассмотрите образец написания и запишите в тетради цепочку букв до конца строки.

III. Словарно-орфографическая работа

У. Буква е встретится в слове, которое мы составим. Внимательно посмотрите на таблицу и определите это слово.

Е :       Д :::   Д ·:
    М ·        
В ::       Е ·::   Ь ·:::

– Какое слово получилось?
Д. Медведь.
У. Кто такой медведь?
Д. Медведь – крупное хищное животное.

У. Какие признаки этого животного вы можете назвать?
Д. У него длинная шерсть и толстые ноги.
У. Скажите полностью, что обозначает слово медведь?
Д. Медведь – это крупное хищное животное с длинной шерстью и толстыми ногами.
У. Каким медведь изображается в сказках?
Д. В сказках медведь глуповатый, неуклюжий, косолапый.
У. На самом же деле медведь – это умный, ловкий, очень сильный, быстрый и хитрый зверь. Если он от кого-либо убегает, его трудно догнать. Когда крадётся к своей добыче, ни одна веточка не хрустнет под его лапами. А в каком ещё смысле употребляется слово медведь? Обратимся к «Тайнам слова»…

Д. Медведем называют неуклюжего, неповоротливого человека.
У. Запишите слово. Отметьте орфограммы (комментирует ученик).
– Какие поговорки про медведя вы знаете?
Д. «Медведь на ухо наступил».
У. Что она обозначает?
Д. Отсутствие музыкального слуха.
У. Прочитайте ещё несколько выражений и найдите им пару, соотнеся записи по смыслу.

У. Допишите однокоренные слова, выделите корень, отметьте орфограммы.

IV. Работа по теме урока

1. Актуализация опорных знаний

У. Прочитайте слова вслух. Назовите корень. Выберите те слова, в которых гласные в корне являются орфограммами.

Дети выбирают слова кладут, стрелок, тигрёнок.

У. Докажите. Можно ли проверить гласные?

2. Сегодня на уроке мы продолжим работу над темой «Безударные гласные в корне»; будем учиться выполнять их проверку разными способами. Назовите проверочные слова.

Д. Складывать, клад, вкладка, …
Стрелы, перестрелка, стреляный, …
Тигр

У. Запишите сначала проверочные слова, потом проверяемые. Выполните обозначения. Сделайте вывод.
Д. Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, надо подобрать однокоренное слово, в котором этот гласный будет ударным.
У. Найдите подтверждение сказанному в упражнении № 59 с. 32 учебника.

___________________________________________________________________________

м…чи – мяч – мячи л…вить – ловля – ловить
р…ка – реки – река л…дяной – лёд – ледяной
п…ля – поле – поля тр…сти – тряска – трясти
н…ра – норы – нора г…ра – горы - гора
___________________________________________________________________________

Д. Для проверки слов ловить, ледяной, трясти подобраны однокоренные слова.
У. Как проверено обозначение на письме безударных гласных звуков в остальных словах?
Д. Изменением формы числа того же слова.
У. Сформулируйте полностью правило проверки безударного гласного в корне.
Д. Чтобы проверить безударный гласный в корне, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы гласный был ударным.
У. Прочитайте вывод на странице 33 учебника.
____________________________________________________________________________

Для проверки обозначения на письме безударного гласного в корне можно изменить форму числа проверяемого слова или подобрать к нему однокоренное слово так, чтобы безударный гласный в корне был под ударением: н…ра – норы – нора; л…сник – лес – лесник.

____________________________________________________________________________

V. Физкультминутка

У. Если я покажу карточку со словом, в котором безударный гласный обозначен буквой е, вы поднимаете правую руку и приседаете. Если увидите слово с любой другой буквой гласного звука, поднимаете левую руку и прыгаете на месте.

Слова: вода, следы, шаги, леса, солить, число, село, звонил, речной, слоны, сосна.

У. Сколько слов с гласной е?

VI. Закрепление

Упражнение № 60 на странице 33 учебника.
______________________________________________________________

Прочитайте. Выпишите столбиком сначала слова, в которых на месте безударных гласных надо писать а, потом о, затем е, и, я после проверочных слов. Укажите способ проверки безударного гласного в корне.

д…лёкий (друг) св…тить …довитый (гриб)
в…черний (костюм) гл…деть гр…ница
стр…на в…згливый (голос) б…льной
н…зина с…ды л…нивый (ученик)

____________________________________________________________

Работа выполняется цепочкой (выборочно).

У. Как проверить безударные гласные в корне?
У. Отдохнём после письменной работы. Соревнование «Не подведи свой ряд».

Ученик от каждой команды выполняет задание:

– Как проверяли безударные гласные?
– Почему важно при проверке орфограммы не торопиться?
– Какие вы знаете на эту тему пословицы?
Д. Поспешишь – людей насмешишь.
Не спеши языком, торопись делом.
У. Объясните их смысл. Запишите пословицы.
Перед словами с проверяемыми безударными гласными напишите проверочные слова.

Проверка с помощью сигнальных кругов.

У. В диктанте, который вы напишите, много слов с проверяемыми безударными гласными. Давайте подготовимся к нему.

Текст закрывается. Дети записывают под диктовку.

Взаимопроверка.

VII. Итог

У. Чем занимались на уроке? Как проверить безударные гласные в корне?

Проверочный тест

Задание 1.

Задание 2.

Задание 3 «Хитрые буквы».

Дополнительные задания к теме: