Арифметические действия. 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Тип урока: закрепление пройденного материала.

Цель урока:

  • закрепить умение использовать свойства арифметических действий для успешного решения выражений и задач в несколько действий;
  • умения пользоваться алгоритмом порядка действий при выполнении вычислении при решении выражений, уравнений и задач;
  • способствовать развитию логического мышления, умению обобщать и делать обоснованные выводы;
  • способствовать развитию познавательной активности и математической речи учащихся; 
  • Способствовать формированию:
    • умения работать в бригадах, слушать товариша;
    • воспитанию самокритичности, самооценки своей работы;
    • воспитанию активной личности.

Понятия: арифметическое действие, выражение, сложение, вычитание, умножение, множитель,  произведение,  деление, делимое, делитель, частное, уравнение, периметр, площадь.                  

Оборудование: геометрические фигуры разной формы трех цветов, пирамиды и палитра на умножение и деление из пособия «Спектр математика», листы с заданиям для бригад (Приложение 1), учебник математики 3 класс 1 часть авторского коллектива Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких.

Ход урока

1. Организационный момент.

С помощью «волшебной шляпы» дети делятся на 4 команды. (При входе в класс детям предлагается геометрические фигурки: треугольники, круги, квадраты, и прямоугольники разного цвета.)

Рассаживаемся за столы. (Дети с треугольниками садятся за один стол, с квадратами – за другой, с прямоугольниками – за третий и с кружками за четвертый), т.о. мы все разбились на четыре команды – бригады. (В командах силы могут быть неравными, а также в одну команду могут попасть дети которые не очень хорошо общаются друг с другом, но им придется работать вместе, что поможет научиться  общаться и научиться терпимо относиться к проблемам своим и товарищей по команде).

2. Разминка.

1) Игра «Палитра».

У каждого игрока команды по два кружка и дети ищут свои рисунки в центре круга, затем находят точно такой же рисунок на большей окружности.  После того, как все члены команды выполнили задание, учитель проверяет  правильность выполнения. (Игра способствует развитию и концентрации внимания, умения сравнивать и обобщать). (Фото № 1, 2, 3, 4)

Фото № 1.  Начало работы с  игрой «Палитра» , пособие из серии «Спектр – математика»

рис.1

Фото № 2. Найдена ошибка.

рис.2

Фото № 3.Ошибку исправляем.

рис.3

Фото № 4. Исправлена ошибка.

рис.4

На фотографиях представлены этапы работы с «Палитрой» 1 задание на  внимания, и умения сравнивать.

2) Решение выражений в пирамидах «Табличное умножение и деление».

На это задание дается ровно три минуты. После чего учитель просматривает количество и правильность решённых примеров.

3. Эстафета.

Команды получают задание на листочках по одной цепочке выражений. Каждый игрок команды должен записать только один ответ и предать следующему.

№1.

рис.5

№ 2. Расшифровываем закодированное слово.

Ключ к шифру:

10

6

24

15

16

20

с

т

а

в

о

й

Задание для бригад.

( 40 – 4 ) : 9 + 42 : 7 =

10

с

80 : 8 ∙ 2 – 5 =

15

в

96 – 4 ∙ 20 =

16

о

0 ∙ (31 – 25 ) + 4 ∙ 5 =

20

й

9 ∙  2 : 3 + 24 : 6 =

10

с

8  ∙ 3 : ( 28 ; 7 ) =

6

т

100 : 10  + 35 : 7 =

15

в

100 – (60 : 3 + 7 ∙ 8)

24

а

Учитель: У нас получилось слово «свойства». Предположите, какая тема нашего урока. Что вы можете рассказать о свойствах?

Дети отвечают, что это могут быть свойства арифметических действий.

Учитель: Какими свойствами обладает действие умножение? (Переместительное, сочетательное и распределительное)

– Для чего надо владеть этими свойствами?

Учитель дает задание детям из учебника стр. 50 № 4.

Сравнить алгебраические выражения и выполнить № 6 «лист – задания» бригадам. (Задания выполняет каждый ученик в своей тетради).

№ 4. Стр. 50.

Сравни:

a + (b + c) * (a + b) + c       a – (d + f) * a – d – f 

(c + d) – y * ( c – y) = d      (c + d) – y * (d – y) + c

Точно так же рассуждая, выполните сравнение выражений:

( а + 7 ) ∙  5 *  а   ∙  5 + 7  ∙   5

( а + 7 ) ∙  5 *  а   ∙  5 + 3 5

( а + 7 ) ∙  5 *  а  +  3 5

Учитель: Кроме свойств арифметических действий обязательно надо владеть правилами порядка действий.

Учитель: вспомните, в каком порядке выполняются действия в выражениях, в которых:

  • присутствуют только действия сложения и вычитания.
  • присутствуют только действия умножения и деления.
  • присутствуют действия сложения и вычитания, умножения и деления.
  • присутствуют действия сложения и вычитания, умножения и деления.
  • наличие скобок в выражении указывает о соблюдении ещё одного правила. Какого?

Укажите порядок действий в выражениях, в числовых выражениях найдите значение. 

Дети коллективно по бригадам выполняют задание № 3.

n – a + d – c
53 – 11 + 7 – 9
n : a ∙ d : c
(3 + 4) ∙ (40 : 8) – 11
(n + b) : c ∙ d – m
n + b : (c ∙ d) – m

n – ( a + d – c )
53 – (11 + 7 – 9)
n ∙  ( a  ∙ d : c )
47 + 6 ∙7 – 36 : 4
n + b : (c ∙ d – m)
(n + b) : (c ∙ d – m)

n – (a + d ) - c
53 – (11 + 7) – 9
n : (a : d ) ∙ c
4 ∙ (7 ∙ 8 -  50) : 3 + 6 ∙ 0
(n + b : c )∙ d - m
(n + b : c )∙ (d – m)

Учитель: Мы повторили правила порядка действий, и пользуясь этими правилами нашли значения числовых выражений. Получили следующие числа: 40, 44, 26, 24, 80, 8.

– Что интересного вы заметили в этом ряду чисел?

– Можно ли найти среди них лишнее число?

Дети предлагают лишнее число – 8 (однозначное) или 26 т.к. не делится на 4, 20 – круглое число.

– Какие числа делятся на 8, 10, 5. Подчеркните  эти числа. ( Используем цветные карандаши)

4. Физкультминутка.

«Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле!
Каждое старается, к небу к солнцу тянется,
(Потягивания – руки вверх и в стороны.)
Вот подул весёлый ветер, закачались тут же ветки,
(Махи руками вверх, в стороны.)
Даже толстые стволы наклонились до земли.
Вправо – влево, взад – вперёд так деревья ветер гнёт.
(Наклоны вперёд, назад и в стороны.)
Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет.
(Вращение туловищем).
Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина.
(Дети садятся за парты).

Учитель предлагает детям решить задачи, которые написаны на листах-заданиях.

Команды совместно решают,  № 1, 2, 3 и записывают в тетради решения по действиям или выражением.

Задача №1.

Какой толщины будет альбом в 20 страниц, если каждые 5 листов имеют толщину 2 см?

Задача №2.

Найди периметр прямоугольника и его площадь, если одна из его сторон равна 6 см, это в 2 раза меньше, чем  другая сторона. Найди величину стороны квадрата с таким же периметром.

Задача № 4 (учебник, с. 51 № 7)

Учитель проверяет работу. Один ученик из команды (бригады) записывает решение на доске одной из задач и объясняет.

№ 1. 2см ∙ (20 : 2 : 5) = 2 ∙ (20 : (2 ∙ 5)) = 4 (см)

№ 2. 6  ∙ 2 ∙ 6  = 6 ∙ 6 ∙ 2 = 72 (кв. см)

( 6 + 6 ∙ 2) ∙ 2 : 4 = 9 (см)

(6 ∙ 2 + 6 ∙ 2 ∙ 2) : 4 = 9 (см)

№ 3. (a + b) ∙ 2 – (a – 2 + b) ∙ 2 = a ∙ 2

Учитель: При записи решений выражением мы соблюдали правила порядка действий и воспользовались свойствами действий. Предлагаю рассмотреть текст задачи и её решения  №5 стр. 51. Объясните, что означает каждое  выражение.

2 ∙ 15;             3 ∙ 15;            2 ∙ 15 + 3 ∙ 15;           3 ∙ 15 – 2 ∙ 15;

– Возможны ли другие выражения?

Дети, вспомнив распределительное свойство умножения, предлагают следующие выражения: (2 + 3)  ∙ 15;     (2 -  3) ∙ 15;

Далее учитель даёт задание по вариантам № 6. Записать решение по действиям с пояснением и выражением, № 3 стр. 50 – решение одного уравнения на выбор, какое больше нравится.

б). – 1 вариант;    в). – 2 вариант;

Это задание учитель проверяет при проверке тетрадей.

5. Итог урока: как вы думаете, что полезного сегодня для вас было на уроке.

Дети высказывают своё мнение.

Учитель просит показать детей своё настроение на уроке.

– А теперь я попрошу вас нарисовать «мордашку» вашего настроения на уроке.

Учащиеся рисуют на полях в тетради после классной работы условные знаки, оценивая свою успешность работы на уроке. 

☼ – радостное, у меня всё легко получалось,

☺– ожидание нового,  мне было интересно,

Ồ – тревожное, у меня не всё получилось, но я разобрался, мне помогли, объяснили…,  

ổ – мне нужна помощь, хорошо, что  можно было спросить у …

Учитель объясняет домашнее задание. Страница 50 №5 – показать способ вычислений, страница 51 № 6  г). – записать решение задачи по действиям с пояснением, а второй способ решения задачи – записать выражением.

Литература:

  1. «Моя математика» 3 класс 1 часть. Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких;
  2. Дидактический материал к учебнику « Математика» 3 класс С.А. Козлова, В.Н. Гераськина,  Л.А. Волкова;
  3. «Методические рекомендации для учителя» «Математике» 3 класс, С.А. Козлова, А. Г. Рубин;
  4. «Учим математику с увлечением» А.В. Кочергина, Л.И. Гайдина;
  5. «Играя, учимся математике»  Чилингирова  Л. К. 1993 г;
  6. «Физкультурные минутки» О.В. Узорова, Е.А. Нефедова.