Критерии выбора учебника географии

Разделы: География


Введение

Хороший учебник – фактор развития школьника. В настоящее время учителю предлагают на выбор несколько групп (линий) учебников, соответствующих федеральному компоненту стандарта общего и среднего образования. Какой учебник предпочесть среди альтернативных?... Я, как человек сознательный, всегда скрупулезно вчитывалась в материал, перелистывая страницы то одного, то другого автора. В одном устраивало наличие схем, графиков, в другом – лучше был подан текст, в третьем – иллюстрации и т.д. Кому отдать предпочтение?... Решение проблемы выбора учебника я нашла, изучив рекомендации О.В. Крыловой и академика В.П. Беспалько, которые на многое открыли глаза. Все стало просто и понятно, а выбор очевиден.

Учебник – это специальная книга для обучения. В чем же состоит специфика этой книги и почему любую книгу нельзя назвать учебником? Мне захотелось поделиться со своими коллегами теми секретами, которые лежат в основе выбора настоящего учебника. На основе рекомендаций В.П. Беспалько, я разработала и раскрыта главные критерии отбора содержания учебника. На примере отдельных учебников я постаралась передать суть отбора содержания. В приложении представлены фрагменты одного из учебников и урок, построенный по учебнику О.В. Крыловой.

Работа предназначена для учителей географии, биологии, но может быть полезной и для учителей других образовательных областей.

1. Учебник и его роль в обучении предмета

При широком распространении многочисленных источников информации, в том числе электронных, учебник перестал быть для школьника единственным источником знаний. Изменился и сам ученик. Современный подросток более рационален, раскован и независим, чем был его ровесник еще несколько лет назад. Нынешний школьник не готов безоглядно принимать на веру передаваемые ему знания, он имеет свои собственные суждения о происходящем вокруг. Он ждет от школы востребованности его собственной учебной деятельности, а школа во многом продолжает предлагать ему роль пассивного слушателя и «репродуктора» сообщаемых на уроках знаний. [2].

Не смотря на вовлечение в процесс обучения современных средств обучения, роль учебника в учебном процессе трудно переоценить. Признавая за учебником «ведущую роль», учитель чаще всего начинает урок с требования: «Так, сейчас опрос. Закройте учебники, отложите их на край парты. Отвечать к доске пойдет...» Приступая к объяснению нового материала, учитель не предлагает открыть учебники, а объясняет новый материал сам и лишь в конце урока говорит: «Дома прочитать параграф..., выучить...» И еще одно важное уточнение: учитель объясняет новый материал, рассказывая о том, о чем написано в учебнике, но пытаясь при этом рассказать по-другому, не повторяя напрямую то, что изложено в учебнике. На наш взгляд, описанная ситуация не столь безобидна, как кажется. Во-первых,

фактическая роль учебника на уроке, а следовательно, и в учебном процессе явно отличается от декларируемой. Во-вторых, ученик работает с учебником преимущественно дома, а не в классе. И наконец, в-третьих, если уже на следующем уроке в ответ на вопрос учителя ученик спрашивает: «А как рассказывать? Как Вы объясняли или как в учебнике написано?», то не воспринимает ли он географическое содержание как «две отдельности», мало друг с другом связанные? И как быть при этом с целостностью содержания учебного предмета? [2].

2. Что такое «хороший учебник» и как его выбрать?

Ученики и учителя нуждаются в учебнике не столько как в носителе новой информации, сколько в учебнике, организующем образовательную деятельность учащихся.

Только такую книгу можно назвать учебником, в которой кроме содержания обучения, запрограммирован еще и учебный процесс, ведущий к усвоению этого содержания учащимися. Учебник – это специальная книга для обучения некоторой деятельности.

К категории «хороших учебников» относят те из них, в которых диагностично представлены цели обучения, целенаправленно отобрано содержание обучения, включены тесты для самопроверки учащимися степени усвоения предмета и, при работе с которыми исключена перегрузка ими учащихся.

Владимир Павлович Беспалько, академик РАО, профессор педагогических наук рекомендует рассматривать содержание учебного материала учебника с разных позиций: насколько он способствует овладению учащимися знаний учебного материала и развитиям умений; посилен ли его объем; в какой степени сложности и трудности преподнесен учебный материал. [1].

2.1. Отбор содержания обучения учебника

Вопрос об отборе и организации содержания учебника можно отнести к центральным вопросам дидактики, но, как это не парадоксальным может показаться, этот вопрос менее всего разработан в классической дидактике, чаще всего он рассматривается лишь в одной простейшей плоскости: «Чему учить?» Другие параметры содержания учебника не рассматриваются.

Могут сказать, что отбор содержания обучения (номенклатура учебных элементов, далее «УЭ») осуществляется в процессе разработки учебной программы, а учебник лишь в деталях описывает заранее отобранные УЭ, которые были заложены в программу. Такая механистическая роль автора учебника не соответствует действительности: по ходу написания учебника в содержание обучения вносятся коррективы и дополнения…, диктуемые логикой построения учебника.

В составе этой проблемы содержится два вопроса.

Первый: как из большой науки отобрать необходимое и достаточное число учебных элементов, удовлетворяющее общим целям обучения (соц. заказу) и второй: как наиболее целесообразно построить это содержание (систему и последовательность УЭ), чтобы наиболее полно способствовать его продуктивному усвоению учащимися.        

При отборе содержания обучения надо отдавать себе точный отчет о целях изучения данного предмета. В практике обучения просматриваются две возможные цели: 1 - для просвещения, 2 - для научения.

В чем различия?

Просвещенческая цель обучения состоит в ознакомлении учащегося с некоторой областью знания, не предполагающая его последующего участия в сфере, перекрываемой данной областью знания. Ни физиками, не историками … выпускники школы быть не могут. Однако авторы школьных программ «приговорили» школьное образование к обучению на первой ступени абстракции, хотя при изучении некоторых частей предмета материал изложен на высоких ступенях абстракции и учащиеся не дотягивают по условиям обучения к уверенному уровню усвоения.

При просвещенческом подходе к отбору содержания образования нет критериев его ограничения относительно параметров качества обучения, а соответственно ограничения нагрузки учащихся. Некоторые авторы учебника «щеголяют» содержанием на второй и третьей ступени абстракции… Излагаемый материал способствует перегрузке учащихся.

Совсем другой подход и результат обучения отличает научение, целью которого является научение учащихся использованию усвоенного материала в конструктивной деятельности. При научении могут быть относительно ограничены как число УЭ, так и качество их изучения, соответственно требуемому владению деятельностью.

Заранее задавшись перечнем УЭ отдельной темы или всего учебного предмета, легко выполнить анализ видов деятельности и установить будущую потребность каждого УЭ и необходимое качество его изучения для использования в дальнейшей учебной деятельности.

Критерии оценки содержания учебной информации учебника

1. Особенности содержания учебника, преследующего «просвещенческую» цель обучения.

  •  цель обучения состоит в ознакомлении учащегося с некоторой областью знания, не предполагающая его последующего участия в сфере;
  • материал изложен на второй или третьей ступени абстракции (уровень подачи нового материала), с использованием не понятных терминов, сложно построенным объемным текстом;
  • материал затрагивает несколько областей знаний и умений сразу;
  • теоретическая часть значительна по объему, носит повествовательно-разъяснительный характер.
  • задания практической части затрагивают несколько областей знаний и умений сразу.

Вывод: Излагаемый материал способствует перегрузке учащегося.

2. Особенности содержания учебника, преследующего цель обучения – «научение».

  • материал изложен на первой ступени абстракции (в доступной форме, с продуманным введением новых и изученных понятий, с разъяснением процессов, с использованием графиков, рисунков и пр.)в интересной форме;
  • учебный материал способствует полноценно изучить и закрепить новый материал;
  • задания практической части затрагивают область знаний и умений, способствуют формированию и развитию умений и навыков на основе изученного и нового материала.
  • содержание учебного материала способствует мотивации учения (через вовлечение в деятельность и применением умений и навыков на практике, связь с жизнью)

Вывод: Излагаемый материал НЕ способствует перегрузке учащегося.

2.2. Дидактический объем и посильность содержания учебника

О важности и необходимости дозирования объема учебного материала естественным возможностям учащихся по его усвоению сказано много, но до сих пор не разработан соответствующий аппарат количественной оценки нагрузки учащихся, и тогда дети сами придумывают прием «сокращения» объема учебника: читают частично, с пропусками, выискивая серединку-главное… Нельзя объять необъятное…

Понятие «объема учебника» для большинства людей (и учителей) ассоциируется с житейским представлением о нем: число страниц + число рисунков + число таблиц и т.д.

Однако, истинный «объема учебника», характеризуется дидактическим объемом учебника: предложенный объем учебной информации, который ученик способен усвоить (обработать) на занятии.

Существует такое понятие как «скорость усвоения» учебной информации. Ее можно определить в следующем простом эксперименте. [1]

  1. Выделить в учебнике некоторый законченный фрагмент, охватывающий материал 2-3-х уроков и определить время изучения по программе. (Тфр.)
  2. Сформулировать цель изучения этого фрагмента по всем параметрам качества обучения.
  3. Определить дидактический объем этого фрагмента.
  4. Провести обучение учащихся содержанию выделенного фрагмента до полного усвоения ими учебного материала, ориентируясь на тесты успешности обучения.
  5. Проверить качество усвоения и зафиксировать учебное время (Ту) , затраченное учащихся на изучение этого фрагмента, как в классе, так и дома ( Ту= Ткл+Тд).

Сравните Ту с Тпр. (время на обучение, намеченное программой): если Ту > Тпр., то наблюдается перегрузка учащихся, которая становится для него катастрофической… и приводит к падению успеваемости и мотивации учения.

Критерии оценки дидактического объема учебника:

  • предложенный объем учебного материала ученик способен (не способен) усвоить и отработать на занятии, т.е. учебный объем посилен для качественного усвоения на одном уроке;
  • учебный материал включает (не включает) разные виды информации (текстовую, графическую, картографическую и (или) др.), но в объеме возможного изучения и усвоения на уроке;
  • учебный материал включает (не включает) различные задания с целью формирования и развития умений и навыков на основе изученного и нового материала, не приводящие к перегрузке учащихся.

2.3. Сложность содержания учебника

Анализ высказывания школьников о сложных и простых учебных предметах показывает, что к сложным ученики относят предметы, изложенные на высокой ступени абстракции (физика…), а к простым – изложенные на низкой ступени абстракции (биология, география ...).

Можно т.о. сделать вывод, что сложность содержания обучения является понятием относительным, определяющим в сравнительном плане соотношение уровня познавательных возможностей учащихся и ступени абстракции учебника.

Понятно, что учебник, написанный на ступени абстракции, превышающей подготовленность учащихся, равноценен разговору с ним на незнакомом ему «иностранном» языке.

В дидактике известно правило обучения «от простого к сложному», т.е. от низкой ступени абстракции к высокой ступени.

!!! Проверьте построен ли ваш учебник в соответствии с правилом «от простого к сложному»?

Критерии оценки степени сложности содержания учебника:

  • учебный материал изложен на первой ступени абстракции (в доступной форме, с продуманным введением новых и изученных понятий, с разъяснением процессов, с использованием графиков, рисунков и пр.), что способствует беспрепятственному овладению новой информацией, как с помощью учителя, так и при самостоятельной работе;
  • теоретическая часть включает как объяснительно-иллюстративную часть, так и включение новых терминов с пояснительным текстом;
  • трактовка и содержание практических заданий способствует совершенствованию знаний и умений ученика, полученных на уроке.

2.4. Трудность содержания учебника

Понятие «трудность» содержания учебника имеет свой особенный смысл, отличный от понятия «сложность» учебника.

Эти понятия очень важны для анализа содержания учебника с позиции посильности и доступности обучения с помощью этого учебника.

Сложный учебник становится недоступным учащимся, поскольку изложен на незнакомом учащимся языке (повышенной степени абстракции). В этом случае наблюдается формальное запоминание учащимся учебного материала без понимания его сущности и возможности его разумного применения при возникновении соответствующей учебной ситуации.

Трудность учебника, как и его сложность, является понятием относительным, определяющим в сравнительном соотношении опыта ученика по уровню усвоения (Ао) и той деятельности, которая задана в учебнике как цель усвоения и способ учебной деятельности.

Так, если в учебнике задана цель усвоения на 2-уровне сложности(А2), и текст учебника требует от ученика деятельности также на 2-ом уровне усвоения (решение типовых задач с припоминанием алгоритма решения без подсказки), то такой учебник будет трудным для учащихся с опытом в данном предмете на уровне усвоения (Ао) и легким для ученика с опытом самостоятельной работы.

Использование понятий «сложность» и «трудность» содержания обучения предостережет учителя и автора учебника от неоправданного усложнения обучения и создания для учащихся непреодолимых преград на пути учения.

!!! Проверьте, не труден ли ваш учебник для учащихся.

2.5. Систематичность и последовательность изложения содержания обучения в учебнике

Интуитивно понятно, что учебный материал на уроке и в учебнике должен быть изложен систематично и последовательно, но «гладко было на бумаге», а при попытке применить этот дидактический принцип на практике возникают трудности его конкретного приложения к реальному уроку и учебнику.

Типичная ошибка всех без исключения учебников и учителей состоит в том, что все они начинают изложение предмета сразу на втором уровне деятельности, минуя отработку

1-го уровня усвоения, в результате при наличии учебника учащиеся плохо усваивают учебный материал. Можно начинать изложение предмета со 2-ой ступени абстракции, лишь если предварительно изучен понятийный аппарат предмета.

!!! Проверьте, систематично и последовательно ли идет обучение по вашему учебнику? Отрабатывается ли первичный уровень усвоения?

Критерии степени систематичности и последовательности изложения содержания учебной информации учебника:

  • теоретическая часть преподнесена на 1-ой ступень абстракции (доступно для самостоятельной деятельности при изучении нового материала);
  • теоретическая часть включает пояснительные схемы, рисунки и т.п. на 1-ой ступени абстракции;
  • новые понятия имеют пояснения и опираются на изученный ранее материал;
  • имеются упражнения (задания) как для формирования первичных навыков по новой теме урока, так и для последующего развития (переход ко 2-ой ступень абстракции);
  • создаются условия для развития самостоятельной деятельности и использования полученных знаний и умений в практической деятельности и (или) нестандартных ситуациях.

3. Один из вариантов «хороших учебников» географии

3.1. Проанализировав содержание учебников географии 6-7-го классов различных авторов, чьи учебники включены в федеральный перечень учебных пособий для общеобразовательных учреждений, я остановила свой выбор на учебниках О.В. Крыловой «Физическая география» (6-й кл), «Материки и океаны» (7-й кл). Их содержание полностью отвечает требованиям к содержанию учебника: учебный материал посилен по объему и сложности, обучение организовано на высоком уровне трудности, но с сохранением доступности обучения. Они написаны в соответствии с возрастными особенностями восприятия географических естественно-научных знаний учащимися 11-12-летнего возраста. Изложение географического содержания учебника построено в соответствии с принципом от простого к сложному.

На первый взгляд построение учебника непривычно для учителя и ученика, т.к. сам учебник состоит из уроков, представляющих собой блок рабочих материалов: информационных и операционно-деятельностных , но именно благодаря этому осуществляется деятельностный подход к процессу усвоения учащимся знаний и умений.

Информационный блок представлен не только текстами разной дидактической направленности, но и географическими и историко-географическими картами, картосхемами, учебными рисунками, графиками, фотографиями. Принципиальное значение имеет тот факт, что названные средства наглядности служат не иллюстрациями, лишь поясняющими текст, а источниками нового знания, т. е. самостоятельными источниками информации.           

Операционно-деятельностный блок представлен географическими задачами, которые различаются по дидактическим целям, уровням сложности и предполагают работу с разными источниками информации, он занимает примерно 45% его объема. (Приложение 2. Приложение можно получить по запросу у автора статьи.)

Основной принцип обучения с помощью данного учебника можно выразить в следующем:

  • теоретическая часть (краткое, но содержательное ознакомление с новым материалом посредством пояснительных схем, рисунков и т.п.);
  • практическая часть (решение географических задач увлекательных по содержанию, заманчивых по степени усложнения-вовлечения в использовании новой учебной информации для решения учебных задач);
  • рефлексия (позволяет повысить самооценку ученика по степени овладения новыми знаниями и умениями).

Результаты обучения с помощью учебников для 6-7-го кл. О.В.Крыловой позволили мне повысить качество обучения, учащиеся овладевают всеми ключевыми учебными компетенциями. Уроки проходят интересно, в атмосфере содружества Учитель-Ученик. (Приложение 1. Приложение можно получить по запросу у автора статьи.)

3.2. Проанализировав содержание учебников географии 8-9-го классов различных авторов, чьи учебники включены в федеральный перечень учебных пособий для общеобразовательных учреждений, я остановила свой выбор на учебниках Дронов В.П. и др. «География России. Природа. Население. Хозяйство», 8-й кл., Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. «География России. Хозяйство и географические районы», 9-й кл. Их содержание, на мой взгляд, почти отвечает требованиям к содержанию учебника: учебный материал посилен по объему и сложности, обучение организовано на высоком уровне трудности, но с сохранением доступности обучения. Построение учебника привычно для учителя и ученика, имеются вопросы и задания к контролю и совершенствованию учебного материала, однако учебник снабжен только информационным блоком и мне так не хватает операционно-деятельностного блока, благодаря которому и осуществляется деятельностный подход к процессу усвоения учащимся знаний и умений. 

Литература

1. Беспалько В. П. Учебник: Отбор и организация содержания. Школьные технологии. Журнал №5, 2006 г.
2. Крылова О.В. Уроки географии в 6 классе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2002 г.