Использование метода проекта на уроках литературы

Разделы: Литература


ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством великого писателя.
  2. Формировать навыки самостоятельной работы с большим объемом информации; развивать критическое мышление, связную речь (устную и письменную)

ОБОРУДОВАНИЕ: эпиграф на доске ; портреты Гоголя; выставка книг писателя (подготовленная ученицей); буклет (подготовленный ученицей)

ХОД УРОКА

На доске эпиграф:

“Многосложен его характер, и до сих пор загадочны многие черты его. Но очевидно с первого взгляда, что отличительным качеством его натуры была энергия, сила, страсть…” (Н.Г.Чернышевский)

“Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадает меня совершенно…” (Н.В.Гоголь)

– Слово учителя:

(Отталкиваемся от цитат)

– Какие черты характера писателя являются главными, отличительными?

(…Итак, и современники, и сам Гоголь отмечают многосложность и загадочность характера. Мы сможем приблизиться к разгадке Гоголя, когда больше узнаем о его жизни, внимательно прочитаем его книги. Давайте начнем наш разговор о писателе с его портрета.

1-й этап ПОРТРЕТ

Рассказывает Грунов Алексей.

На картине Алексея Гавриловича Венецианова мы видим веселого, улыбающегося молодого человека. Молодость, энергия, веселый юмор видны во всем его облике. Этот портрет написан в 1834 году.

Совсем другим предстает перед нами Гоголь с картины Александра Андреевича Иванова (1841). Здесь нет молодости, задора, веселого юмора. Зато обращает на себя внимание взгляд, полный глубины и мудрости. Кажется, писатель знает то, что дано познать не каждому, оттого так притягателен его взгляд. Дружба художника с Н.В.Гоголем длилась много лет. Через три года после знакомства А.А.Иванов восторженно скажет о писателе: “Этот человек необыкновенный, имеющий высокий ум…Как поэт он проникает глубоко, чувства человеческие он изучил и наблюдал – словом, человек самый интереснейший, какой только может представиться для знакомства…”

– Я думаю, что такие разные портреты, выполненные художниками, еще больше заинтриговали нас. Захотелось узнать больше о жизни писателя.

2-й этап ДИАЛОГ

Диалог о жизни писателя ведут Королева Настя и Крючкова Анна.

“Гоголь родился в захолустном местечке Васильевка в Миргородском уезде. Родители не имели средств, чтобы дать своему сыну отличное домашнее образование. ВОПРОС: Какое образование и где получил Н.В.Гоголь?”

ОТВЕТ: В 1821 г. Гоголь поступил в Нежинскую гимназию Высших наук. Здесь проявилась художественная одаренность Гоголя: он учится играть на скрипке, занимается живописью, участвует в спектаклях. Нежинская гимназия одно из лучших учебных заведений того времени. Гимназисты пополняли свое образование усиленным чтением. Перечитав казенную библиотеку, они сообща выписывали и покупали журналы и книги. В собирании библиотеки принимал самое активное участие. Здесь же он начал писать свои первые произведения, но к сожалению, они не сохранились.

“Учась в Нежинской гимназии, Гоголь часто задумывался о своем будущем. “О мое будущее! Будь блистательно! будь деятельно! – говорил он. Свою дальнейшую жизнь Гоголь связывал с северной столицей. ВОПРОС: Какое место занимает Петербург в жизни Н.В.Гоголя?”

ОТВЕТ: Петербург занимает важное место в судьбе Н.В.Гоголя. Восторг, вызванный приездом в столицу в 1828 г., быстро сменился горьким разочарованием. Радужные надежды, юношеские иллюзии столкнулись с суровой действительностью. Гоголь затратил немало сил и времени, чтобы поступить на службу. Чиновники не желали разговаривать с юношей, у которого не было влиятельных покровителей.

С Петербургом связано и начало творческой деятельности Гоголя. Именно в 1830 г. в журнале “Отечественные записки” была опубликована повесть “Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала”, которая потом вошла в сборник “Вечера на хуторе близ Диканьки”

Образ Петербурга писатель запечатлел в цикле “Петербургские повести”. Наконец, в Петерберге Гоголь познакомился с известными поэтами, которые впоследствии стали настоящими друзьями, учителями и наставниками для Гоголя – это В.Жуковский, П.Плетнев, конечно, А.Пушкин.

“Таким образом, петербургский период творчества Гоголя деятельный. ВОПРОС: Какие произведения или сборники написаны писателем в этот период?

ОТВЕТ:Первой книгой Гоголя стали “Вечера на хуторе близ Диканьки” (1831 – 1832). Это романтическое, жизнерадостное, светлое произведение. Второй сборник под названием “Миргород” вышел в 1835 г. Из мира фантастики писатель ведет читателя и в героическое прошлое народа (“Тарас Бульба”), и в мир современной ему жизни (“Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”)

Третий цикл – это “Петербургские повести”. Через все это произведение проходит образ столицы русского государства. Тема Петербурга, тема маленького человека, наметившаяся в творчестве Пушкина, была расширена и углублена Гоголем.

Следующий этап творчества Гоголя связан с театром. В апреле 1836 г. в Петербурге состоялась премьера “Ревизора”. Это последнее произведение, написанное в Петербурге. “Мертвые души” написал в Италии, хотя печатал в Петербурге.

“Летом 1842 г. Гоголь вновь надолго покинул Родину. Он вынужден был искать прибежище то в Германии, то во Франции, то в Италии. Буквально перед смертью вернулся в Россию. ВОПРОС: Расскажите о последних годах жизни великого писателя.

ОТВЕТ: Тяготясь одиночеством, Гоголь обращается к религии как единственному спасению от душевных мучений. Писатель заново оценивает свое творчество. Ему кажется, что в повестях о Петербурге, в “Ревизоре” и “Мертвых душах” неверно, в искаженном виде представлена Россия.

Теперь больной, сразу состарившийся, с грустью в глазах так не был похож на веселого, жизнерадостного, остроумного Гоголя. Последние годы писатель жил одиноко. Физические и творческие силы его быстро покидали. Он скончался 21 февраля 1852 г.

3-й этап БУКЛЕТ “ГОГОЛЬ и ТЕАТР”

– Предлагаю познакомиться еще с одним результатом проекта – буклетом.

4-й этап ВИКТОРИНА

– Подведем итог, что же нам удалось узнать о жизни великого писателя.

? Какие творческие способности проявились у юного Гоголя, когда он учился в Нежинской гимназии?

? А какими качествами, по мнению Гоголя,должен был обладать человек, чтобы принести пользу Отечеству?

? Какую роль сыграл Пушкин в судьбе Гоголя?

? Можно ли утверждать, что постановка “Ревизора” и отклики на пьесу стали началом духовного кризиса писателя?

? Какой период жизни Гоголя, на ваш взгляд, отражает памятник, выполненный скульптором Андреевым?

5-й этап ВИКТОРИНА по произведениям писателя (подготовила Крючкова Елена) (см. Приложение №1)

- Итак, о чем писал Гоголь, что его волновало?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Рассказать об истории создания “Мертвых душ”, прочитать 1 главу произведения.

ИТОГ УРОКА – заполнение таблицы (см. Приложение №2)

На следующем уроке оценивается работа уч-ся, выдвигаются новые вопросы, которые заинтересовали детей.