Проектная работа: самостоятельность, деятельность, результативность

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


Иностранный язык прочно вошел в нашу жизнь, демонстрируя свою привлекательность и большие потенциальные возможности для развития ребенка в период становления личности и предоставляющий более широкие перспективы в будущем. Но поддерживать у ребенка желание работать изо дня в день, продвигаясь вперед маленькими шажками, - дело для преподавателей нелегкое.

Как же организовать процесс обучения иностранному языку, чтобы он протекал более успешно и давал бы наилучшие результаты, и в то же время не подавлял, а возвышал личность каждого ребенка, повышал его самооценку?

Все мы понимаем, что результативность обучения зависит от грамотного планирования и построения процесса обучения, от умения учителя видеть перспективу совместного с учеником труда, но наиболее важно, я считаю, дать своим ученикам возможность осознать свое продвижение в овладении языком.

Обучающийся сегодня – это человек, которого мы должны научить самостоятельно мыслить и творчески применять полученные знания, свободно ориентироваться в потоке информации, вырабатывать активную жизненную позицию.

Для реализации этих целей на современном этапе требуются конкретные технологии и к одной из наиболее полно отвечающих этим требованиям можно отнести проектную технологию. Это идеальная возможность помочь ребенку продемонстрировать свою индивидуальность. Работа над проектом учит его использовать иностранный язык как инструмент для достижения своих целей – показать, что он – ученик думающий, имеющий свое собственное мнение по той или иной проблеме, что он умеет проанализировать ситуацию и сделать свои, жизненно важные для него, выводы.

В образовательной сфере накоплен большой опыт применения проектной деятельности, в том числе, и на уроках иностранного языка. Мне бы хотелось поделиться своим опытом применения этой технологии.

Мы с ребятами осваиваем эту технологию постепенно, от простых, краткосрочных проектов, занимающих по времени один - два урока или одну работу вне урока (в виде коллажа, открытки, плаката, интересно оформленного письма или приглашения) до долгосрочных – исследовательских, выполняемых с учетом всех строгих требований к работам такого формата и правилам данной технологии. Нельзя сказать, что все работы одинаково успешны, но важно главное – процесс работы над проектом. Презентация работы вызывает здоровый азарт, неподдельный интерес, стимулирует речемыслительную и творческую деятельность детей. Проект так же служит хорошим инструментом воспитания детей, так как это - общее, интересное дело, которое сплачивает ребят, учит коллективизму, умению работать в команде.

Осваивая технологию проектной методики ( а интерес к ней у меня возник лет десять назад), в первую очередь я познакомилась с литературой по этой проблеме и продолжаю следить за публикациями по сей день. Существует несколько моделей проектной технологии, но я придерживаюсь технологии, разработанной Е.С.Полат.

С чего начинается работа над проектом? Конечно, с постановки цели, выбора темы проекта. Моя цель на данном этапе – заинтересовать детей, подтолкнуть к выбору темы проекта, создать условия, при которых учащиеся захотят самостоятельно приобретать недостающие знания из разных источников, научаться пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач, разовьют в себе исследовательские навыки, аналитическое мышление. Обычно планирование в классе занимает одно занятие, но при работе над исследовательским проектом приходиться встречаться несколько раз, чтобы осознать реальные возможности, чтобы правильно представить цель (ведь это не только конечный продукт, но и улучшение своих знаний как в области изучаемой проблемы, так и в области языковых умений и навыков).

Если у нас коллективный проект – важно правильно разбиться на группы (чтобы у каждого был значимый объем работы) и рассмотреть все предложения. Составляя совместный план работы, нужно обязательно включить в него изучение литературы по теме. В процессе работы возможны такие методы как наблюдение, анкетирование или интервьюирование сверстников, учителей и родителей. (Что касается последнего, важно тщательно продумать и подготовить вопросы). На этом этапе мы определяем также сроки выполнения работ, графики консультаций. Иногда я выдаю письменные рекомендации будущим авторам, но чаще всего мы договариваемся обо всем в устной форме на первом занятии.

Следующий большой этап – это непосредственно сама работы над проектом. Вначале идет процесс сбора информации, так называемый поисковый этап. В установленные ранее сроки ребята отчитываются о проделанной работе, показывают результаты своих поисков и исследований, консультируются по содержанию и правилам оформления проектных работ. Порой ребята ведут “Дневник работы над проектом”, по которому можно отследить работу проектной группы. Ведение дневника – необязательное требование, но оно целесообразно при работе с детьми, у которых еще не полностью сформировано умение распределять свое время, делать необходимую работу соответственно ранее составленному графику.

Следующий большой обобщающий этап – это так называемое возвращение в класс, на котором происходит оформление результатов, доработка проектов с учетом замечаний и предложений, подготовка к публичной защите проекта. При организации больших мероприятий (концертов, драматических выступлений и т.п.) требуется генеральная репетиция. В период обработки информации нужно заранее обсудить и определить устойчивые критерии и надежные шкалы оценок. Мы с ребятами выработали свои правила защиты проекта и считаем, что она должен быть краткой, понятной, логичной. Выступающий должен говорить громко, четко и эмоционально. Как слушатели, так и выступающие должны быть предельно вежливы и толерантны. При оценке проекта мы учитываем содержание, дизайн, презентацию, творчество, криативность проекта, долю участия в групповой деятельности, коллективную солидарность. Как правило, все учащиеся получают высокие оценки. Со стороны учителя необходимо доброжелательно принимать все, что сделали ученики, так как это важное условие дальнейшей творческой работы.

Во время работы над проектом можно столкнуться с проблемами, связанными с личностью ученика, такими, как отсутствие мотивации, трудности во взаимоотношениях с другими членами группы. Здесь важно применить все свои педагогические и психологические умения, чтобы заинтересовать ученика. Нужно позволить такому ребенку работать в своем режиме, предложить индивидуальную работу (написать письмо зарубежному другу, статью в газету, эссе, сочинение и т.п.).

Презентации проектов – самые зрелищные, яркие, часто похожие на праздник, события. Энергия творчества делает учебный процесс увлекательным, а следовательно, наиболее продуктивным. На эти презентации (уроки, праздники для младших школьников, показы сценок, выступления на научно-практических конференциях) желательно пригласить родителей, ведь они тоже часто становятся участниками процесса, участвуя в опросах, помогая в оформлении, готовя костюмы

Порой поражаешься не только творчеству детей, но и родителей. Они часто сами удивляются, насколько их захватывает процесс: в моей практике мамы готовили великолепные костюмы для концертов, папы изготовляли интересные декорации для сценок, бабушки помогали в приготовлении национальных блюд. Для меня здесь важна воспитательная цель: в наш разобщенный век родные люди становятся ближе, их соединяет совместная деятельность. А как приятно им видеть результаты своего совместного труда! А чего стоят улыбки на лицах детей, их гордость за выполненную работу!

Таким образом, метод проектов позволяет более эффективно осуществить основную цель обучения английскому языку – формирование и развитие коммуникативной компетенции, т.е. обучению практическому владению языком.

Метод проектов позволяет решить ряд важнейших задач:

  • Занятия не ограничиваются приобретением определенных умений и навыков, а выходят на практические действия, затрагивая эмоциональную сторону, благодаря чему усиливается мотивация учащихся при изучении иностранного языка.
  • Усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта.
  • Совместная работа учит доводить дело до конца, обучающиеся видят результаты своего труда.
  • В проектной методике успешно реализуются различные формы учебной деятельности, в ходе которых осуществляется взаимодействие учеников друг с другом и учителем, роль которого меняется: вместо контролера он становиться равноправным партнером и консультантом.
  • Весь учебный процесс ориентирован на учащегося, здесь, прежде всего, учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности.
  • Проектная работа развивает речемыслительные способности учащихся, воспитывает чувство коллективизма и ответственности за работу.

Технология метода проектов продолжает меня интересовать. В дальнейшем я предполагаю учить детей полнее использовать современные информационно-компьютерные технологии, возможности компьютера. Хотелось бы применить в практике различные типы проектов, в особенности международные телекоммуникационные проекты, которые помогли бы создать реальную среду общения с использованием иностранного языка, которая необходима для полноценного изучения иностранному языку, для формирования глобального мышления, для межкультурного общения.

Все, что касается проектной работы, казалось бы не ново и уже достаточно изучено, но изменяются условия нашей жизни, появляются новые источники информации, открываются альтернативные возможности презентации, возможности использовать полученные на уроках иностранного языка знания в жизни для общения с зарубежными сверстниками, и технология проектов приобретает новую, более современную окраску, оставаясь по-прежнему полезной и актуальной.

Презентация