Занятие по теме "Эмоции и междометия" для дошкольников 5–6 лет

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цель: Создание условий для формирования у дошкольника умений владеть мимикой с соответствующим звукоизвлечением посредством использования междометий.

Задачи:

1. Познакомить обучающихся со словами-междометиями, которые используются человеком для выражения эмоций.

2. Учить выражать свои чувства, используя мимику и междометия.

3. Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление, расширять кругозор детей.

4. Воспитывать культуру поведения и общения в коллективе, терпимость к чужому мнению.

Оборудование: мяч, иллюстрации, пальчиковые куклы, “волшебная” книжка с картинками.

Педагогические приемы:

- демонстрация иллюстраций,

- использование дидактических игр,

- работа с группой,

- индивидуальная работа,

- проговаривание вслух,

- ситуация успеха,

- литературное оформление.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть на занятии.

Педагог встречает детей рифмовкой:

Мы занятие начинаем, всех собраться приглашаем!

Дверь захлопнем мы сейчас – раз! (Дети показывают руками, как захлопывается дверь, на слове “раз” все одновременно делают хлопок руками).

Вот посмотрим мы сейчас, кто же опоздал у нас! (Дети складывают ладошки так, чтобы между ладошками получилась “дырочка”, смотрят одним глазом, другим).

Все собрались. Все на месте.
Хорошо. Закроем дверь.

Дети выполняют упражнение “Двери закрываются” (произносят на выдохе фразу, одновременно сводя руки - “закрывают двери”):

Наши ручки – это двери.
Двери закрываются, занятие начинается.

2. Приветствие.

Педагог предлагает детям поприветствовать друг друга:

И приветствие мы скажем, все движения покажем:

Дети произносят слова и выполняют движения:

Вот мы хлопаем: хлоп-хлоп (хлопают два раза руками)

Вот мы топаем: топ-топ (топают сначала одной ногой, потом другой)

Посмотрели вправо, влево (поворачивают голову направо и показывают рукой направо, потом поворачивают голову налево и показывают рукой налево)

Встали (руками показывают команду “Встать” и встают)

“Здравствуйте!” сказали (здороваются, делают жест вперед одной рукой)

Двумя ручками покажем,

“Добрый вечер!” Дружно скажем (говорят “Добрый вечер!”, делают жест вперед двумя руками).

Педагог: Хорошо. А теперь поприветствуйте своего соседа, мячик вам поможет. Внимание, Не забывайте правило: мяч ручкой правою берем, в правую передаем. (Дети выполняют упражнение: передавая мяч соседу, приветствуют его: Здравствуй, Настя! Здравствуй, Катя! и т.д.)

Педагог: Спасибо, молодцы, садитесь.

3. Основная часть.

1. Объявление темы занятия.

Педагог: Сегодня на занятии вы вспомните, как люди выражают свои эмоции, и познакомитесь со специальными словами, которые служат для выражения эмоций.

2. Педагог: Итак, на предыдущем занятии вы изучали эмоции – чувства, переживания, ощущения, которые испытывает человек в определенный момент жизни.

А сейчас я хотела бы посмотреть, как вы можете выражать эмоции и называть их. Я приготовила для вас задание: на этих карточках изображены разные эмоции, но вы пока их не видите (педагог держит в руках карточки с изображением разных эмоций, но не показывает их детям). Вам нужно по одному выходить и выбирать любую карточку, потом развернуть ее и посмотреть, какая эмоция на ней изображена, назвать эту эмоцию и выразить – сделать такое же выражение лица, как на карточке.

Педагог вызывает детей (по своему выбору или по желанию ребенка):

Вот Настя пойдет,
Настя карточку возьмет.

(Дети выполняют задание педагога, педагог хвалит детей или помогает, если ребенку требуется помощь. Таким образом, дети называют и изображают мимикой основные эмоции: радость, грусть, удивление, удовольствие, печаль, испуг, страх, злость, обида, разочарование)

3. Педагог: Как вы определили эмоции? (Ответ детей: по выражению лица)

Правильно, чувства передаются с помощью мимики – движений лица, выражающих определенное состояние.

Вы, наверное, слышали выражение “эмоциональный человек” - тот человек, который активно выражает свои чувства и настроения. Вы знаете, что артистам нужно хорошо владеть мимикой и певцам тоже, поэтому вы постоянно должны тренировать и развивать мимические движения.

Давайте выполним упражнение (дети под комментарий педагога выполняют упражнение, педагог наблюдает за действиями детей):

Вот лицо мы в ручки взяли
И по щечкам постучали.
И при этом говорим: м-м-м-м-м.
А теперь глазки закрыли,
Улыбнулись мы пошире.
Рот закрыли на замок,
Бровки приподняли.
Правый глазик открываем, им моргаем.
Левый глазик открываем, им моргаем.
Глазки шире открываем и моргаем, и моргаем.
Поморгали, щечки надуваем, воздух выдыхаем.
Еще раз щечки надуваем,
Воздух тонкой струйкой выдыхаем.
Молодцы, дети, вы очень хорошо потренировали свою мимику.

4. Педагог: А приходилось ли вам замечать, что разные эмоции вызывают у людей определенные звуковые выражения? Например, что вы кричите, если вам больно? (Ответ детей: Ай-ай-ай!)

Эти звуки никто не придумывал специально, их подсказали человеку его собственные чувства, собственные ощущения.

Специальные слова, которые служат для выражения эмоций, называются междометия.

Это слово трудное для запоминания. Как легче его запомнить? Вслушайтесь: Междометие – то есть метко сказанное слово. Давайте повторим это слово все вместе тихонько шепотом, так чтобы я видела движения ваших губ: междометие (дети произносят слово, педагог наблюдает за движением губ детей). А теперь скажем это слово громко: междометие (дети все вместе повторяют за педагогом).

5. Педагог: Что же это такое? (Педагог стучит незаметно по стулу, как будто кто-то стучится в дверь). Вы слышали? Мне кажется, к нам кто – то пришел. Закройте на секунду глазки! (Дети закрывают глазки, педагог берет пальчиковые куклы по имени Ай-Ай и Ой-Ой, надевает их на пальцы). Вы можете открыть глаза и посмотреть, кто у нас в гостях. Это два друга: Ай-Ай и Ой-Ой. Они пришли помочь нам изучать междометия. Посмотрите на их лица и послушайте их разговор (педагог рассказывает стихотворение от имени героев):

- Ой-ой-ой! – сказал Ой-Ой.
Я, мой друг, совсем больной.
- Ты пойди-ка, погуляй!
Все пройдет! – сказал Ай-Ай.

А теперь попробуйте и вы передать словами, что чувствует Ой-Ой и покажите это мимикой (дети показывают и говорят: ой-ой).

Вот и состоялось наше первое знакомство с междометиями. Закройте, пожалуйста, глазки, пусть куколки незаметно уйдут (педагог снимает пальчиковые куклы и убирает их), теперь можно открыть глаза.

6. Педагог: (берет “волшебную” книжку) Давайте откроем “волшебную” книжку и посмотрим, что делают наши друзья – лесные жители. Внимательно послушайте стихотворения и скажите, что говорит каждый герой и выразите это мимикой (педагог открывает книжку с картинками про лесных зверей, показывает детям картинки и читает стихотворения. Дети слушают и отгадывают, что говорит каждый из героев и показывают его чувство)

Картинка 1. “Зайчик”:

Бедный зайчик задрожал,
Зайчик в кустик убежал.
Его гонит туда страх: (что он говорит) “Ах!”

Картинка 2. “Муравьи”:

Весь день хлопочет муравей,
Идти ему не близко.
Зовет на помощь он друзей: “Эй!”

Картинка 3. “Ёжик”:

Бусы ежик примеряет,
Ежик громко восклицает:
“Как красиво! О!”

Картинка 4. “Белка”:

Белка наша не скучает,
Всех зверюшек выручает.
Спешит на помощь поскорей,
Несет лекарство: “Не болей! Эй!

Картинка 5. “Паук”:

Паутину сплел паук,
Попадешься в сети: “Ух!”

Картинка 6. “Кузнечики”:

Музыка звучит лесная,
Музыканты – молодцы.
Но домой нам всем пора,
Скажем им “Браво! Ура!

Картинка 7. “Улитки”:

Улитки делят гриб лесной:
Ой, как вкусно! Не отдам! Ам!

Вот вы и познакомились с междометиями.

4. Физминутка.

Педагог: А теперь мы немножко отдохнем, ручки наши разомнем!

(Дети читают рифмовку, быстро и четко проговаривая слова и показывая движения руками)

Были ручки, стали ножки.
Были ножки – стали рожки.
Ножки наши пошли – раз, два, три.
Ножки наши побежали – и упали.
Молодцы, а теперь продолжим занятие.

Закрепление материала

Педагог: (показывает детям на рисунок “Теремок”)

Перед нами теремок. Дверь закрыта на замок.

В теремке есть задание для нас. Чтобы войти в теремок нужно сказать волшебные слова. Вы помните волшебные слова про теремок? (дети говорят: Да!” В этих словах нужно выделять звуки “т”, “к”. Вспомните, как покажем, говоря звук “т”:

Клювик показали, зерна поклевали.
Звук “к”: В ручки ткань мы взяли –
И ее порвали!

(Дети произносят звуки “т” и “к” по правилам фонетической ритмики)

А теперь скажите “волшебные слова”:
Вот стоит теремок.
Из трубы идет дымок.
Теремок, теремок.
Он ни низок, ни высок!

(Дети произносят слова, выделяя звуки “т” и “к”)

Педагог: Теперь теремок открыт. Сейчас я посмотрю, что в нем есть.

О, здесь собрались пять королей из разных королевств.

Послушайте задание: вам нужно определить, что чувствуют короли (их эмоции) и что они говорят (какое междометие) (педагог раздает детям карточки с нарисованными королями.).

(Дети определяют эмоции королей и по очереди говорят, как короли выражают эмоции).

- Голубой король (плачет) – печаль. (Ох! Ох – ох – ох!)

- Красный король (сдвинул брови, скривил рот)злость (Ух!)

- Желтый король (открыл рот, выгнул дугой брови) – удивление (О!)

- Оранжевый король (улыбается)радость (Ура!)

- Фиолетовый король (рот открыт) – разочарование (У!) и т.д.

Педагог: Молодцы, вы хорошо поработали. Я хотела бы пожелать королям, чтобы они всегда были радостные и добрые и не испытывали грусти и разочарования.

Педагог: Теперь мы должны закрыть теремок. Давайте скажем слова:

Теремок, теремок
Закрываем на замок.

(Дети произносят слова, выделяя звуки “т” и “к”)

Педагог: На сегодня наш теремок закрыт.

Но вы знаете, что в теремке живут разные звери, они тоже выражают свои эмоции. А как – об этом мы поговорим на следующем занятии.

Вы очень хорошо позанимались, я буду ждать следующей встречи с вами.

Покажите свое настроение:
Подтянитесь, улыбнитесь!
Желаю вам всем хорошего настроения!
А теперь мы дружно встали, ручку правую подняли
“До свидания!” сказали.

Список литературы для педагога

  1. Алтухова Н.Г. Звуковая мозаика. – СПб., 1998.
  2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. – М., 1968.
  3. Бардышева Т. Рассказываем стихи руками. – М., 1998.
  4. Давыдова В.П. Развитие речи младших школьников: отработка дикции, темпа речи, жестовая речь, крупная моторика, физкультпаузы с проговариванием.// Начальная школа, № 2. 1995.
  5. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. – М., 1982.
  6. Лукина О. И притопывать ногами, и прищелкивать перстами…// Дошкольное образование. № 2, 1999.
  7. Смоленский Я.М. В союзе звуков, чувств и дум. – М., 1976.