Методическая разработка "Душа – Психея – Путаница" (образ души в отечественной поэзии ХХ века)

Разделы: Общепедагогические технологии


Ты, мысль, повисла в зное мира
Над вечной розою - душой
(Владислав Ходасевич)

Утонченный в духовном плане подобно аромату ландыша, отечественный писатель Михаил Пришвин заметил как-то по поводу российских поэтов Велимира Хлебникова и Ксении Некрасовой: "Души сорваны с места и парят в красоте". Не относится ли его прозрение в целом к феномену "русской загадочной души"?

Предки наши, интуитивно чувствующие красоту мира, отразившие ее, как в радуге, в культуре, неустанно пытались объяснить деяния Духа, предполагая, что в человеческой плоти заключена особая сущность, расшифровывающая видимое глазом, слышимое ухом, ощущаемое кожей. Эту "душу" или "тень" наделяли даром выходить на волю, пока человек спит, и жить собственной жизнью в его сновидениях:

Весь мир теперь ее, ни ангелам, ни птицам
Не позавидует она в тиши аллей.
А тело тащится вослед и тайно злится,
Угрюмо жалуясь на боль свою земле:
"Подумай, каково мне с этой бесноватой,
Воображаемым внимая голосам,
Смотреть на мелочь звезд; ведь очень небогато
И просто разубрал Всевышний небеса.
(Н. Гумилев "Разговор")

Непоколебимо веровали предки, что в момент смерти душа покидает бренные останки навсегда, вылетая через уста. Современная наука располагает прибором сверхчувствительного резонанса, регистрирующим в минуты смерти отделение от тела трех - восьми граммов субстанции в виде кокона, облачка или бабочки (исследования профессора Б. Исхакова).

Вся русская культура, отечественный менталитет круто замешаны на дрожжах греческой цивилизации, о чем написал с чувством благоговения русский ученый В. Н. Щепкин в своей книге "Душа русского народа в его искусстве" (1920г): "Что делает в мире русская душа? Мы обращаемся к ее созданьям и открываем, что это одна из самых широких и простых душ мира, что она чает без корысти, созерцает сочувственно: людей - скорбно, природу - ясно, небо - радостно: Мы чувствуем при этом, что эта младшая сестра греческой души прекрасна не тогда, когда горит и трепещет, а тогда, когда созерцает и теплится".

Запомним эти провидческие слова - "созерцает и теплится":. В них - ключ к пониманию Души - Психеи - Путаницы в отечественной поэзии. Истоки же - в мифе о Психее, который являл эллинам классический образец истинной любви, пик душевных вершин.

Поэтому Психея - смертная, обретшая бессмертие, стала символом Души в поисках своего идеала.

Миф о Психее и боге любви Эроте известен в основном из латинского произведения "Метаморфозы или Золотой осел" Апулея, где он явлен самостоятельной главой в виде сказки о младшей царской дочери неземной красоты. Люди поклонялись Психее, равно как и богине красоты Афродите. Не желая терпеть соперницу из смертных, Афродита велела своему сыну ранить сердце красавицы стрелой любви к самому безобразному мужчине на свете. Эрот, называют его еще Амуром, нарушил данное матери слово. Спасенная от гибели богом ветра Зефиром, девушка оказывается во дворце Эрота и становится его возлюбленной. Под влиянием сестер Психея нарушает запрет любимого увидеть его лицо. Эрот исчезает, и неутешная Психея отправляется на его поиски. Миф, как архетипическая шкатулка, содержит подробные мытарства Психеи на том и этом свете и завершается воссоединением влюбленных. Их дитя носит имя Гедона - Наслаждение. Многие современники Апулея видели в его сказке аллегорический смысл, ведь "психэ" по-гречески означает "душа".

Мысль о нравственном очищении Души через страдания в поисках идеала или высшей красоты выкристаллизовалась через века и Апулею, как сыну своего времени, она была бы чужда.

Неподъемен порой путь Души к собственному идеалу. Не потому ли французский писатель Гюстав Флобер, аристократ духа, воскликнул: "Сосчитал ли кто - нибудь, сколько низостей надо созерцать, чтобы воздвигнуть величие души?".

Русский человек чувствовал это особенно обостренно. В Софийском соборе сохранилось настенное вопрошение, оставленное безымянным мастером: "О, душа моя! Чему не молишься Господу своему? Чему добра ждешь, сама добра не творя?".

Мировая культура сохранила соцветие символов души у разных народов. Какой мыслилась душа нашим предкам? По славянским поверьям, душа умершего человека превращалась в голубя. В голубином облике описана в Евангелии третья ипостась Троицы - Святой Дух.

Самой распространенный в древности символ души и бессознательного влечения к свету - бабочка. Гностики, мудрецы поздней античности, искавшие тайный смысл в Библии, представляли Ангела Смерти в виде крылатой ступни, уничтожавшей бабочку, из чего можно заключить - бабочка скорее сравнивалась с жизнью, нежели с душой.

В пыли веков теряется рождение эмблемы души - газели. В иконографии она изображалась убегающей от пантеры или льва либо в их пасти, что символически мыслилось как преследуемая страстями и самоуничтожающей силой бессознательного душа.

Павлин, журавль, акация дополняют сад символов души в мировой культуре.

Особенность России ,как перекрестья Востока и Запада, содержится и в двойственности русской души. Именно поэтам дано эту двойственность воспринимать и "шестым чувством" - интуицией, и "пятым временем года" (Б. Пастернак) - любовью:

Душа, ты рванешься на Запад,
А сердце пойдет на Восток.
(Ю. Кузнецов "Россия")

Токи мировой культуры - и греческой, в частности, - пронизывали эпоху Серебряного века особенно мощно, открывая доступ поэзии высочайшей пробы. Образ Души, не гостьи, а хозяйки на поэтическом Олимпе, поистине царственен и, в то же время, по-домашнему мил, узнаваем, наполнен теплом и созерцанием:

Одна половинка окна растворилась,
Одна половинка души показалась,
Давай-ка откроем - и ту половинку,
И ту половинку окна!
(М. Цветаева "Поэма Горы" 1920г)

Цветаева уверяла, что душа человека не может умереть вместе с телом, она ищет себе другую оболочку и живет заново, но память не хранит всех жизней, ведь и мы в сиюминутной реальности не в состоянии все упомнить из-за извечного спора Психеи - Души и Евы - тела.

В поэтической квадратуре - Ахматова, Пастернак, Цветаева, Мандельштам - именно Марина Цветаева с мучительной страстью билась над загадкой Души - Психеи - Путаницы.

"Психея", "Сердца и души", "Душа", "Если душа родилась крылатой", "Душа, не знающая меры" - это стихотворения; россыпи афоризмов и размышлений о Душе в письмах, дневниках и прозе - дань Психее в творчестве той, которая сама была Великой Душой: "Ко мне надо - с душой и за душой, все остальное - тщетно".

В черном для Отечества году, - 1918 - презрев хаос и безвременье, Марина вычеканила афоризм - молитву, омытую светом греческой души и православной Троицы:

Над кабаком, где грехи, гроши,
Кровь, вероломство, дыры -
Встань, Триединство моей Души -
Лилия - Лебедь - Лира!

Родственной - поэтической! - Душе, своему современнику Осипу Мандельштаму, дарила Марина свою Москву, приглашала в свою "Душу - залу для редких гостей".

Как истинный грек, Мандельштам мыслит о душе за гранью белого света:

Когда Психея - Жизнь спускается к теням,
В полупрозрачный лес, вослед за Персефоной,
Слепая ласточка бросается к ногам
С стигийской нежностью и веткою зеленой.

И в нежной сутолке, не зная, что начать,
Душа не узнает прозрачные дубравы,
Дохнет на зеркало и медлит передать
Лепешку медную с туманной переправы.
(1920г)

Встречи с Мариной Цветаевой поэт предвидел еще в 1909 году:

Ни о чем не нужно говорить,
Ничему не следует учить,
И печальна так и хороша
Темная звериная душа.
Ничему не хочет научить,
Не умеет вовсе говорить
И плывет дельфином молодым
По седым пучинам мировым.

Серебряный век русской культуры был щедр на встречи - узнавания и высокую дружбу. Какие охапки роз - Душ (роза - символ тайны. Две тайны - это грань божественного!) цвели и благоухали в поэтическом саду Серебряного века!.

Два имени рядом - Марина Цветаева и Борис Пастернак:.

Обращение к Душе - один из ключевых образов в поэзии Пастернака. Три больших по объему стихотворения поэта - два под названием "Душа", третье - "Определение Души" - созданы им в разные годы (1915, 1956).

Душа, израненная жизнью, мается, томится, рвется прочь от ее пут:

О, - в камне стиха, даже если ты канула,
Утопленница, даже если в пыли
Ты бьешься, как билась княжна Тараканова,
Когда февралем залило равелин.
(1915 г)

Здесь каждое слово - под гнетом камне - смыслов. Пыль житейской тщеты - все рассыпается в прах: и слава, и богатство; темница Души, заливаемой без поиска идеала мутными, стылыми житейскими водами, с пеной искусов и греха - и в итоге непостижимая тайна Розы - Души, отвергнутой, непонятой, как княжна Тараканова - Душа, посмевшая стать самозванкой.

Дань поэтического восхищения воздала Цветаева Анне Ахматовой, Муза которой окутана тайнами Петербурга, хранима тенью Пушкина и силой собственной Души. Обе, и Ахматова и Цветаева, сберегли, как самую большую ценность, от безжалостной Ступни Жизни свои крылатые Души. Сберегая от житейских заморозков Розу Души, Ахматова умоляет судьбу в одном из дореволюционных стихотворений:

Не надо мне Души покорной,
Пусть станет дымом, легок дым,
Взлетев над набережной черной,
Он будет нежно голубым
(1911г)

Черный и нежно - голубой, данные в контрасте, глубоко символичны. Голубой цвет - цвет духовности, преодоления земной тяжести и под силу он только крылатым Душам.

Прожив - претерпев - преодолев жизнь, как черную набережную (заданность, неумолимость судьбы в каменных берегах), - но с высоко поднятой головой - к голубому небу! - странствующая королева поэзии Анна Ахматова в пору житейской осени доверит бумаге глубоко выстраданное (как Психеей!) прикосновение к тайне Розы - Души. Строки о Психее - Путанице войдут во "Второе посвящение":

Ты ли, Путаница - Психея,
Черно - белым веером вея,
Наклоняешься надо мной,
Хочешь мне сказать по секрету,
Что уже миновала Лету
И иною дышишь весной.

Сплю - мне снится молодость наша,
Та, Его миновавшая чаша;
Я ее тебе наяву,
Если хочешь, отдам на память,
Словно в глине чистое пламя
Иль подснежник в могильном рву.
(1945г)

В каждой строке - горний, разреженный воздух памяти и культуры, предельная концентрация смысла, подтекста, символики. "В глине чистое пламя": О чем эта строка? О первой женщине Лилит, сотворенной из глины и закаленной огнем? Отвергнутой Адамом взамен Евы, созданной из его плоти. Не так ли и наши Души, хранящие память о первоначальном чистом огне, убаюканные ласковой, но коварной Евой - телом, обращаются, иногда безотчетно, к тайникам протодуши, звериной, безгласной, в надежде прикоснуться к чистому пламени, согревающему путь к идеалу.

"Черно - белый веер", как вектор Жизни - Смерти, не отнимает надежды у Души. Могильный ров - неизбежность, но остается подснежник - голубой знак непременного возвращения из летейских пределов вечной Души, нежно - голубой, крылатой.

Скорбят и негодуют, плачут и молятся, просветляются и благодарят, вопрошают и судят Психею - Путаницу Брюсов и Гумилев, Северянин и Анненский, Есенин и Маяковский, Рубцов и Некрасова, Вознесенский и Ахмадулина. : Но именно за родство Душ, за этот неповторимый розарий, отметила Мария Петровых, поэтическая воспреемница традиций Серебряного века , неразлучные имена Ахматовой и Пастернака, Цветаевой и Мандельштама:

Их правотой наш век отмечен.
Здесь крыть, как говорится, нечем.
(1962 г)

Тема Души в поэзии вечна, как сама жизнь. Она звучит и сегодня предостережением: берегите Души, ибо

Душа - это сквозняк пространства
Меж мертвой и живой отчизн.
Не думай, что бывает жизнь напрасной,
Как будто есть удавшаяся жизнь.
(А. Вознесенский)

Поэты веруют, что каждое слово, как поэтическая единица, есть единство Души и Духа, символа и Логоса - человек же в рутине будней не чувствует могущества слова. Древнегреческий философ Гераклит напоминает нам: "Психее присущ самовозрастающий Логос". На житейских дорогах скорбит Душа о себе самой:

И жалко всех и вся. И жалко
Закушенного полушалка,
Когда одна, вдоль дюн, бегом -
Душа - несчастная гречанка:.
А перед ней взлетает чайка.
И больше никого кругом.
(Д. Самойлов)  

"Берегите Души!" - заклинают поэты неустанно, ведь каждая - каждая! -

Душа - теремница.
В клетке грудной томится -
Вещая нежная птица.
Но, и поймав, как синицу,
Мы не постигнем ту птицу,
Пленную ангелицу
Нашу Сверхсуть!
Ей - заоблачный путь.
(Т. Смертина)

Разве Душа - пленница? Ответим словами российского педагога В. Амлинского: "Человек несвободен уже потому, что наследует Душу и тело своих предков". Слова эти - как эхо цветаевской Психеи и Евы. :

В минуту трудную, в час Души С. Есенин признавался:

Мне страшно - ведь Душа проходит,
Как молодость и как любовь.

А Вам - страшно? Берегите Души - свои и чужие - с Верой, Любовью, Надеждой и Мудростью.