Урок обществознания по теме "Международное гуманитарное право"

Разделы: История и обществознание


Цели.

  • Привлечь внимание к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов, способствовать пониманию школьниками необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью норм международного гуманитарного права, содействовать формированию таких качеств личности как сострадание, уважение к человеческому достоинству.
  • Помочь учащимся получить знания об основополагающих принципах и положениях международного гуманитарного права.
  • Продолжить формирование умений анализировать источники и предложенные учебные ситуации, сопоставлять факты, строить доказательства, делать выводы, интерпретировать статистический материал, интегрировать знания и применять их для объяснения явлений, происходящих в окружающем мире, работать над понятиями, извлекать необходимую информацию из справочной и учебной литературы, схем и таблиц.

Основные понятия: международное гуманитарное право; жертвы вооруженного конфликта; международный и немеждународный вооруженные конфликты; лица, непосредственно не участвующие в военных действиях; лица, прекратившие принимать участие в военных действиях.

Оборудование: современная политическая карта мира, раздаточный материал: ксерокопии учебных материалов для учащихся, словари, источники (извлечение).

План изучения:

  1. Жестокое лицо войны.
  2. Сущность международного гуманитарного права.
  3. Основные положения международного гуманитарного права.
  4. Ответственность за нарушения международного гуманитарного права.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационная беседа

Звучит фрагмент песни “Комбат” в исполнении группы “Любэ”.

1-й ученик: Война... Когда противоборствующие силы не могут или не хотят преодолеть разногласия путем мирных переговоров они обращаются к оружию. И тогда люди становятся участниками или свидетелями драматических событий. Изо дня в день они сталкиваются со смертью, потерями, ненавистью лишениями. И это не только удел военнослужащих. Под бомбардировки и артобстрелы могут попасть и мирные жители. Война лишает их крова, тепла, воды, заставляет страдать от голода, жить в постоянном страхе за судьбу своих близких.

2-й ученик: За 6 лет второй мировой войны, по данным разных историков, погибло от 40 до 62 млн. человек. В нее было втянуто 4/5 всего населения земного шара. Военные действия развернулись на трех континентах, военно-морские операции велись на всех океанах, авиация наносила удары по глубоким тылам. В руины были превращены тысячи городов и сел. Количество погибших среди гражданского населения почти сравнялось с числом погибших в боях, достигнув катастрофической цифры -28 млн. человек, что свидетельствовало об особой жестокости войны.

3-й ученик: Потрясенное последствиями второй мировой войны международное сообщество прилагает серьезные усилия, чтобы не допустить развязывания новых войн. Однако вооруженные конфликты все еще остаются реальностью нашего времени. За последние 50 лет они разгорелись в Европе, Азии, Африке, Центральной и Южной Америке. Ежегодно в мире их происходит более 30.

Учитель: Мировое сообщество вступило в 3 - е тысячелетие. К сожалению, оно не избавилось от тяжелого наследия прошлых веков - вооруженных конфликтов. Путь к всеобщему миру долог и труден. И если нельзя добиться мира, то необходимо приложить всемерные усилия, чтобы уменьшить страдания людей, приносимые войной. Одним из главных механизмов ограничение жестокости вооруженных конфликтов является регулирование поведения их участников с помощью норм международного гуманитарного права. Именно об этом (международном гуманитарном праве) мы и будем сегодня говорить. Еще раз напомним, друг другу, какие беды и несчастья несет война. Каким образом мировое сообщество с помощью норм международного гуманитарного права пытается регулировать последствия вооруженных конфликтов. Узнаем какую ответственность несут люди, нарушившие эти нормы.

III. Изучение нового материала

?? Подумайте, почему эта тема наиболее актуальна сегодня? Почему современные исполнители поют песни о войне?

У войны, действительно, жестокое лицо. Дома вы думали над вопросом, “Какой цвет наиболее ярко передает краски войны?” Итак, что у вас получилось?

?? Скажите, какие цвета являются доминирующими? Что они передают?

Война - это прежде всего смерть. Смерть не только лиц, участвующих в вооруженном конфликте, но и лиц, которые непосредственно не участвуют в военных действиях.

?? Что это за люди, кто к ним относится? Обратимся к словарю.

Познакомьтесь со статистическими данными и подумайте, какой можно сделать вывод (на доске таблица).

Когда же оформились нормы международного гуманитарного права. Откройте учебник на стр. 205, задание №4.

Учитель: Управление ситуацией вооруженного конфликта с помощью правовых норм отвечает интересам обеих противоборствующих сторон. У каждой воюющей стороны м. б. раненые, военнопленные, мирное население, оказавшееся на оккупированной противником территории. Что в этом случае является наиболее разумным: надеяться на случайное проявление милосердия по отношению к ним со стороны противника или быть уверенным, что им будет оказана помощь и предоставлена защита по закону, исполнение которого обязательно? Очевидно, что предпочтительнее второе. Международное гуманитарное право призвано регулировать поведение участников вооруженного конфликта, привнести в него определенный порядок, определив права и обязанности воюющих сторон.

?? Так что такое международное гуманитарное право?

Международное гуманитарное право - отрасль международного права, которая представляет собой совокупность правовых норм, основанная на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов.

Люди во все времена пытались ограничить последствия вооруженных конфликтов. Но оформление правовых норм чаще следует за событиями, чем опережает их, поэтому история занимает важное место в изучении правовых дисциплин.

Практическая часть: учащиеся разбиваются на 3 группы. Учитель раздает группам соответствующие источники.

1-й группе: 1-ю и 2-ю Женевские конвенции, дополнительный протокол I (ст. 11).

2-й группе: 3-ю Женевскую конвенцию.

3-й группе: 4-ю Женевскую конвенцию и дополнительный протокол II.

Задание: пользуясь источниками, сформулируйте правовые положения, защищающие жертв войны.

В случае нарушения норм международного гуманитарного права предусмотрена система наказаний, которая также предусмотрена источниками международного гуманитарного права.

Практическая часть:

1-я группа - 1-я Женевская конвенция (ст. 50).

2-я группа - 3-я Женевская конвенция (ст. 130).

3-я группа - 4-я Женевская конвенция (ст. 147), ст. 356 УКРФ.

Согласны ли вы с утверждением древнегреческого историка Платона: “Самое страшное, что может произойти с человеком, сотворившим зло, - это не быть наказанным”?

Стал историей XX век. Человечество уже живет в новом столетии. Каким оно будет? Удастся ли поставить заслон бесчеловечности, насилию? Наверное, во многом это зависит от нас, от нашего умения договариваться, жить по правилам, относиться друг к другу гуманно даже в условиях самого жестокого противостояния.

IV. Обобщающий контроль

?? Какое из предложенных высказываний больше подходит для эпиграфа к сегодняшней теме?

“Война - незаживающая рана, которую получил мир”. Дж. Б. Бристли

“Теперь когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно - научиться жить на Земле, как люди”. Б. Шоу

V. Комментирование домашнего задания - 0,5 мин.

  • Параграф №43, записи в тетради, новые термины.
  • Подумать над заданием 2,5 (с.205).

VI. Рефлексия. Итог

Учащиеся должны продолжить следующие предложения:

Я узнал на уроке _________________________________.

Меня удивило, что _______________________________.

Мне кажется ____________________________________.