Интегрированный урок психологического развития и музыки "Радуга настроений"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели:

  • Дать детям представление о взаимосвязи, существующей между мыслями и настроением.
  • Учить детей различать эмоциональные ощущения, определять их характер.
  • Знакомить учащихся с различными способами выражения эмоций.
  • Развивать способность детей к рефлексии.

Материалы:

  • мягкая игрушка Динозаврик;
  • разрезные картинки (динозаврик грустный, весёлый);
  • фломастеры;
  • конфеты “Морские камушки”;
  • крупа, монетки, металлические коробочки.

Ход занятия

1.

  • Игра-приветствие “Добрый день”.
  • “Пирамида дружбы”.
  • Фонопедические упражнения “Динозаврик”

Учитель: Ребята, Королева Сказок прислала для нас письмо. Хотите узнать, что в нём?

“Здравствуйте, ребята! Пишет вам Королева Сказок. В моём сказочном королевстве живёт много сказок, мне за всеми нужно приглядывать. Но важных дел накопилось очень много, и я совершенно не успеваю вовремя всё сделать. Поэтому я обращаюсь к вам, ребята, за помощью. Помогите, пожалуйста, выполнить несколько очень важных заданий. Вам в помощь я отправляю своего верного помощника – динозаврика Памси. Удачи вам!”

Разделить детей на две группы (используя конфеты морские камушки).
Каждая группа собирает разрезные картинки.

– Чем схожи и чем различаются эти картинки? (На обеих картинках нарисован динозаврик.)
– Ребята, как вы считаете, какое настроение у Памси на первой картинке? Почему вы так решили?
– Какое настроение у Памси на второй картинке? Почему?

(Когда нам плохо, то всё вокруг кажется мрачным, тёмным, неприятным, а когда хорошо – всё изменяется, светлеет, словно оживает).

А чего не хватает нашему Памси? Что художник забыл нарисовать? (художник не нарисовал глаза, рот).

Слушание музыки на распознавание эмоций.

Внимательно послушайте музыку. Какую музыку издаёт музыкальная шкатулка? (Весёлая, радостная, быстрая, бодрая.)
– А какую музыку издаёт вторая музыкальная шкатулка? (грустная, спокойная, хмурая…)
– К нашей первой картинке какая музыка подходит?
– Дорисуйте Памси, чтобы было видно, что он радуется.
– Ко второй картинке подходит грустная музыка, дорисуйте Памси.
– Какие эмоции у нашего героя? (радость и грусть).
– А какие эмоции вам ещё знакомы? (Обида, злость, удивление, зависть, веселье…)
– Как проявляются наши эмоции? Можем ли мы эмоции показать голосом?

Игра “Угадай настроение”

Я по кругу иду,
И спросить тебя хочу,
Ну а ты не зевай – настроение угадай!

3.

– У нашего динозаврика Памси есть друзья – 7 гномов. Но вот беда, несколько гномов растеряли свои эмоции. Давайте попробуем им помочь, прослушав музыку, подберите эмоцию, подходящую к гному.

Злость (муз. “Баба Яга” М.П. Мусорский)
Грусть (муз. “Болезнь куклы” П.И. Чайковский)
Радость (муз. “Песня Красной Шапочки”)
Обида (муз. “Обидели” П.И. Чайковский)

– Вот мы и справились с этим заданием.

4.

– Для того, чтобы выполнить следующее задание, необходимо отгадать загадку, тогда мы узнаем, кому мы будем помогать в этот раз.

Он весёлый, озорной,
В ярком колпачке игрушка,
Знают все его ребята,
А зовут его…(Петрушка).

Энергизатор “Петрушка”. (муз. “Барыня” русская народная)

Ребята, Королева Сказок пишет в своём письме, что Петрушка совсем разучился танцевать и вообще перестал двигаться. Нам нужно помочь ему вспомнить, как это делать.

(Выполнение танцевально-двигательной композиции.)

– Вот какие молодцы, справились и с этим заданием, теперь Петрушка точно не забудет, как нужно двигаться.

5.

Разделить учащихся на две группы (используя орехи: земляной и фундук).

– В группах обсудить и записать:

1. “Такие мысли мне мешают”
2. “Такие мысли мне помогают”

“–” Я плохой, я не умею, у меня не получится, я не справился, меня обидели, я боюсь.
“+” Я справлюсь, у меня получится, я научусь, всё будет хорошо, я не буду бояться.

– Да, ребята, на самом деле наше настроение зависит от наших мыслей, мысли могут управлять нашими эмоциями.
– А, если нам грустно, как ещё можно поднять себе настроение? (Послушать музыку, посмотреть интересную передачу, заняться любимым делом).

6.

– Интересно, какое же задание нам придётся выполнить на этот раз, чтобы помочь Королеве Сказок?
– У придворных музыкантов стряслась беда: они уронили коробку с инструментами и все их переломали. Скоро в нашем королевстве будет бал, музыкантам на этом балу не на чем будет играть. Помогите, пожалуйста, им собрать музыкальные инструменты.

Изготовление музыкальных инструментов своими руками, используя крупу, орехи, гайки, коробочки из разного материала.

Под музыку И.С. Баха “Шутка” ребята играют сделанными инструментами.

– Как играли? В каком характере? Почему?

7.

– Ребята, вы замечательно справились со всеми заданиями, помогли Королеве Сказок, а теперь мы предлагаем вам выбрать нотку, под цвет вашего настроения и поместить её на нашей радуге.
– Посмотрите, какая замечательная радуга настроений у нас получилась.
– Мы желаем вам успехов, хорошего настроения и дарим вам улыбку.

8. “Пирамида дружбы”