Интегрированный урок (русский язык + логопедия) по теме "Мягкий знак – показатель мягкости"

Разделы: Начальная школа, Логопедия


Цель:

  1. Формировать умение произносить и правильно писать слова с разделительным мягким знаком, звуковой анализ.
  2. Развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление.
  3. Воспитывать умение слушать других, наблюдать, сравнивать.

Ход урока

1 Организационный момент.

Логопед: “Сядет на урок тот, кто правильно прохлопает ритм.”

/ ///, /// //, / / //.

2. Пальчиковая гимнастика:

Логопед:

“Жил на свете Алладин
У него был в лампе Джин,
Чтоб позвать из лампы джина
Трем мы лампу Алладина”.

3. Загадка:

Учитель:

“Возле елки в каждом доме
Дети водят хоровод
Как зовется этот праздник
Отгадайте...” (Новый год)

4. Сообщение темы:

Логопед: “-Без чего люди не могут встретить Новый год?” (Без елки.)

– Правильно, сегодня на уроке мы нарядим нашу красавицу-елку, но сделать это мы сможем лишь после того, как вы выполните все предложенные задания.

5. Минутка чистописания:

А) На партах дощечки с пластилином;

Учитель: “Угадайте, что будем лепить:

“Что за буква, кто узнает
Звука не обозначает,
Может только показать
Как согласную читать?”
(Буква ь)

Б) Предлагается детям вылепить из пластилина букву ь.

В) Записать в тетради:

“ Наклонная прямая с закруглением внизу переходящая в овал”

Обведите самую красивую букву и дайте характеристику этому “звуку” и букве.

Повторение правил написания буквы ь, в словах.

6. Работа по составлению таблицы.

– На парте разложены карточки на которых напечатаны определения, их соотнести с правильным знаком

Ь – мягкий ь – разделительный

Пишется: на конце слова, в середине, между гласной и согласной, между согласной и согласной.

7. Чистоговорка:

Логопед:

“Соль, соль, соль– посадили мы ....(фасоль)

Соль, соль, соль– очень вкусная....(фасоль) Солью, солью, солью – варим суп с...(фасолью)

З. Физ.минутка:

Логопед:

“Летит, летит по небу шар,
По небу шар летит.
Но знаю я, что этот шар
Ни как не долетит.”

9. Работа в группах:

Учитель: “На столах карточки с заданием:

1 группа

– Выделить маркером слова с ь – мягкий.

2 группа

– Выделить слова с ь – разделительным.

Крыльцо
Осенью
Перья
Мальчик
Платье
Кузьма
Стулья
Кровать

Дописать по одному слову самостоятельно.

10. Физ. минутка: разминка для глаз, для тела – “Потолок” (Приложение 1.)

11. Составление предложений :игра “Шары”.

Учитель: “На полу разложены шары красного цвета для девочек, синего – для мальчиков.

В каждом шаре номер, его нужно соотнести с карточкой со словами висящими на стене.

Составить из этих слов предложения на доске.

В поле свистит метель.
На полянке оставлены заячьи следы

Записать в тетрадь понравившееся предложение.

12. Тест.

Логопед: “Детям раздаются карточки с незаконченными предложениями:

1. На скамейке у ворот Люся горько слезы ...

2. Мы с сестренкою вдвоем утром чай горячий...

3. Съел Сережа в воскресенье все вишневое...

4. Сейчас я пуговку свою сам крепко-накрепко...

Дописать подходящее по смыслу слово”.

13. Итог урока:

Учитель: “Итак, о каких знаках мы сегодня говорили и учились различать?” (Ребята повторяют правила написания ъ знака.)

Логопед: “Молодцы ребята, все задания выполнили правильно, теперь и елку можно нарядить.” Ребятам предлагается посмотреть по сторонам и найти елочные игрушки расклеенные на стенах, взяв по одной игрушке ребята вешают ее на елку.