Конкурс "Пути поисков и открытий" по теме "Закон сохранения и превращения энергии"

Разделы: Физика


У наших воспитанников слабое развитие интеллектуальной сферы, низкая мотивация к обучению. Учитывая данную специфику, необходимо определить условия, способствующие их самореализации в учебном процессе.

Для успешной работы целесообразно использовать разнообразные приёмы, способствующие обеспечению максимального охвата воспитанников различными формами деятельности.

В качестве одного из таких приёмов использую при повторении учебного материала конкурсы детских творческих работ. Такая форма работы помогает вовлечению учащихся в учебный процесс и повышению мотивации получения необходимых знаний.

Данный вид деятельности обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием конкурсной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и осмысление результатов. Возможности данного метода для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.

К организации проводимого конкурса предъявляются определённые требования. Перечислю некоторые из них.

Конкурс должен основываться на свободном творчестве.

Конкурс должен вызывать у учащихся только положительные эмоции.

В конкурсе обязателен элемент соревнования между отдельными участниками.

Необходимо учитывать возрастные и психологические особенности учащихся. В противном случае занятие превращается в развлечение.

Конкурс проводится на дополнительных занятиях по физике.

Подобного рода деятельность способствует развитию наблюдательности, умения видеть необычное в знакомых вещах, задавать себе вопросы о тех явлениях, с которыми встречаются в жизни.

На базе полученных знаний решаются задачи по конструированию и сборке моделей технических устройств с помощью конструкторов “LEGO”.

В процессе своей деятельности ученик разрабатывает идеи, выбирает лучшее решение; оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других; самостоятельно осуществляет поиск нужной информации; выступает перед аудиторией; оказывает помощь товарищам и принимает их помощь; планирует процесс и деятельность – время, ресурсы; принимает решение; получает результат своей деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • развитие познавательных интересов, творческих способностей на основе опыта самостоятельной работы;
  • воспитание духа сотрудничества;
  • сознательное самоопределение относительно профиля профессиональной деятельности;
  • в процессе исследовательской деятельности школьники учатся анализировать полученные результаты и делать из них выводы.

Содержание конкурса “Пути поисков и открытий” по теме “Закон сохранения и превращения энергии”

Занятие № 1.

  1. Учитель знакомит с положением о конкурсе (приложение № 1).
  2. На экране показана схема с основными видами энергии и цепочка возможных энергетических превращений.
  3. С учащимися обсуждается ряд вопросов по данной теме.
  4. Каждому участнику предлагают изготовить с помощью набора конструкторов “LEGO” установку или прибор, принцип действия которого основан на применении “Закона сохранения и превращения энергии”.
  5. На листе формата А-4 участники конкурса изображают схемы установок, которые будут изготавливать.

Занятие № 2-3.

  1. После обсуждения с учителем полученной схемы ученик приступает к изготовлению выбранной установки.
  2. Ученик самостоятельно, либо с помощью учителя или своих товарищей готовит презентацию своей работы.
  3. Выполненные установки и их презентации сдаются учителю.

Занятие № 4.

  1. Проводятся заключительные этапы конкурса:
  2. Презентационный
  3. Оценочный
  4. Подведение итогов и награждения участников

 

Приложение.

Структуру данного мероприятия можно представить в следующем виде:

Этапы Деятельность
Ученика Учителя
I. Подготовительный Повторяет теоретический материал по теме Актуализирует знания, полученные на уроках
II. Целеполагающий Определяет цель деятельности Помогает определить цель деятельности
III. Проектировочный Выбирает пути решения Содействует прогнозированию результатов
IV. Конструкционный Разрабатывает, собирает и исследует устройство. Создает условия для активности школьника
V. Презентационный Показывает знание закона сохранения и превращения энергии; объясняет принцип действия устройства;
приводит примеры практического применения;
указывает на преимущества и недостатки
Анализирует результат работы ученика
VI. Оценочный Несёт ответственность за свою деятельность Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки
VII. Подведение итогов и награждения участников