Заглавные буквы Г, П, Т, Р, И. Заглавная буква в именах людей и географических названиях

Разделы: Начальная школа


Авторский медиапродукт: презентация.

Цели:

  • Образовательная: формирование навыка чтения прямого слога.
  • Воспитательная: привитие навыков культурного общения.
  • Развивающая: создание условий для становления учебной деятельности.

Задачи:

  • развивать наглядно-образное мышление посредством использования моделей (звук, слог, слово);
  • оптимизировать процесс обучения за счёт активного включения
  • учащихся в учебный процесс, придания ему интерактивного характера;
  • способствовать формированию универсальных учебных действий (анализ и синтез, моделирование, построение речевых высказываний, поиск способов действий, самоконтроль).

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, у учащихся - учебник “Моя любимая азбука” - Р.Н.Бунеев и др.

Методический комментарий к уроку

Структура урока и презентации позволяет учителю вносить изменения в представленные материалы, дополнять их по своему усмотрению, использовать полностью или частично, использовать в интерактивном режиме.

В работе с текстом выделяются три этапа:

1. Работа с текстом до чтения.

а) Дети самостоятельно читают ключевые слова и словосочетания, которые указываются учителем (укрупнение страниц учебника), что очень важно для понимания текста (использование словарной работы).

б) Чтение заглавия, рассматривание иллюстрации к тексту. Высказывание предположений о содержании текста. Ставится задача: прочитать текст и проверить свои предположения.

2. Работа с текстом во время чтения.

а) Первичное чтение (про себя, учителем, вслух или комбинированное).

б ) Выявление первичного восприятия( короткая беседа).

в) Перечитывание текста. Словарная работа по ходу чтения. Учитель ведёт диалог с автором, включая в него детей; использует приём комментированного чтения.

3. Работа с текстом после чтения.

а) Смысловые вопросы учителя ко всему тексту. Обобщающая беседа.

б) Возвращение к заглавию и иллюстрации на новом уровне понимания.

в) Творческие задания.

Сочетание материальной, речевой и умственной форм действий на уроке позволит учителю эффективно реализовать деятельностный подход в обучении, способствовать становлению учебной деятельности и формированию универсальных учебных действий.

 Ход урока

1. Повторение изученного. (Слайды 1-4). Работа по учебнику с.48.

а) Найдите знакомые буквы, прочитайте слоги. Актуализация знаний.

Назовите большие буквы. Как вы определили их? (По строчным буквам.) Почему букв по две? (Чтобы выделить начало предложения, написать имена и клички животных). Кроме печатных, какие ещё есть буквы? Чтение слогов с заглавными буквами.

Вывод: слоги читаются одинаково со строчными и заглавными буквами.

б) Чтение слов. Рассмотрите рисунки. Что нарисовано? (Город.) Какое у него имя? (Рига.) Как написано это слово? (С большой буквы.) Почему? (Название города - это его имя, как у человека.)

в) Чтение предложений. Рига - в Латвии, Прага - в Чехии. А мы живём в какой стране? (В России). Назовите столицу – главный город? (Москва).

г) Выборочное чтение. Слова, стоящие в единственном числе (рапира, ритор, оратор, отит) – 1 хлопок; во множественном (пираты, торги, тигры, татары) – аплодисменты. Слово, обозначающее болезнь, (отит).

2.. Изучение нового материала.

а ) Словарная работа. (Слайд 5).Ритор – в древней Греции и Риме – оратор, а также учитель ораторской речи. Рапира-меч, спортивный снаряд.

б) Гласные звуки и слоги соотнесите. (Сколько гласных - столько слогов.) (Слайд 6).

в) Работа со схемами, выделение первых звуков \г,г\ в словах груша, гиря, /п,п/ -пуговица, петух, /т,т/ - торт, тигр, /р,р/- радуга, редиска, /и/ - игрушки, ива, игла; характеристика. (Слайды 7-11). Какой звук отличается от других? Почему? (Гласный и –произносится голосом).

г) Рассматривание картинки, в которой и – союз - служебная часть речи. (Слайд 12). Игра – найди буквы Ии (Слайд 13), графика письменных букв. (Слайд 14)

д) Физминутка. Гимнастика для глаз. (Слайды 15-16).

е) Чтение слов и предложений на с.50 (Слайд 17-18)

ж) Лексическая работа. Вам интересно, что означает слово Ра и почему оно написано с большой буквы? – Это бог Солнца у жителей Древнего Египта; рядом дано его изображение, сделанное египтянами. Какие имена ещё встретились и как их надо писать? (Ира, Рита, Отто- имена, их надо писать с большой буквы). Знаете, почему слова По, Пра, Тигр написаны с большой буквы? Это реки. А какая река протекает у нас? (Кубань). С какой буквы вы бы написали слово Кубань? ( С большой - это имя реки.) А почему Тигр два раза записан в предложении? (Это зверь и река - видно на картинке.) А большие буквы почему оба раза? (Первое слово в предложении и название реки). А если поменять местами? (Тогда зверя напишем с маленькой буквы).

з) Вывод о письме заглавной буквы: в именах и географических названиях (Слайды 19-20).

и) Релаксация. (Слайд 21). Беседа о дереве – иве, растущей в Краснодарском крае. А на Кубани есть в лесу берёзы? ( Нет.) Легли на парту и представили себя в Кубанском лесу. Послушали и угадали птицу. (Соловей).

к) Работа над текстом на с.51. (Слайд 22).

Для нечитающих: найти слова, написанные с заглавной буквы, подчеркнуть те буквы, которые знают.

Коллективная работа с текстом.

До чтения

- Прочитайте заглавие? Какие реки вы знаете? А задумывались ли вы, почему их так назвали?

- Рассмотрите иллюстрацию. Большая ли здесь река? Почему вы так думаете?

- Прочитайте ключевые слова: большие реки, маленькие реки, из неизвестных языков, по названиям деревьев и кустарников.

- О чём будет текст?

Работа с текстом во время чтения

Чтение про себя. Затем вслух с попутным комментарием.

После 1 предложения.

- А у рек есть имена? (Да, это их названия).

После 1 абзаца.

- Почему даже учёные не всегда могут разгадать тайну названия рек? Что обозначают названия рек: Волга, Кама, Обь, Ока? О каких реках мы прочитали? (О крупных).

Учитель записывает на доске : Названия крупных рек.

После 2 абзаца:

- О чём вы узнали из этой части текста?

На доске: Названия маленьких рек.

После 3 абзаца выполняют задания текста.

Вопросы ко всему тексту

- Всегда ли можно объяснить происхождение названий рек?

- Какие ещё названия рек вы можете объяснить?

Работа после чтения.

- Перескажите текст по плану, написанному на доске.

л) Итог урока. Рефлексия. (Слайд24). Когда пишутся заглавные буквы в словах? А в предложении? (Слайд 25) Молодцы!

- Моё отношение к уроку. Я на уроке. (Слайд 26).

До новых встреч!

Использованные материалы

  1. Р.Н. Бунеев и др. “Моя любимая азбука” - 1 класс; Учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Баласс, 2006, 160с. - (УМК Школа-2100).
  2. Р.Н. Бунеев и др. Уроки обучения грамоте по учебнику “Моя любимая азбука” и прописями “Мои волшебные пальчики”. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2005. – 288 с.