Внеклассное мероприятие "Физико-математический турнир"

Разделы: Математика, Физика


Цель мероприятия: развитие познавательной и творческой активности учащихся.

Задачи мероприятия:

  • Развитие кругозора учащихся;
  • Развитие умения работать в коллективе;
  • Развитие умения выстраивать логические цепочки для получения ответа;
  • Развитие умения применять полученные знания в новой ситуации;
  • Проверить усвоение основных понятий, формул, физических величин в физике и математике.

Игру можно проводить как между учащимися разных классов, так и между учащимися одного класса. В игре участвуют команды по 6 человек. Сначала проходит представление команд. Для представления командам необходимо иметь название, эмблему, девиз. Жюри предоставляется оценочный лист в который заносятся баллы набранные командами в каждом туре (Приложение 1). Названия туров и некоторые задания из них выводятся на слайды. (Приложение 2)

I тур. "Интеллектуальная разминка"

(блицвопросы)

За каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл. Вопросы задаются быстро, по 4 вопроса каждой команде (2 по математике и 2 по физике). Количество вопросов зависит от количества участвующих в игре команд.

  1. Единица силы (Ньютон)
  2. Как называется число, стоящее перед переменной? (коэффициент)
  3. Температура кипения воды при нормальных условиях (1000)
  4. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны (медиана)
  5. Прибор для измерения объема жидкости (мензурка)
  6. Хорда, проходящая через центр окружности (диаметр)
  7. Изменение формы и объема тела (деформация)
  8. Как называется в математике определенная программа действий, порядок ходов, выполняемых при решении чего-либо (алгоритм)
  9. Какие детали используют в машинах для уменьшения трения (подшипники)
  10. Треугольник, в котором есть два равных угла (равнобедренный)
  11. Линия, которую описывает тело в процессе движения (траектория)
  12. Как называется число, полученное в результате решения уравнения? (корень уравнения)
  13. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел (инерция)
  14. Отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром (радиус)
  15. Чему равно ускорение свободного падения (9,8 н/кг)
  16. Как называется запись, составленная из чисел, переменных и знаков арифметических действий (алгебраическое выражение).

II тур. "Физико-математическая эстафета"

Задания написаны на листах, выходят по одному человеку из команды друг за другом и дописывают символы в формулах. Для всех команд задания одинаковые, каждой команде задания лежат на отдельном столе.

a2 - b2 = (a - b)[ ] a2 - b2 = (a - b)(a + b)
(a + b)2 = a2 + [ ] + b2 (a + b)2 = a2 + 2ab + b2
[ ]= a2 - 2ab + b2 (a - b)2 = a2 - 2ab + b2

1 верно написанная формула - 1 балл.

III тур. "Движение и силы"

Задание командам:

Покажите все действующие силы, обозначьте эти силы (Приложение2. Слайд 5)

За каждую верно указанную силу обозначенную буквой - 1 балл. (максимальное количество баллов - 6)

Дан график (Приложение 2. Слайд 6)

11

  1. Что происходило на участке II? (тело возвращалось обратно в исходную точку) - 1 балл;
  2. Сколько всего времени отдыхал турист? (IV + VI + VIII; 1ч+1ч+3ч= 5часов) - 3 балла;
  3. Какими видами транспорта турист пользовался на участках V, VII, IX?

(V - 30км за 2ч - велосипед;

VII - 160км за 3ч - автомобиль, мотоцикл;

IX - 200км за 1ч - самолет) - 3 балла.

Всего - 7 баллов.

Пока участники турнира - команды выполняют задания III тура, в зале проводится игра с болельщиками команд "Отгадай ребус". За каждый правильный ответ выдается жетон. Баллы, полученные болельщиками, добавляются к баллам команды. (Приложение 2. Слайды 7-15)

Ответы:

  1. Резонанс
  2. Масса
  3. Сила
  4. Невесомость
  5. Время
  6. Работа
  7. Плотность
  8. Мощность

IV тур. "Семь раз отмерь:"

(экспериментальный)

Цель этого тура показать ребятам важность измерений для различных практических работ и показать роль хорошего глазомера.

  1. Отрежь полоску бумаги длиной 10 см;
  2. Помолчи 1 минуту без часов;
  3. Определите диаметр круга;
  4. Сколько горошин в этом стакане?;
  5. Определите площадь этой фигуры;
  6. Какова длина этой нитки?
  7. Какова ширина этого зала?
  8. Определите массу этого предмета;
  9. Сколько обычных карандашей войдет в эту коробку?;
  10. Сколько листов в этой книге?;
  11. Какова температура воздуха в зале?
  12. Сколько минут от начала игры прошло?

За каждый наиболее правильный ответ - 3 балла.

В заключение, пока жюри подводит итоги турнира, игра с залом.

Слайды с загадками демонстрируется на экране. За каждый правильный ответ выдается жетон. Баллы, полученные болельщиками, добавляются к баллам команды. (Приложение 3)

Загадки "Явления природы":

  1. Что без огня горит? (солнце)
  2. Что четыре раза в году переодевается? (земля)
  3. Голубой шатер весь мир накрыл. (небо)
  4. Все ест - не наедается, а попьет - умирает. (огонь)
  5. Белая кошка лезет в окошко. (рассвет)

Загадки "Заморочки из бочки":

  1. Сколько яиц можно съесть натощак? (одно)
  2. На какое число надо разделить 2, чтобы получить 4? (на 0,5)
  3. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли через 72 часа ожидать солнечную погоду? (нет, будет опять ночь)
  4. Что в горшок кидают перед тем, как варят в нем еду? (взгляд)
  5. Какое целое число делится без остатка на любое целое число? (ноль)
  6. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут нужно варить 5 яиц? (4мин)
  7. Три курицы за 3 дня снесли три яйца. Сколько яиц снесут 12 кур за 12 дней? (48 яиц)

По окончании проводится награждение победителей и участников турнира призами сертификатами и грамотами.