Программа по дополнительному образованию "Юные судьи туристических соревнований"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Пояснительная записка

Программа имеет туристско-краеведческую направленность.

Программа составлена с использованием программы по дополнительному образованию авторов М. И. Топорова и Е. Ю. Топоровой “В мире природы с компасом и картой” (спортивный туризм и основы спортивного ориентирования) и адаптирована к условиям данного учреждения.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена стремлением ребёнка к духовному общению с другими людьми; самоутверждение, естественная тяга к миру природы. Программа предлагает эффективный способ формирования здорового образа жизни человека и общества в целом, что является актуальным во все времена.

Цель:

  • Формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и краеведения, создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности.

Задачи:

Образовательные:

  • расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по истории, географии, биологии, литературе, ОБЖ, физической подготовке;
  • приобретение умений и навыков в работе с картой и компасом, специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи;
  • обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомство с проблемами экологии и охраны природы.

Воспитательные:

  • содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;
  • формирование жизненной самостоятельности и волевых качеств;
  • гуманное отношение к окружающей среде;
  • выработка организаторских навыков, умение вести себя в коллективе.

Физическая подготовка:

  • физическое совершенствование школьников – развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями;
  • выполнение в течение учебного года соответствующих спортивных разрядов по туризму и ориентированию, участие в соревнованиях и походах (в том числе многодневных)

Отличительная особенность данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что она учит ребёнка не какому-то узкому ремеслу, а требует от его участника широких знаний и умений на высоком уровне: вопросов морали и этики, самостоятельного решения бытовых проблем, соблюдения личной гигиены, общения с близкими (товарищами по группе) и незнакомыми людьми, и т.д.

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы: 10-18 лет

Сроки реализации дополнительной образовательной программы – 1 год

Формы и режим занятий.

В объединении учебный процесс состоит из двух частей:
организационно-теоретической и практико-соревновательно-досуговой. Первая часть проходит, как правило, в помещении и имеет продолжительность 2 часа. Здесь проводится организационная работа с воспитанниками: подготовка к соревнованиям, к выходу на тренировку на местности, в поход выходного дня; разбор соревнований и обсуждение результатов соревнований, получение и подготовка к хранению общественного туристского снаряжения; изучение положения о предстоящих соревнованиях, изложение теоретического материала и практические занятия в помещении. Вторая часть учебного процесса проводится в выходные дни: по программе проводятся тренировки на природе, учебно – тренировочные походы или экскурсии. Эта часть имеет продолжительность 4 часа в неделю. Таким образом, всего в неделю одна группа детей занимается 6 академических часов. Практика работы объединения показывает, что меньшая нагрузка отрицательно влияет на фактор заинтересованности в туризме воспитанников всех возрастных категорий и, в конечном итоге, на сохранность детского контингента. Детям требуется чаще и больше общаться с педагогами, а так же со своими сверстниками.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

По окончанию реализации программы участники получают зачётные справки о прохождении категорийных походов и проведённых соревнованиях, а также разряды по туризму и звания “Юный судья” и “Судья по спорту” первой категории и могут принимать участие в организации соревнований по пешеходному и горному туризму, в качестве судей и старших судей этапов. Также воспитанники в дальнейшем могут организовывать походы и туристские слёты со школьниками, что является итогом реализации программы.

Учебно-тематический план
“Юные судьи туристских соревнований”


п/п
Наименование темы Количество часов
Всего Теория Практика
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Техника безопасности
Ориентирование и топография
Туристское снаряжение
Туристский бивак
Подготовка к туристскому походу
Туристская группа в походе
Спортивное ориентирование
Личная гигиена и доврачебная помощь
Краеведение
Техника пешеходного туризма
Итого:

2
24
10
12
12
78
9
18
8
43
216
2
8
2
2
2
14
1
2
2
8
43

16
8
10
10
64
8
16
6
35
173
 

Организационные мероприятия

8 2 6
 

В С Е Г О:

224 45 179

Содержание дополнительной образовательной программы

Техника безопасности.

Изучение инструкции по технике безопасности в пешеходном походе и на туристских соревнованиях. Разбор каждого пункта инструкции на примерах. Действие участника в экстремальной ситуации. Спор подписей обучаемых под текстом инструкции по технике безопасности.

Ориентирование и топография.

Определение сторон горизонта по местным признакам. Устройство компаса. Работа с компасом. Карты. Их виды и отличия. Определение масштаба карты. Топографические и условные знаки обозначения на картах. Способы ориентирования на местности. Определение точки стояния. Составление оптимального маршрута движения по карте. Азимут. Определение азимута на заданный предмет.

Практические занятия: Определение сторон горизонта по компасу, по небесным светилам, местным признакам. Ориентирование карты по компасу. Глазомерное определение расстояний до предметов. Прохождение заданных и маркированных маршрутов. Изучение картографического материала районов путешествия. Движение по азимуту.

Туристское снаряжение.

Групповое, личное и специальное снаряжение. Перечень основных предметов личного и группового снаряжения туриста-пешеходника, требования к каждому предмету. Устройство туристской палатки правила установки. Уход за снаряжением и его ремонт. Укладка рюкзака. Особенности подготовки снаряжения в различные времена года

Практические занятия: Укладка рюкзака. Изготовление и ремонт некоторых видов снаряжения.

Туристский бивак.

Определение бивака и привала в туристском походе. Определение места и основные требования для привала и устройства бивака. Работы при постановке и свёртывании бивака. Распределение обязанностей в группе.

Организация дежурств. Порядок приготовления основных походных блюд. Обязанности дежурных по кухне. Костры, их виды и назначения. Заготовка дров. Виды растопок. Способы разжигания костров. Противопожарные и природоохранные меры. Сушка одежды и обуви.

Практические занятия: Постановка, сворачивание и устройство бивака. Разжигание и складывание различных типов костров. Дежурства по приготовлению пищи в походе.

Подготовка к походу.

Подбор группы и района путешествия. Определение целей и задач похода. Распределение обязанностей в группе. Составление графиков дежурств.

Практические занятия: Сбор сведений о районе путешествия. Разработка маршрута. Подготовка личного и группового снаряжения. Расчёт раскладки питания, закупка и фасовка продуктов питания. Укладка рюкзаков. Подготовка картографического материала. Смотр готовности перед выходом на маршрут.

Туристская группа в походе.

Движение группы по маршруту. Организация строя туристской группы. Режим ходового дня. Интервал и темп движения по маршруту, условия для его изменения. Обязанности ведущего и замыкающего группы. Виды естественных препятствий в пешеходном и лыжном походе. Способы преодоления препятствий. Страховка альпенштоком. Меры предосторожности при преодолении различных препятствий. Переправы через водные препятствия, их виды. Виды основных узлов, используемых в походе и область их применения. Организация днёвок, привалов, радиальных выходов. Использование снаряжения.

Практические занятия: Организация строя группы. Исполнение роли ведущего каждым участником. Работа с альпенштоком. Вязка узлов.

Спортивное ориентирование.

Виды соревнований по спортивному и туристскому ориентированию.

Ориентирование по выбору. Ориентирование по маркированной трассе. Ориентирование в заданном направлении Выбор тактики прохождения дистанции, порядок прохождения контрольных пунктов. Точность нанесения контрольных пунктов и погрешности. Понятие контрольного времени. Определение результатов.

Движение по легенде. Понятие магнитного склонения.

Способы определения места стояния. Точечные, линейные, площадные ориентиры, использование их при прохождении дистанций. Применение видов ориентирования в походных условиях.

Практические занятия: Прохождение комбинированных дистанций по ориентированию.

Прокладывание азимутальных маршрутов. Определение точки стояния.

Личная гигиена и первая доврачебная помощь пострадавшему.

Личная гигиена туриста в походе. Питьевой режим. Источники для питья. Купание в походе. Основные простудные заболевания и их профилактика. Походная аптечка, её состав. Первая доврачебная помощь пострадавшему. Самоконтроль туриста.

Краеведение.

Изучение родного края и районов путешествий. Их климат, растительный и животный мир, история.

Практические занятия: Посещение краеведческих музеев в походах, выполнение краеведческих заданий, организация докладов.

Техника пешеходного туризма.

Виды технических этапов. Класс дистанций. Возможные комбинации технических этапов для разного класса дистанций. Командные, личные и лично-командные соревнования по технике туризма.

Этап – подъём, траверс, спуск спортивным способом. Применение в условиях похода. Крепление перил, порядок прохождения, положение участника на склоне само страховка, техника безопасности, возможные штрафы.

Этап – переправа по бревну с наведением горизонтальных перил. Порядок укладки бревна, выбор опор крепления горизонтальных перил, порядок прохождения, техника безопасности, возможные штрафы.

Этап – переправы вброд с наведением и без наведения горизонтальных перил. Переправы по кочкам и жердям, Способы переправ вброд без перил. Наведение горизонтальных перил, выбор опор, крепление верёвки. Порядок прохождения, техника безопасности, возможные штрафы. Применение в условиях похода.

Командная страховка. Понятие командной страховки. Применение на технических этапах.

Этап – переправа по параллельным перилам. Применение в условиях похода. Способы наведения. Крепление верёвок, порядок прохождения, техника безопасности, организация командной страховки, возможные штрафы.

Этап – навесная переправа. Применение в условиях похода. Способы наведения. Крепление верёвок порядок прохождения, техника безопасности, организация командной страховки, возможные штрафы.

Практические занятия: Вязка узлов. Отработка навыков наведения и прохождения дистанций по технике туризма и отдельных её этапов.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Для реализации программы “Юные судьи туристских соревнований” необходимо наличие учебного класса для проведения теоретических занятий и спортивного зала для проведения занятий по общей физической подготовке. Для проведения теоретических и практических занятий по ориентированию и топографии необходим картографический и дидактический материал. При проведении занятий по медицинской помощи используется медицинская аптечка и перевязочные средства.

Для проведения практических занятий, походов и соревнований необходимо наличие материально- технической базы и необходимого снаряжения для проведения мероприятия; необходимо иметь возможность участия в организации и проведении туристских соревнований и слётов для получения конечного результата.

Список используемой литературы

  1. Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации. М. ЦДЮТур МО РФ, 1995.
  2. Соревнования по спортивному ориентированию. Алёшин А. В., Иванов Е. И. М. “Физкультура и спорт”. 1970.
  3. Азбука туризма. К. В. Бардин. М. “Просвещение”, 1973.
  4. Юный турист. А. Е. Берман. М. “Физкультура и спорт”. 1977.
  5. Туризм в школе. А. И. Верба. М. “Физкультура и спорт”. 1983.
  6. Первая помощь до прихода врача. М., “Медицина”, 1972.
  7. В помощь организаторам и инструкторам туризма. М., “Профиздат”, 1973.
  8. Судейство соревнований по спортивному ориентированию. М. “Физкультура и спорт”. 1978.
  9. Карманный справочник туриста. М., “Профиздат”, 1982.
  10. В поход пешком. А. Остапец. М. “Просвещение”, 1978.
  11. На туристской тропе. П. Пасечный. М. “Физкультура и спорт”. 1986.
  12. Походы выходного дня. Л. Шиянов. М., “Профиздат”, 1985.
  13. Энциклопедия экстремальных ситуаций. А. Гостюшин М., “Зеркало”.