Текстоведение. Комплексный анализ текста

Разделы: Русский язык


Организационная информация
Тема урока Текстоведение. Анализ текста.
Предмет Урок русского  языка с элементами интерактивной методики.
Класс 8
 
Тип урока Комплексное применение знаний (выработка умений самостоятельно применять знания, осуществлять их перенос в новые условия)
Вид (жанр) Практикум
Цели урока Развитие у обучающихся осознанного восприятия
публицистического текста
Задачи урока
(учащиеся приобретают умения и навыки анализировать, выделять главное, строить аналогии, сравнивать, обобщать, доказывать, опровергать, определять и объяснять понятия)
  • совершенствовать умение производить комплексный анализ текста;
  • отрабатывать навыки и умения выполнять мыслительные операции: узнавание, понимание, применение, анализ, оценка;
  • развивать комплекс ключевых компетентностей школьников: развитие культуры речевого поведения, умение работать в группе, строить собственное высказывание;
  • воспитывать у учащихся культуры чтения, внимание к выбору литературы.
Необходимое оборудование Мультимедийная установка, презентация к уроку по
теме, раздаточный материал для работы в группах,опорные схемы.
Подробный конспект урока
Ход и содержание урока  
I. Организационный     момент
(мотивация учебной деятельности: сообщение учащимся цели предстоящей работы)

Слайд №1

Учитель.
- Сегодняшний урок русского языка мы полностью посвятим комплексному анализу текста(подчеркнуть актуальность темы).
Как вы думаете,  зачем нужен комплексный анализ текста?
- Из каких трёх видов анализа состоит комплексный анализ?
II. Подготовка к
      основному этапу
      занятия

 

 

 

Слайд №2

Методика проведения работы по группам

  • Предварительная подготовка учащихся: постановка цели и краткий инструктаж по её достижению.
  • Составления плана учебного занятия в группе.
  • Распределение обязанностей.
  • Выполнение задания: наблюдение учителя за ходом выполнения задания, своевременная корректировка.
  • Взаимопроверка, взаимоконтроль.
  • Обсуждение результатов  работы, её оценка.

Учитель: сначала вы выполняете текстоведческий анализ, затем  мы проводим проверку, и только после этого вы приступите к языковому и лингвистическому анализу.

 III. Самостоятельная работа в группах

 

Слайд № 3
Слайд № 4
Слайд № 5

 

 

Слайд № 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 7

Выполнение учащимися комплексного анализа текста.
1. Текстоведческий анализ (готовят учащиеся всех групп).
Проверка по группам:
1 – 2 вопросы отвечает 3 группа
3 – 4 вопросы отвечает 1 группа
5 – 6 вопросы отвечает 2 группа
7 вопрос прошу озвучить …..группу

Учитель: А сейчас небольшое лирическое  отступление, в заключение текстоведческого анализа прошу послушать небольшое стихотворение.
Ученица читает наизусть:

Бывают в этой жизни миги,
Когда накатит благодать,
И тут берутся в руки книги
И начинаются читать.

Вонзив пытливые зеницы
В печатных знаков черный рой,
Сперва одну прочтешь страницу,
Потом приступишь ко второй,

А там, глядишь, уже и третья
Тебя поманит в путь сама...
Ах, кто придумал книги эти –
Обитель тайную ума?

Я в жизни их прочел с десяток,
Похвастать большим не могу,
Но каждой третьей отпечаток
В моем свирепствует мозгу.

Вот почему в часы досуга,
Устав от мирного труда,
Я книгу – толстую подругу –
Порой читаю иногда.

-  Как связано это стихотворение с текстом?

2. Языковой и лингвистический анализ текста по группам.
Игра «В стране воспоминаний»
1 группа  (Заводчикова)
2 группа  (Неустроевой)
3 группа  (Васильевой)

  IV.  Проверка выполненного задания.

 

Слайд № 8
Слайд № 9
Слайд № 10

 

 

9  баллов –   «5»
8-7 баллов – «4»
6-5 балла –   «3»

Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (учащиеся других групп внимательно слушают ответы и отмечают правильные варианты в своих работах, на слайдах  появляются  правильные варианты ответов, учитель фиксирует на доске в таблице результаты, затем подсчитываются баллы)

I группа
II группа
III группа

На доске таблица ответов

1группа II группа III группа
1.           + 1.       + 1.        +
2.           + 2.       – 2.        +
3.           + 3.       + 3.        +
4.           – 4.       + 4.        +
5.           + 5.       + 5.        +
6.           + 6.       + 6.        –
7.           + 7.       – 7.        +
8.           + 8.       + 8.        +
9.           + 9.       + 9.        +
Итого:   8 б Итого:   7 б Итого:  8 б
   V.  Подведение итогов. Учитель: А теперь давайте вместе подведем итоги.

  • Какие знания, умения и навыки вы приобрели сегодня на уроке?
  • Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?
  • Какие задания выполнять было легко и интересно?
  VI.    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Слайд № 11

 

 

Слайд № 12

Учитель: напишите сочинение-рассуждение, взяв за основу главную мысль данного высказывания; выразите свое согласие или несогласие с позицией автора; следите, чтобы ваша точка зрения была аргументирована  (текст дается на дом; если остаётся время, учитель может выразительно прочитать текст):
Книги без собеседника мертвы. Они могут молчать годы и оживают, когда приходит собеседник. В отличие от вещей они умеют ощущать печаль и радость, потому что в них вложены страсти. Ещё нас не было на свете, а в книгах уже жили чувства, те самые, которые переживаем мы. Мы только размышляем о жизни, а в книгах уже давно были проложены тропы наших размышлений. В течение всей жизни книги ждут от нас усилия души.
(Л. Лиходеев)

Презентация

Текст о книге

Задание к тексту