Интегрированный урок русского языка и внеклассного чтения. "Правописание окончаний имен существительных". Л.Н. Толстой. "Птичка"

Разделы: Начальная школа


Цель. Отрабатывать навык правописания падежных окончаний имён существительных; развивать устную и письменную речь, словарный запас, орфографическую зоркость, мышление; познакомить с новым произведением Л.Н.Толстого; воспитывать бережное отношение к природе и умение работать в коллективе.

Оборудование:

  • портрет Л.Н.Толстого,
  • выставка книг,
  • карточки с индивидуальными заданиями,
  • карточки словарных слов,
  • картина “Кормушка для птиц”,
  • иллюстрация – птица в клетке.

Ход урока

I. Орг.момент

У нас сегодня необычный урок – русский язык и литература. Вы должны показать свои знания, уметь работать в коллективе, быть дисциплинированными и активными.

II. Работа по картине.

Морозы жестокие
В этом году!
Тревожно за яблоньки
В нашем саду.
Но больше всего
Беспокойно за птиц –
За наших воробышков
Галок, синиц.

- Что изображено на картинке?

- Как вы думаете, кто сделал кормушку?

- А зачем она нужна?

III. Русский язык.

1. Минутка чистописания в тетради.

Откройте тетради, запишите число.

Сегодня на минутке чистописания мы продолжим отработку плавного безотрывного письма, что позволит вам писать достаточно быстро и хорошо усваивать учебный материал на уроке.

*В качестве тренировочного материала мы возьмем сочетание ово.

Старайтесь, чтобы движения руки были плавными.

*Списать предложение.

На деревеИ висит кормушка для птиц.

Какую букву выберем для написания окончания? Почему?

2. Тема урока. “Отрабатывать навыки написания безударных падежных окончаний.”

*Запись под диктовку.

Птицы – наши друзья. Они охраняют леса и сады от вредителей.

1. Определить падеж имён существительных.

2. Разобрать по частям речи второе предложение.

*Индивидуальная работа по карточкам для сильных учащихся. (приложение №1)

3. Словарная работа.

Картинный диктант.

Ворона, воробей, синица, дятел, сорока, снегирь, чиж.

- Что объединяет эти слова?

- Определите склонения?

- Найдите “лишнее” слово? Почему?

*Фонетический разбор слова – чиж.

IV. Физ. минутка.

Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки - на плетень,
Тири - тири,
Тень – тень – тень!
(А. Барто)

V. Внеклассное чтение.

1. Рассказ о чиже. ( рассказывает ребёнок).

2. Тема урока. Л.Н.Толстой “Птичка”.

-Что однажды произошло с чижом, мы узнаем из рассказа Л.Н. Толстого “Птичка”.

* Чтение произведения и работа над содержанием.

- Почему погибла птичка?

- О каком подарке сказано, что он “дороже всего”?

- В каком значение употреблено значение слово “дороже”?

- Какая интонация в голосе была у Сережи, когда он получил подарок?

- Какая интонация в голосе была, когда он поймал птичку?

- С какой интонацией разговаривала с ним мама?

* Чтение по ролям.

- Что посоветовала мама Серёже?

- Какой след в жизни мальчика оставил этот случай?

 VI. Русский язык.

* Редактирование.

- Прочитать последнее предложение в рассказе.

- Составить из него три самостоятельных предложения.

* Записать эти предложения с комментированием.

Утром Серёжа подошел к клетке. Чиж уже лежал на спине. Птичка поджала лапки и закостенела.

Задания.

  • Выделить окончания имен существительных.
  • Определить падеж имен существительных.

 VII. Обобщение.

* Выберите пословицу к данному произведению и запишите её самостоятельно.

Всякая птичка свои песенки поёт.

Воля птички дороже золотой клетки.

Глупа птица, которой гнездо своё не мило.

Задание.

  • В именах существительных определить падеж и выделить окончания.

* Выпускаем чижа из клетки на волю.

*Домашнее задание.

Чиж принёс нам конверт, а в нём домашнее задание – изготовить кормушки для птиц.

VIII. Итог урока.

- Какие трудности вы испытываете при написании безударных окончаний существительных.

Хочу поблагодарить за отличную работу детей ….


Приложение №1

Карточки для учащихся.

Вставить пропущенную букву. Определить падеж у существительного. Разобрать по членам предложения.
Гнездо иволг_ прячется среди летней зелен_ . Дятел застучал клюв__ по осинк_ . Иволга подвесила гнездо к ветк_ высоко над землёй.