Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром растений

Разделы: Работа с дошкольниками


1. Сущность понятий: растение - живой организм; среда обитания; морфофункциональная приспособленность (адаптация) организма к среде обитания, их адаптация к дошкольному возрасту.

Пути и средства формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром растений.

Опыт работы с детьми по выбранной теме.

Одно из проявлений экологического воспитания - любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Каждый человек, независимо от возраста, должен бережно относиться к природе. В связи с этим перед педагогом, знакомящим дошкольников с природой, ставятся следующие задачи:

  • воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства;
  • воспитывать интерес к родной природе, желание больше узнать о природе своего края, о природном разнообразии родной страны;
  • формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание трудиться в природе, стремиться к ее созиданию.

Знакомя детей с природой, педагог должен не только сообщать им конкретные знания, но и вызывать в душе каждого ребенка эмоциональный отклик, пробуждать эстетические чувства.

Само слово "экология" образовано от греческих "экое" - "дом" и "логос" - "наука". То есть экология в широком смысле - наука о Доме, в котором мы живем. Более в узком смысле экологией называют науку "об отношении растительных и живых организмах и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой".

Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по -своему привлекателен, и, описывая его, ребенок учится определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках и т. д.

Встречи с природой возбуждают фантазию ребенка, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества.

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

1. Сущность понятий: растение - живой организм; среда обитания; морфофункциональная приспособленность (адаптация) организма к среде обитания, их адаптация к дошкольному возрасту.

Формируя у детей экологические представления в процессе ознакомления с миром растений педагог должен сам понимать, что такое растения, живой организм, среда обитания, адаптация организма к среде обитания. Кроме того, знакомя детей с миром растений, педагогу необходимо подбирать материал с учетом их возрастных особенностей. Необходимо давать знания в интересной и занимательной форме.

Растения - это живые организмы, обладающие комплексом признаков, позволяющих отличать их от представителей других царств (грибов, животных) и связанных с особенностями питания:

  1. Растения потребляют в качестве питания - воздух, источника энергии солнечный свет;
  2. Способность к неограниченному росту в течение всей жизни, благодаря которому происходит постоянное увеличение поверхности тела и увеличение площади питания;
  3. Неподвижный образ жизни, обуславливающий необходимость расселения в виде зачатков: спор, семян, специализированных участков вегетативного тела;
  4. Способ питания (поглощение из окружающей среды газовых смесей и растворов).
  5. Особенности строения клеток: прочная оболочка; пластиды связывающие между собой живые клетки.

Формируя у детей экологические знания, необходимо раскрыть значение растений в природе:

  1. Растения - первое звено в цепи. Благодаря фотосинтезу они представляют собой энергетическую и пищевую базу для всех остальных организмов.
  2. Участие в круговороте кислорода, воды, углекислого газа, минеральных и органических веществ.
  3. Влияние на климат.
  4. Взаимосвязанная с другими организмами эволюция.
  5. Санитарная роль как поглотителей загрязняющих веществ.

Сфера применения растений человеком очень широка.

В зависимости от цели использования их можно разбить на несколько основных групп:

  1. Пищевые и кормовые растения.
  2. Лекарственные растения.
  3. Технические: прядильные, красящие.
  4. Дающие древесину.
  5. Декоративные.

Многие растения человек изымает из природы, другие - выращивает в специализированных хозяйствах, третьи - нашли свое место на участках садоводов-любителей.

Растения - живые организмы, они растут, размножаются, питаются, их развитие зависит от среды обитания, в которой они находятся. Знакомя детей с растениями необходимо формировать у детей представления о том, что растения могут жить в различных климатических зонах, в разной среде обитания, к которой они могут приспосабливается.

Наука об условиях существования живых организмов во взаимодействии их между собой и физической средой обитания называется экологией. Отдельные элементы среды, действующие на растения (воздух, свет, тепло, вода, пища), называются экологическими факторами.

Среда - совокупность экологических факторов, которые влияют на распространение живых организмов. Растения и животные, находясь в тесной связи и взаимозависимости между собой и. условиями неживой природы, создают определенные сообщества (биоценозы, экологические системы), которые в быту мы называем лесом, лугом, степью, водоемом и др. Состав этих сообществ обусловлен сходством требований входящих в них видов растений и животных к физическим условиям мест обитания. Такая взаимозависимость возникает на основе пищевых связей использования получаемой энергии, необходимой для жизненных процессов.

Приспособление растений к условиям среды проявляется в сезонных явлениях природы, в строении органов у растений, а также в различных способах питания, в различных потребностей растений в свете, влаге, воздухе, температуре.

Таким образом, педагог, давая детям понятия о растениях, должен подбирать материал, раскрывая сущность понятий: растение - живой организм, среда обитания, приспособленность к среде. Знания о растениях должны даваться в системе, с учетом систематичности и возрастных особенностей дошкольников.

Пути и средства формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром растений.

В соответствии с программой воспитания и обучения педагог должен в процессе наблюдений за окружающим во все времена года воспитывать у детей "любовь к природе, способность воспринимать ее красоту".

Педагоги с детьми 3-4 лет проводят целевые прогулки. Они кратковременны, эпизодичны, но уже довольно разнообразны по тематике: особенности погоды, наблюдения за растениями, животными.

Постепенно границы наблюдений расширяются: участок детского сада, знакомая улица, речка, поле. Воспитатель ее только сообщает детям первые знания о природе, но и дает пример элементарных оценок наблюдаемых явлений: "Это луг, смотрите, какой он красивый, сколько разных цветов растет здесь: и желтых, и голубых, и белых..."; "Выглянуло солнышко, и всем сразу стало весело, только сосульки заплакали - им не хочется таять..."

Дети еще очень малы, поэтому целевые прогулки сопровождаются играми, забавами, весельем ("Наберем цветы - сплетем венки", "Побегаем по шуршащим листьям", "Соберем шишки - сделаем веселых человечков" и др.). Однако воспитанников младшей группы уже знакомят и с правилами бережного отношения к природе: растения необходимо поливать, нельзя, например, без нужды рвать цветы, листья. Воспитатель учит детей правильно поливать растения. Первые трудовые поручения в уголке природы или на огороде воспитывают у малышей заботливое отношение ко всему живому и красивому)

Постепенно содержание труда в природе усложняется: посев семяндля корма птицам; посев бобов для озеленения веранды; посадка лука для салата и др.

Малышам не терпится увидеть результат своего труда, поэтому воспитатель терпеливо объясняет ребятам, что не сразу появится зеленый лук, прорастут бобы, зацветут цветы.

Полезно организовать наблюдения за трудом старших дошкольников и совместную работу их с малышами. Например, дети подготовительной к школе группы высаживают в грунт рассаду, а малыши поливают ее; старшие собирают спелые огурцы, помидоры, редис, а малыши складывают их в корзинки. Эти первые трудовые умения в дальнейшем совершенствуются и при правильном педагогическом воздействии переходят в прочные навыки, которые способствуют воспитанию важных нравственных качеств: трудолюбия, заботливости, чуткости, умения дружно работать и т. д.

B соответствии с программой воспитания н обучения в средней группе необходимо развивать у детей интерес и любовь к природе, к ее красоте; приучать детей заботиться о животных, ухаживать за растениями. Знакомить дошкольников с природой можно на экскурсиях и прогулках, во время занятий и бесед.

Ценность каждой встречи ребенка с природой значительно возрастает, если познавательные, нравственные и эстетические задачи при этом решаются в единстве.

Готовясь к проведению прогулки или экскурсии, воспитатель должен не только четко продумать ее программное содержание (с какими явлениями познакомить, на что обратить внимание). Экскурсию целесообразно строить так, чтобы на каждом ее этапе решалась одна из поставленных задач: расширить и уточнить знания; воспитывать положительное отношение к природе; пробуждать эстетические чувства

При ознакомлении детей с природой родного края целесообразно одновременно показать им и труд взрослых в природе. Например, воспитательно-образовательная тема "Природа родного края" может быть раскрыта на следующих последовательно проведенных занятиях (занятия можно повторять в разные времена года):

Экскурсия в ближайший лес, лесопарк с целью наблюдения за растительным миром (деревья, кустарники, цветы).

Целевая прогулка или экскурсия на водоем (реку, пруд, озеро) для наблюдения за его состоянием.

Рассматривание репродукций с картин, иллюстраций в книгах и чтение
произведений о природе.

Детей пятого года жизни воспитатель учит не только внимательно наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними, но и выражать в речи результаты своих наблюдений, передавать в рассказах и высказываниях свое отношение к природе. Для этого педагог использует различные методы и приемы. Например, отбирает несложные произведения и предлагает их детям в качестве образца: дошкольники хорошо воспринимают цикл стихов Е. Серовой "Цветы" ("Одуванчик", "Колокольчики", "Мышиный горошек"), любят стихи И. Токмаковой "Весна" ("К нам весна шагает быстрыми шагами..."), "Ели" ("Ели на опушке - до небес макушки...").

В качестве образца для повторения может быть использован и рассказ самого воспитателя, который должен стать примеров образного видения природы.

Экскурсии и прогулки в лес, на реку, на поле дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе, конкретизировать их:

- не следует рвать много растений и цветов, достаточно принести один букет;

- для растений, которых ребята находят в лесу, следует создать условия,схожие с естественными (цветы поставить в воду).

В средней группе значительное место отводится наблюдениям за трудом взрослых в природе (подготовка цветников к зиме, посадка деревьев, внесение удобрений и др.). Дети знакомятся с различными сельскохозяйственными профессиями и сами принимают посильное участие в труде в природе: заготавливают корм для птиц, сеют овес, поливают огород, собирают сухие листья.

При этом воспитатель подчеркивает важность и необходимость любой работы, которую выполняют дети.

Поэтическое произведение дает доступный пониманию дошкольников пример гуманного отношения к природе, который может быть использован ими как образец для подражания.

Эмоциональное отношение к природе, любовь к ней рождаются не только тогда, когда ребенок рассматривает цветы, гуляет по лесу, слушает птиц. Все это помогает воспитывать у дошкольников интерес и любовь к природе.

В старшей группе по-прежнему основными методами ознакомления детей с природой являются методы непосредственного общения с ней: прогулки, экскурсии, наблюдения. Тщательно готовясь к ним, воспитатель должен соблюдать определенные условия, способствующие их успешному проведению.

1. Объекты, отобранные для наблюдения, должны быть интересными исодержать элементы новизны.

Перед экскурсией необходимо сообщить детям ее цель и кратко рассказать о том, куда они пойдут и что увидят.

Экскурсию целесообразно построить так, чтобы дети не только рассматривали объект и отвечали на вопросы педагога, но и могли сделать для себя какие-то выводы, установить логические связи. Все это не только способствуетуглублению интереса к явлениям природы, но и развивает любознательность и умение размышлять.

Умелое руководство педагога помогает ребенку заметить удивительное в природе. Например, очень интересны наблюдения за некоторыми лекарственными растениями, сопровождающиеся рассказом воспитателя. Во время прогулки на луг весной он показывает детям цветы мать-и-мачехи и предлагает описать их ("На длинном стебельке, покрытом волосками и маленькими листочками, сидят желтые корзиночки цветов"). Рассказ детей продолжает воспитатель: "Это растение удивительное. После того как оно отцветет, у него начинают расти большие листья. Из этих листьев делают лекарство от кашля. Выпьет больной настой из этих листьев и перестанет кашлять".

Летом при повторной экскурсии на луг дети снова найдут мать-и-мачеху и рассмотрят ее листья. Воспитатель расскажет, почему это растение так называется ("Одна сторона листа теплая, нежная, будто мать, другая - холодная, словно недобрая мачеха"), и все вместе вспомнят, почему оно считается лекарственным.

Очень важно, чтобы воспитатель заботился об эмоциональном разнообразии встреч ребенка с природой.

Например, дети любуются цветовой гаммой летнего луга, сравнивают запахи различных цветов и трав. Очень привлекает их пение птиц в лесу. Можно объяснить ребятам, как различать по голосам некоторых птиц, живущих в данной местности; сороку, пеночку, кукушку и др.

Интерес к экскурсии возрастает, если дошкольники предварительно рассматривают специальные картины, репродукции, иллюстрации к книгам, изображающие пейзаж.

В старшей группе детям рекомендуется показывать репродукции с картин И. Левитана "Золотая осень", "Осенний день. Сокольники", "Весна. Большая вода", А. Рылова "Зеленый шум", "В голубом просторе", "Мартовское утро", И. Шишкина "Зима".

3. Опыт работы с детьми по выбранной теме.

Влияние природы каждый человек испытывает на себе. Природа является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Из высших эмоций детскому возрасту доступны эстетические и нравственные "хорошо-плохо", добро-зло", " красиво-некрасиво". Поэтому в экологическом воспитании большое внимание необходимо уделять эстетическому и нравственному аспекту.

Работая с дошкольниками подготовительной группы я научила детей понимать и объяснять особенности растительного мира разных экосистемах: лес, луга, река. Они знают, что особенностью растительного леса является многояростность: высокие деревья, деревья пониже, кустарники и травы.

У реки растут влаголюбивые растения, т.к. почва насыщена водой, а на лугу растут травянистые растения, которые любят свет и солнце.

Для воспитания бережного отношения к растительному миру природы привлекают детей к труду в "зеленом" уголке, на участке детского сада. Детям всегда особенно дорого то, что они сами вырастили.

Читаю детям произведения Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, Пришвина и др. О том, как человек заботится о сохранении растительного мира.

Дети моей группы знают редкие охраняемые растения, которые занесены в "красную книгу".

В группе я организовала детскую выставку, на которой в рисунках были представлены редкие виды растений нашего края "ветреница, купальница".

Наблюдая, отношение детей к природе замечаю, как постепенно дети овладевают нормами и правилами, а так же ограничениями и запретами экологического характера.

Работая с детьми в подготовительной к школе группе, в системе организую обучение детей для формирования у них экологических представлений в процессе ознакомления с миром растений. Проводимые в системе экспериментальные исследования позволяет детям более близко ознакомится с миром растений.

Эксперимент организую так, чтобы он неразрывно был связан с игрой, незаметно вплетался во все виды деятельности и составлял с ним одно целое. При помощи экспериментальных опытов дети узнали о роли воды и удобрений в жизни растений, о влияние тепла и света для нормальной жизнедеятельности растений.

Использую эксперимент как способ познавательных задач, возникающей, а в процессе игр, труда или на специальных занятиях, в том случае, когда, не могли быть использованы другие способы /наблюдения, беседы/. Задачу могу выдвинуть я, но могут выдвинуть и сами дети, но обязательно задача должна быть ясной и четко сформулированной. Затем начинается поиск: анализ, соотношение известных и неизвестных данных. В результате анализа дети высказывают суждения, предположения о причинах явления, выбирают способ решения, условия и организацию опыта. Обсуждением условий опыта руковожу я. Все условия в опыте должны быть уравнены, и лишь одно из них, которое влияет на результат опыта, должно быть выделено, показано детям и осознано ими.

Планирую как длительные сравнительные опыты, так и кратковременные наблюдения. Поскольку в длительном сравнении наблюдений результаты отсрочены, необходима фиксация отдельных наиболее характерных этапов опыта в рисунках, схемах. Например: скорость роста растения из проросшего семени и не проросшего или посадка семян на разную глубину /2см. и 6см./.

Во время длительных экспериментов дети сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше, и фиксируют в дневнике наблюдений или приклеивают к общему листу в порядке, соответствующем последовательности развития событий. Такой прием заставляет детей более внимательно присматриваться к отдельным деталям и запечатлеть в памяти внешний вид приростков на разных стадиях развития.

Специально организую опытнические ситуации, в отличие от простых наблюдений они позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства и особенности исследуемого объекта. Например: "обнаружение в почве питательных веществ".

После проведения опыта дети приходят к выводу, что в почве содержится больше солей, чем в воде. Эти соли называются питательными веществами и растения берут их из почвы.

В ходе опытов длительного характера поддерживаю интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращаю их к созданию того, зачем был поставлен опыт.

Заключительным моментом является формирование полученных результатов. Побуждаю детей самостоятельно делать выводы. Если же задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждения результатов опыта провожу сразу: анализируем с детьми условия протекания опыта, делаем вывод.

Эксперимент не самоцель, а только способ ознакомления детей с окружающим миром. Иногда эксперимент является ответом на детский вопрос. В организации опытов важно всегда помнить, что нельзя доводить объект до гибели и нарушать его жизненно важные функции.

Учу детей таким приемам ухода, которые обеспечивают растениям хороший уход рост. Только на примере положительных результатов труда детей, можно воспитать устойчивый интерес и бережное отношение к растениям.

(Приложение № 1 Занятие по экологическому воспитанию "Исчезающие виды растений Кемеровской области").

Литература.

  1. С. Николаева Теория и методика экологического образования. Пособие для высших педагогических учебных заведений. М, 2002г.;
  2. Николаева Методика экологического воспитания Учебное пособие.М., 1999г. В.
  3. В. Ашиков, С. Ашикова "Семицветик". Программа культурно-экологического образования дошкольников. М., 1999г.
  4. Н. Виноградова, Т. Куликова. Дети, взрослые и мир вокруг. М., 1993г. 5. О.ЗебзиваОформа и методах экологического образования дошкольников. "Дошкольное воспитание" № 7 1998 г.
  5. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. Учебноепособие под редакцией Саморуковой. М, 1992г.
  6. Свидание с природой. Книга 100 авторов. Кемерово. 1979г.
  7. Т. Николаева Задачки на удивление. Май. Тайна одного дерева. "Дошкольное воспитание" №5 - 2001г., Июнь. Во что превращается цветок№ 6, 2001 г.
  8. Судакова Экологическое воспитание: региональный подходэкологическая тропа и методика работы на ней. "Дошкольноевоспитание" №7 - 2001г.
  9. С. Николаева Образ зарубежных и отечественных программ
    экологического образования и воспитания. Дошкольное воспитание№7 - 2002 г.