Урок окружающего мира в 4-м классе "Правильное питание – залог здоровья"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Образовательная - формирование понятий: функции питательных веществ и пищеварительной системы, строение органов пищеварения.
  • Развивающая - совершенствование навыков связанной речи, формирование умения выделять главное; развитие мышления, память, творческих способностей; развитие познавательного интереса к предмету через использование новых информационных технологий.
  • Воспитательная - воспитание бережного отношения к своему организму, воспитание культуры поведения учащихся, чувства взаимопомощи и взаимоподдержки.

Формы и методы: видеофильм, исследовательская работа, выводы по результатам исследования, практическая работа.

Оборудование и дидактические материалы: компьютер, проектор, экран для проецирования, справочные таблицы для выполнения практической работы, слайд - презентация, реактивы для проведения опыта: порошок цинка, кусочки цинка, раствор соляной кислоты, пробирки, кусочки хлеба, яблоко, витамины.

План урока

I. Организационный материал.

II. Постановка проблемы и актуализация знаний.

  • Учебный фильм.

III. Cовмecтнoe открытие знaний.

  • Работа "Мы исследователи"
  • Правила питания.
    • 1 группа. Есть регулярно, а лучше 4-5 раз в день.
    • 2 группа. Тщательно пережёвывать пищу.
    • 3 группа. Пища должна быть разнообразной.
  • Физминутка.
  • Защита исследований.

V. Итог урока. Самооценка.

VII. Домашнее задание.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
I.Организационный момент Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

И все правила узнать!

Настрой учащихся
II. Постановка пpоблемы и актуализация знаний. Ваше здоровье - самое ценное, что у вас есть. Правильное питание - залог здоровья.

Мы знаем, что здоровье и работоспособность во многом зависят от характера питания. И поэтому нам сегодня необходимо обсудить очень важный вопрос - как правильно вы должны питаться. Сейчас мы посмотрим учебный фильм о строении пищеварительной системы. Будьте очень внимательны, на основе этого материала мы поговорим о самых основных правилах здорового питания.

 
III Совместное открытие знаний Учебный фильм "Строение пищеварительной системы".  
  Вот мы и познакомились с органами пищеварения. Назовите, пожалуйста, их. Каждый из этих органов выполняет свою важную работу. Как же помочь нашему организму, желудку в усвоении пищи? Рот , зубы, язык, глотка, пищевод, желудок, кишечник
Правила питания. А вы знаете основные правила здорового питания?

1. Есть регулярно, а лучше 4-5 раз в день.

2. Тщательно пережёвывать пищу.

3. Пища должна быть разнообразной.

Мы -исследователи

Каждая группа должна исследовать и обосновать одно правило, доказать практически и поделиться своими открытиями с одноклассниками.

 
1 группа Есть регулярно, а лучше 4-5 раз в день.

Питаться необходимо регулярно. Соблюдать режим питания - одно из важнейших следствий. Некоторые учащиеся питаются 2 раза в день. Многие школьники утром не завтракают. Это плохой признак. Промежутки между приемами пищи должны составлять не менее трех и не более 4,5 часа, поскольку через каждые 3-4 часа заканчивается переваривание пищи в желудке ферментами, и она его покидает. Желудок остается пустой. Ферменты, "разъедают" слизистые желудка, и от сюда все болезни.

Опыт. Соляную кислоту прокапать на кожу руки. Что вы чувствуете?

Вот что происходит с желудком, если вы принимаете пищу нерегулярно, забываете кушать.

Вы, ребята, должны сейчас подготовиться, рассказать почему должны питаться регулярно и показать этот опыт своим одноклассникам.

Опыт. Соляная кислота
2 группа Тщательно пережевывать пищу.

Ребята давайте проведем опыт, сделаем вывод : в каком случае реакция проходит быстрее

1) Опыт Порошок цинка, кусок цинка

2) Опыт с хлебом. Докажите, что высказывание истинно

Хорошо прожуёшь, сладко проглотишь.

Если долго жевать хлеб, он станет сладким, и ты почувствуешь вкус сахара.

Тщательно пережевывайте пищу. При жевании происходит не только механическое измельчение пищи, но и частичное расщепление углеводов и некоторых белков под действием ферментов, содержащихся в слюне.

 
3 группа Пища должна быть разнообразной.

Волшебные свойства витаминов. Лабиринт

Всем нужны витамины! Каждому человеку! Организм не вырабатывает витамины и должен получать их с пищей.

Лабиринт. На рисунке вы видите продукты, богатые водой, минеральными солями, витаминами. Распутайте нити и определите, какие продукгы богаты этими веществами.

 
Физминутка Потрудились - отдохнем,
Встанем глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
 
Защита по группам

1 группа

  Питаться регулярно, соблюдать режим питания очень важно. Все процессы, протекающие в организме, носят ритмичный характер, и регулярность приема пищи - непременное условие эффективной работы органов пищеварения. Некоторые учащиеся питаются 2 раза в день. Многие школьники утром не завтракают. Это неправильно. С возрастом у учащихся отказ от завтрака становиться более распространенным явлением. Это плохой признак. Режим питания призван обеспечить равномерную нагрузку системе пищеварения в течение дня. Промежутки между приемами пищи должны составлять не менее трех и не более 4,5 часа, поскольку через каждые 3-4 часа заканчивается переваривание пищи в желудке, и она его покидает.

Опыт. Соляную кислоту прокапать на кожу руки. Что вы чувствуете? Вот что происходит с желудком, если вы принимаете пищу нерегулярно, забываете кушать.

2 группа   1) Опыт Порошок цинка, кусок цинка

То же самое происходит и с пищей, которая попадает в рот, в каком случае переваривание и усвоение пищи произойдет быстрее.

2) Опыт с хлебом.

Хорошо прожуёшь, сладко проглотишь.

Если долго жевать хлеб, он станет сладким, и ты почувствуешь вкус сахара.

Тщательно пережевывайте пищу. При жевании происходит не только механическое измельчение пищи, но и частичное расщепление углеводов и некоторых белков под действием ферментов, содержащихся в слюне.

3 группа   Витамины - имеют большое значение для организма человека, особенно для растущего, защищают организм от инфекционных заболеваний, регулируют обмен веществ и помогают правильному росту и развитию молодого организма.

Чтобы в организм поступило достаточное количество витаминов - пища должна быть разнообразной.

Поливитаминные препараты необходимо принимать в период роста организма, во время и после болезни, при большой физической и умственной нагрузке.

Поступление витаминов в организм должно соответствовать возрасту. Их недостаток или переизбыток уменьшает устойчивость к простудным заболеваниям, способствует развитию серьезных болезней, снижает физическую и умственную работоспособность.

Профилактика витаминной недостаточности состоит в обеспечении полного соответствия между потребностями человека в витаминах и их поступлении с пищей. Чтобы обеспечить достаточное поступление витаминов в организм необходимо употреблять в пищу больше свежих фруктов и овощей, а в весной и зимой принимать поливитамины.

V. Подведение итогов Питайся, если голод ощутил,
Еда нужна для поддержанья сил.
Зубами пищу измельчай всегда
Полезней будет, впрок пойдёт еда.
Самооценка группы. Поставьте своей группе оценку.
 
VI. Домашнее задание Составить рассказ о путешествии яблока в организме человека.  

 Лист исследования 1 группа

Правило ____________________________

Поэтапные шаги Это интересно Выводы
1

2

3

Возьми пипетку

Набери соляную кислоту в пипетку.

Прокапай 1 каплю на кожу руки (кто согласен)

От одной капли соляной кислоты происходит реакция жжения  

Лист исследования 2 группа

Правило ___________________________

Поэтапные шаги Это интересно Выводы
1

2

3

4

Возьми кусок цинка, опусти в раствор

Понаблюдай какая происходит реакция

Возьми порошок цинка, опусти в раствор

Понаблюдай какая происходит реакция

   

 

  Поэтапные шаги Это интересно Выводы
1

2

3

 

Возьми кусочек хлеба Надо тщательно разжевать хлеб

Понаблюдай каким становится вкус хлеба

   

Лист исследования 3 группа

Правило ________________________

Поэтапные шаги Это интересно Выводы
1

2

3

4

Возьми слайд Витамин А

Витамин В

Витамин С

Витамин Д

   

Выпишите, в каких продуктах содержатся витамины.