Урок литературного чтения по теме "Народная песня"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить детей с песней как жанром устного народного творчества, её видами и задачами жанра.

Оборудование: звуковой ряд (записи народных песен); зрительный ряд (репродукции картин русских художников: М.Боскин «Хоровод», М.Ингнатьев «Няня», И.Репин «Бурлаки на Волге»; 4 текста с песнями, демонстрационные листы с названиями видов русских народных песен (колыбельная, трудовая, закличка, хороводная), листы ватмана,  фломастеры.

ХОД УРОКА

У нас народ сопровождает пением все торжественные случаи своей жизни, всякое дело, всякое веселье и печаль.
Николай Александрович Добролюбов
Звучит колыбельная. На доске: цитата Н.А. Добролюбова

Учитель: Сегодня, ребята, мы начнем знакомиться с новым жанром народного творчества.

Детям розданы листы с 4 напечатанными текстами для самостоятельного чтения.

Учитель: К какому жанру вы бы их отнесли?

Дети: Это песни. Первая – колыбельная, третья – трудовая.

Учитель: Вы правы. Это слова разных песен. Жанру народной песни мы и посвятим несколько уроков. Давайте послушаем две русские народные песни, которые родились на берегах главной русской реки Волги, протекающей в центральной части нашей Родины, и которые вы, может быть, слышали по радио и по телевизору.
(Записи песен: «Вниз по матушке по Волге», «Волжские страдания»).
Обе песни связаны с рекой. Похожи ли эти песни?

Дети: Нет, они разные.

Учитель: В чем же разница?

Дети высказывают свою точку зрения.

Итог обсуждения. Песни различаются по настроению, так как поются в разных случаях.

Учитель: Ребята, кто из вас запомнил, какая песня звучала в начале урока? Когда их поют?

Дети: Их поют, чтобы убаюкать ребенка.

(Демонстрация картины М.Ингнатьева «Няня», прослушивание записи колыбельной).

Учитель: Вернемся к текстам песен. Со второй песней посложнее. Вдумайтесь в слова. Когда поют эту песню?

Дети: Наверно, она связана с танцем. Заиньке предлагают поплясать.

Учитель: Это хороводная песня. Кто знает, что такое хороводная песня?

Дети: Под которую можно водить хоровод.

Учитель: А что такое –  «хоровод водить»?

Дети: Все берутся за руки и идут по кругу.

Учитель: Берутся за руки… – это верно. А вот по кругу ходят не всегда. Это почти игра. Иногда в этой игре изображают какие-то трудовые движения: как бы сеют, как бы лен
мнут. Хоровод мог и завиваться, как венок. Послушайте еще одну песню. По происхождению она – хороводная и называется «Посею лебеду на берегу».

Дети слушают. На доске представлена следующая репродукция картины М.Боскина «Хоровод».

Учитель: третья песня трудовая, это вы правильно определили. А как вы догадались?

Дети: «Подернем», «подернем» – помогает в работе.

Учитель: Эта песня родилась у бурлаков, которые общими усилиями тянули против течения тяжелые суда и должны были свои усилия согласовывать. Песня им в этом помогала.

На доске: репродукция картины И.Репина «Бурлаки на Волге». Прослушивание записи знаменитой песни «Дубинушка»  в исполнении Ф.И. Шаляпина, известного всему миру  русского оперного певца.

Учитель: Вы привыкли слушать народные песни не так, как они когда-то звучали, а в обработке профессиональных современных музыкантов. В старину же русские песни очень часто звучали без музыкального сопровождения. Мелодия велась только голосом, и тогда паузы, которые сейчас заполняются музыкой между частями песни, поющий заполнял своим голосом, пропевая многократно части одного слова, или вставляя отдельные короткие слова: «ой», «да», «ну».

Прослушивание записи песни «Не велят Маше за реченьку ходить…» в исполнении Ф.И. Шаляпина.

Учитель: А четвертая песня?

Дети: Ее пели, наверно, когда весну встречали.

Учитель: Верно. Молодцы! Она так и называется – закличка. Этой песней весну «кликали», звали. Исполнять ее полагалось детям.

Учитель: Как видите, существуют различные виды народных песен.

(В течение урока по мере изучения на доске выставлялись демонстрационные карточки с названиями видов народных песен).

И сейчас я предлагаю вам подвести итог урока.

Деление класса на группы (по рядам).

Вы должны посовещаться и на листе ватмана построить кластер, где отправной точкой будет «Устное народное творчество». Вы должны отобразить жанры УНТ и подробнее раскрыть жанр «Песня». Затем вам необходимо выбрать одного человека от группы, который бы представил вашу работу.

Кластеры помещаются на доску.

Учитель: Песни всегда занимали важное место в жизни русского человека. Они сопровождали его всю жизнь. Вот как писал о народных песнях Н.А. Добролюбов:

«У нас народ сопровождает пением все торжественные случаи своей жизни, всякое дело, всякое веселье и печаль. Еще в колыбели дети убаюкиваются песнями, подрастая, они сами выучиваются напевать народные песни. Собирается зимой молодежь на посиделки, и здесь раздаются песни; приходит весна, выходят поселяне встречать ее, составляют хороводы, завивают венки, и при этом непременно поют песни. Едет крестьянин пахать, жать, косить в знойную рабочую пору, и здесь песня звучит между ними, освежая их среди тяжелых трудов. Провожают лето, празднуют уборку, – опять с песнями. Песня сопровождает поселянина во всех его общественных трудах, она же следует за ним и в семейную жизнь его».

Учитель: Дома, ребята, подготовьтесь к выразительному чтению русских народных песен представленных в учебнике.

Учитель: И в заключение,  мне бы хотелось узнать, с какими чувствами, настроением вы уйдете с этого урока. Я попрошу вас обвести свою ладонь на листе бумаги и на каждом пальчике поделиться своими впечатлениями, эмоциями.