Содержание программы воспитательной работы учителя начальных классов

Разделы: Классное руководство


В системе народного образования в последние годы все больше внимание уделяется воспитанию школьников. Одним из важных направлений воспитания является воспитание  общей культуры, основы которого должны быть заложены в ребенке еще в раннем детском возрасте.

И поэтому  реализации задач воспитания важное место принадлежит в начальной школе. Ее можно считать важной ступенью познания ребенком окружающего мира. Роль учителя начальных классов как воспитателя и наставника ребенка в овладении ценностями культуры велика и неоднозначна. Специфика деятельности учителя начальных классов заключается в том, что он, прежде всего, воспитатель, «поводырь» младшего школьника в мире взрослых. При этом  формирует ребенка не по частям, он имеет дело с целостной  личностью, то есть должен заботиться и о его здоровье, и о его способностях, и о его нравственности. Вот поэтому в каждом классе учитель должен разработать свою воспитательную систему или же содержание воспитательной работы.

Цели воспитательной работы:  Создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, формирования  у него общекультурной компетенции.

Чтоб реализовать данную цель, необходимо решать следующие задачи:

  • Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся;
  • Воспитывать в детях уважение к себе и другим;
  • Воспитывать ребенка как члена общества, умение жить в коллективе, считаться с мнениями коллектива;
  • Воспитывать бережное отношение к природе;
  • Развивать опыт деятельности детей

Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются: индивидуальность, общительность, самостоятельность, доброта, творчество, активность, сплочение коллектива.

Главным видом деятельности в воспитательной системы является коллективная  деятельность.

Основные направления воспитательной работы

У нас в классе есть такие направления:

– «Знания – сила»;
– «Чудеса культуры»;
– «Общение в радость»;
– «В здоровом теле – здоровый дух!»;
– «Наш любимый досуг»
– «Общественное дело».

Направление «Знания – сила»

Цель: определение возможности, оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные, познавательные умения в окружающей жизни.

Задачи:

  • создать условия для  проявления познавательных, интеллектуальных умений;
  • определить круг возможностей ученика;
  • формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать кругозор и любознательность.

Формы реализации:

  • тематические недели;
  • экскурсии;
  • выпуск газеты;
  • викторины;
  • познавательные игры;
  • школьные, улусные, региональные олимпиады.

Конечный результат: участие в интеллектуально-познавательных мероприятиях, олимпиадах, развитие кругозора и любознательности.

Направление «Чудеса культуры»

Цель: формировать нравственную культуру миропонимания, культуру отношений, культуру поведения и т.д.

Задачи:

  • воспитание доброго отношения к родителям, к окружающим людям, сверстникам;
  • воспитание добросовестного отношения к самому себе, к общественным поручениям, к своим обязанностям;
  • знакомство учащихся с правилами поведения дома, в школе, на улице и т.д.

Формы реализации:

  • тематические недели;
  • конкурс рисунков;
  • инсценировка;
  • цикл бесед;
  • игры, конкурсы;
  • участие в выставках и олимпиадах по культуре:
  • просмотр кинофильмов;
  • выпуск газеты.

Конечный результат: учащийся имеет представление о семейных традициях, об особенностях семейных отношений.  Добросовестное отношение к окружающим людям, уважает себя и близких. Придерживается правил поведения в обществе, культуры отношений.

Направление «Общение в радость»

Цель: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей.

Задачи:

  • формировать у учащихся культуру общения;
  • создавать в детском коллективе атмосферу для общения всех учащихся;
  • учить приемам преодоления проблем в общении.

Формы реализации:

  • библиотечные уроки;
  • комплекс игр-упражнений на развитие коммуникативных навыков;
  • конкурсы: лучший чтец, оратор;
  • внеклассные мероприятия;
  • классные часы: войти в сферу общения детей, понять положение каждого в ней, научиться корректировать отношения между детьми – важнейшие задачи классного руководителя.

Конечный результат: развитие коммуникативных навыков, формирование культуры общения, преодоление разных проблем в общении.

Направление «В здоровом теле – здоровый дух»»

Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека; воспитание понимания важности здоровья для будущего.

Задачи:

  • формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
  • знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.

Формы работы:

  • спортивные праздники и соревнования;
  • неделя здоровья;
  • походы;
  • экскурсии;
  • проект «Здоровье и безопасность»

В современное время к основам обеспечения безопасности жизнедеятельности не вызывает сомнений. Залогом успешности данной работы может стать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов деятельности, что способствует у детей развитию умение рассуждать логично и делать выводы.

Конечный результат: Учащийся умеет владеть своим телом, выполняет программу по физической культуре, проявляет интерес к истории спорта, владеет элементами   нескольких видов спорта, умеет вести честную борьбу, сопереживать.

Направление «Наш любимый досуг»

Цель: создание условий для проявления учащихся класса самостоятельности,  открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Задачи:

  • создание условий для проявления индивидуальных особенностей учащихся;
  • использование активных и нестандартных форм деятельности учащихся;
  • развитие способностей оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.

Формы реализации:

  • культпоходы;
  • посещение различных кружков, секций
  • классные часы;
  • участие в делах школы
  • праздники.

Конечный результат: проявление индивидуальных особенностей каждого ученика, способность оценивать свои и чужие достижения, уметь радоваться и огорчаться за чужие неудачи.

Направление «Общественное дело»

Цель: развитие учащихся через различные общественные мероприятия, помочь детям входить в общество.

Задачи:

  • создание условий для адаптации в общество;
  • участие в различных мероприятиях;
  • научить к правилам отношений.

Формы реализации:

  • Общественные мероприятия;
  • Классные часы;
  • Экскурсии и т.д.

Конечный результат: хорошо адаптированный,  социализированный человек.

Критерии эффективности воспитательной системы класса следующие:

– сплоченность классного коллектива;
– развитость способностей учащихся;
– сформированность культуры в целом;
– проявление индивидуальных особенностей ученика;
– совершенствование собственного здоровья;
– приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
– социализация человека в общество;
– повышение уровня воспитанности.