Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Азбука географии"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Образовательная:  дать общее представление о карте; познакомить с данными объектами и учить находить и показывать  их на карте;  
  • Развивающая:  развивать внимание, мышление, воображение. Развивать познавательные интересы учащихся, умение наблюдать и анализировать, делать выводы.
  • Воспитательная: воспитывать любознательность, стремление к познаниям окружающего мира.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь для 1 класса ч.1, автор Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казакова; название темы (напечатанное), сигнальные карточки, рюкзак, бинокль, котелок, глобус, кружка, игрушка, домашние тапочки, компас, спички, ложка, музыкальное сопровождение: гудок, плеск воды, шум моря, карта, таблички: море, остров, река, горы, холм, равнина, озеро; кораблик, флажки.

ХОД  УРОКА

1. Организационный момент

Задачи:

  • обеспечить комфортную обстановку на уроке;
  • психологически подготовить учащихся к общению.

У:

Мир прекрасен и удивителен,
Сколько событий, сколько открытий.
Отправляйся смело в путь,
Ум, смекалку не забудь!

– Ребята, к нам на урок снова пожаловали Митя и Валя. Давайте вспомним о чем они нам рассказывали. (Ответы детей: Что такое глобус? Как называется северная точка, а южная? Как называется воображаемая линия, которая делит землю на 2 части?)

2. Изучение нового материала

Задачи:

  • актуализировать знания учащихся необходимые для усвоения нового материала;
  • подготовить учащихся к усвоению нового материала;
  • создать ситуацию для  мотивации учебной деятельности на уроке.

У: Ребята, а сегодня Митя и Валя приглашают нас в новое путешествие. Что мы с собой возьмем? Сережа  будет складывать необходимые нам в путешествие вещи, а Юля подержит рюкзак, и проверим – всё ли взяли? (Рюкзак, бинокль, котелок, глобус, кружка, игрушка, домашние тапочки, компас, спички, ложка)
У: А глобус ребята нам нужен?
Д: Нет!
У: Глобус – это замечательное изображение Земли. Но его неудобно возить с собой.
Д: Да.
У: А давайте проверим, правильно ли мы собрались в путешествие? (По слайдам проверяем – рисунок карты)

Дети находят что нужно взять карту.

3. Сообщение темы урока

Задачи:

  • обеспечить восприятие, осмысления и первичное запоминание детьми изучаемого материала;
  • учить находить на карте изучаемые объекты.

У: Но прежде чем отправиться в путешествие нам необходимо знать «Азбуку географии». (Вывешиваю название темы урока)
У: На уроках обучения грамоте мы учим «Азбуку», чтобы научиться читать слова. На уроках окружающего мира мы будем учить «Азбуку географии», чтобы научиться читать карту.
У: А что такое география?
Д: Что-то связано с изучением окружающего мира.
У: Гео – в пер.с греч. – обозначает Земля, а география – описание земли. Географическая карта – это плоский рисунок Земли. (Учитель обращает внимание на карту полушарий)
У: У вас такая же карта в учебниках на странице 34-35.Положил в карман и отправился в поход.
У: Берём карту?

Вывод:  
У: Значит, отправляясь в путешествие нужно брать  с собой карту.
(Показ слайдов как люди смотрят карту)                                    
У: Мы готовы отправиться в путешествие, а на чём – угадайте!

Загадка

(Корабль) 
У: Если вы не возражаете, то я буду капитаном.
(Открывается доска, на которой прикреплена карта и прикрепляю корабль)  
У: Итак, начинаем … (Гудок, плеск воды)
У: Ребята, а каким цветом обозначают воду?
Д: Голубым, синим.
У: Все ваши ответы верны, воды на карте и глобусе обозначают оттенками синего цвета.
У: А что относят к водам Земли?
Д: Реки, озёра, моря, океаны. (Прикрепляю  МОРЕ на карту)
У: Возьмите карты, которые лежат на ваших столах, работая в парах – найдите на карте моря? (На слайде карта РФ)
Д: Каспийское море, Баренцево море, Карское море, Море Лаптевых.
У: Итак, мы знаем, что воды Земли на карте обозначаются оттенками синего цвета. Митя и Валя уточняют что, чем темнее цвет, тем глубже. Покажите на карте глубокое место в Тихом океане, а в Индийском более мелкое? (Гудок, плывём дальше, плеск воды)
У: Прямо по курсу Земля. Дима попробуй обогнуть этот участок суши со всех сторон. Получилось? А такие участки суши, которые со всех сторон окружены водами – называются островами. (Табличка ОСТРОВ)
У: А сможете найти на карте и показать острова?
Д: О.Новая Зеландия, о.Мадагаскар, о. Филиппинские.
У: А почему  Австралию не показали?
Д: Австралия – это материк, от материков отличаются относительно небольшими размерами.
У: Плывем дальше! (Гудок, шум моря)
У: Ребята, а чем отличается остров (корабль в центре карты) от этого участка суши?
Д: Этот участок смогли обогнуть со всех сторон, а этот не обогнули.
У: Это полуостров (табличка) участок суши, с трёх сторон окружённый водами.
У: Посмотрите это п-о.Скандинавский, Камчатка, Ямал.
(Гудок, поплыли дальше)
У: Дальше плывём по реке. А как на карте обозначены реки?
Д: Линиями, кривыми. (Табличка РЕКА)
У: Найдите на карте реки, поработайте в паре.
Д: Енисей, Обь, Ангара, Иртыш, Лена.

Физминутка

Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале.
Вправо, влево повернись!
Наклонись и поклонись!
И на месте прыг да скок.
А теперь опять урок,
Моряки! Опять на борт!

У: Что видите слева по борту?
Д: Горы (Табличка ГОРЫ)
У: Каким цветом на карте обозначают горы?
Д: Коричневым, бежевым, светло коричневым.
У: Горы на карте обозначают оттенками коричневого цвета. Чем выше горы, тем темнее цвет, небольшие возвышенности – это холмы (табличка ХОЛМ)
У: Посмотрите это Уральские горы, Кавказские, Алтайские.
У: Как вы думаете, что обозначено на карте зелёным цветом?
Д: Леса, травы.
У:  Разве вы видите леса, травы?
У: Зелёным цветом на карте обозначаются  равнины. Равнина- это ровная поверхность Земли без холмов и гор.  (Табличка РАВНИНА)
У: Вот Восточно-Европейская равнина, мы живем на Западно-Сибирской равнине. (Воткнуть флажок)
У: Плывём по реке дальше. Где мы оказались?
Д: На озере.
У: Озеро – это углубление суши заполненное водой. (Табличка ОЗЕРО)
У: Озёр на Земле очень много (Учитель показывает на карте озера.) Самое глубокое озеро-Байкал.
У: Итак, ребята пора нам возвращаться домой!
(Учитель переставляет кораблик)
У: Повторяйте: Раз, два, три, четыре, пять
В нашем классе мы опять!

4. Закрепление изученного материала

Задачи: проверить усвоение нового материала детьми.

У: Понравилось ли вам путешествие? Много нового узнали?
У: Итак, что это (при помощи проектора появляются слова и картинки остров, река, полуостров, равнина, горы, озеро, холм.)

5. Выполнение заданий учебного материала

Задачи:

  • работа над письменной и устной речью;
  • контроль выполнения заданий, взаимопроверку.

У: А теперь я уверена вы, молодцы справитесь с заданием с. 21 № 19. Читаем задание вместе. Нарисованы придуманные горы и озера. Каким цветом вы раскрасите высокую гору и пониже, глубокое озеро и мелкое?
У: Сейчас 1 вариант – раскрашивает ГОРЫ, а 2 вариант – раскрашивает ОЗЕРО.
У: Теперь проверьте друг у друга (взаимопроверка)
У: Те кому было легко – покажите солнышко, те кому было трудно –  покажите тучку.
У: Дома выполните задание другого варианта.