Урок обучения грамоте в 1-м классе на тему "Знакомство с новыми буквами согласных звуков"

Разделы: Начальная школа


Тема  урока:  Звуки [Д],   [Д’] ,  буквы  Д, д.

Цели  и  задачи  урока:

  • Образовательная:
    • Создать условия для ознакомления с новыми буквами, обозначающими согласные звуки  [Д]  и [Д’],для совершенствования умения слышать эти звуки, для усвоения действия звукового анализа (называние последовательности звуков в слове и их характеристика), для закрепления навыка работы со схемами слов (составление схемы слов).
    • Обеспечить формирование навыка беглого чтения, используя слоговые таблицы (слоговое чтение с ориентировкой на гласный звук); обучение приемам чтения вслух и про себя; обучение приемам скорочтения.
    • Способствовать формированию навыков правильного письма.
  • Развивающая:
    • Способствовать развитию фонематического слуха, речи, развитию логического мышления: мыслительные операции анализа и синтеза при формировании у детей основного механизма чтения, мыслительные операции сравнения при сопоставлении звуков, при составлении схемы слова.
    • Способствовать развитию произвольного внимания, кратковременной памяти при отработке навыков чтения, зрительной, слуховой (прием «письмо в воздухе», работа с доской, работа со скороговоркой, пословицей на экране компьютера).
    • Способствовать развитию регулирующего компонента учебной деятельности (самоконтроль).
    • Активизировать познавательную деятельность.
  • Воспитательная:
    • Обеспечить формирование навыка работы с книгой и дидактическим материалом (карточки для индивидуальной работы),  формирование навыка сотрудничества  учащихся во время работы на уроке; расширять кругозор, воспитывать любовь к чтению, любознательность.

Оборудование:

  • Для учителя: компьютер, школьная доска, плакат с буквами Д и д.
  • Для учащихся: учебник Русская азбука (авторы: В. Г. Горецкий,  В. А. Кирюшкин и др.), пропись.

Урок сопровождается показом презентации (Приложение 1)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? Каким цветом вы бы его изобразили?
– Я надеюсь, что сегодня на уроке вам всем будет интересно и с урока вы уйдете с хорошим настроением.

II.  Подготовка к восприятию нового материала

– А теперь время вспомнить, чем мы занимались на прошлом уроке?
– На прошлом уроке мы говорили о согласных звуках [Б]  и [Б’]  . Они обозначаются буквой Б.
– Читали слоги, слова, предложения, в которых встречается буква Б, составляли схемы слов.
– Отгадывали загадки,  разгадывали ребусы, играли.
– Ребята, насколько вы были внимательны на прошлом уроке , я пойму, когда проверю ваши работы, а работать вы будете с карточками.

Самостоятельная работа.
(Раздаю карточки с учетом заданий разной степени сложности).

1. Составить схему слова БЕЛКА.

2. Составить схему слова БАРСИК.

3. Составить схему слова – отгадки:

Хвост пушист, а глазки зорки
Прыгает по веткам елки.
На земле сорвет грибок
И в дупло с грибочком – скок!

4. Подчеркнуть синим карандашом слова со звуком [Б], зеленым карандашом слова со звуком [Б’]

Слова: ЗЕБРА, БУКВЫ, БЕЛКА, БАРСИК, КУБИКИ, БОБИК, БОБРЫ.

5. Соотнеси схему со словом 

6. Соотнеси схему со словом:

7. Соотнеси схему со словом. Найди лишнее слово. Составь схему.

Дети закончили работать с карточками (сигнальные карточки)

– Ребята, правильно сделали, как вы думаете?

Работа со слоговой таблицей. (Таблица слогов на экране компьютера – слайд 1).

Отработка навыков чтения на знакомом материале. (Учебник   Русская азбука  . Стр. 106 – 107.

Постановка вопросов к текстам.
Выделение главной мысли предложений.
Нахождение слов в текстах, которые обозначают одушевленные предметы.

Ритмическая гимнастика.

– Встаньте, положите руки на брюшной пресс, вдохните через нос, произнесите звук [А]  долго на одном выдохе.
– Вдохните, коротко на одном выдохе произнесите звуки [И], [У],  [Ы].
– А теперь вдохните, пропойте звуком [О] мелодию песни «  В траве сидел кузнечик « .

Изучение нового материала

Постановка темы урока.

– Мы хорошо подготовили свой речевой аппарат к работе и сейчас будем читать слова, записанные на доске.

На доске:

…октор                        …ерево
…орога                         …ети
…ым                            …иректор

– Первая буква в этих словах   спряталась. Прочитайте шепотом первый столбик слов, какие буквы спрятались?
– Спряталась буква Д. Прочитайте второй столбик слов, какие буквы спрятались?
– Спряталась буква Д.
– Молодцы! (Вписываю букву в слова).
– Ещё раз прочитайте первый столбик слов, послушайте и сравните первые звуки в словах.
– Первый звук  в словах – [Д]
– Прочитайте второй столбик слов, послушайте и сравните первые звуки в словах. Первый звук в словах – [Д’]
– Вы уже, наверное, догадались, о каких новых звуках и буквах мы сегодня будем говорить на уроке?
– Сегодня на уроке мы будем говорить о звуках [Д] и [Д’] и о букве Д.
– Правильно. Молодцы!
(На экране компьютера тема урока – слайд 2)
– Вернемся к словам, записанным на доске. Что можно сказать о новых звуках?
– Звук [Д] – согласный, так как при произношении его воздух встречает на пути препятствие, произносится твердо.
– Звук  [Д’] – согласный, произносится мягко.
– Как произносятся звуки, с голосом или без голоса?
– С голосом.
– А как называются звуки, при произношении которых участвует голос?
– Звуки, при произношении которых участвует голос, называются звонкими.
– Сделаем вывод: что вы узнали о новых звуках?
– Звуки [Д] и [Д’]  – согласные, звонкие, могут быть твердыми и мягкими.

Согласно-звуковой анализ.

Я предлагаю вам загадки, вы их отгадываете, в слове-отгадке выделяете новый звук. Затем записываете слово-отгадку в тетрадь, ставите ударение, делите слово на слоги, каждый звук обозначаете схематически, т.е. составляете схему слова.
(Загадки на экране компьютера – слайд 3).

Дети записывают слова-отгадки в тетрадь, составляют к ним схемы. Двое учащихся работают с доской. Затем класс заслуживает ответы учащихся, работающих у доски, проверяют свои записи в тетради.
– Так какие же звуки оказались новыми для вас? Охарактеризуйте их еще раз.
– Новые звуки, с которыми мы сегодня познакомились – звуки [Д] и [Д'] – согласные, звонкие, могут быть твердыми и мягкими.
– Какой буквой они обозначаются?
–  Звуки [Д] и [Д’] обозначаются буквой  Д

Знакомство с буквами Д, д

– Cогласные звуки [Д] и [Д’] обозначаются печатными буквами большой и маленькой буквами Д, д. (На плакате «Дд»).
– На что похожа буква Д?
– Посмотрите на экран. Давайте прочитаем стихотворение о букве Д.(слайд 4) ( хорошо читающий ученик читает стихотворение).
– Ребята, выложите букву Д из палочек, карандашей. Посмотрите на букву своего соседа, узнали в ней букву Д?
– Найдите эту букву в алфавите (учебник «Русская азбука» стр.22)
– Ее имя «ДЭ». Скажем все вместе «ДЭ».
(На экране компьютера стихотворение (слайд 5).)

Хорошо читающие ученики читают стихотворение.

Сравнение печатных и письменных букв (на доске Д д, Д д).

Объясняю написания элементов строчной буквы д
– Из скольких частей состоит?
– Из двух частей.
– Как называются эти части?
– Овал, удлиненная наклонная с петлей в низу.
Письмо  д – показ учителем с подробным объяснением.
Прием «письма в воздухе»
– Сядьте правильно, удобно, возьмите ручку, приготовьтесь работать вместе со мной. (Дети готовы).
– Поможете мне написать на доске целую строчку вот таких красивых букв. Начали.
Дети внимательно глядят на доску, следят за движением моей руки, повторяют эти движения перед собой в воздухе. Работает лишь кисть руки, пальчики, локти – на партах.
– Начинаем с верхней линии рабочей строки овал, затем вниз удлиненная наклонная с петлей внизу. Молодцы!. Допишите строчку молча. Вы пишете в воздухе. Внимательно следите за моей рукой.
Два-три ученика по желанию показывают на доске, как научились писать новую букву.
Рассматривают образец в «Прописи», обводят букву по точкам, затем записывают целую строчку.
– Отметьте точкой наиболее удавшуюся букву.
Учитель отмечает лучшую работу.

Физкультминутка

(На экране компьютера картинка – слайд 6)

– Посмотрите на экран. Прочитайте первый столбик слов. Почему первые два рисунка находятся рядом? Какая логическая связь между словами РАДУГА и ДОЖДЬ.
– Летом после дождя иногда сразу светит солнце и на небе появляется радуга.
– Прочитайте второй столбик слов. Какая логическая связь между словами ДРОВА и ДЫМ.
– Когда в печке горят дрова, из трубы поднимается дым.
– Прочитайте третий столбик слов. Как логически связаны слова РЕДИС и ПОМИДОР.
– Это огородные растения, которые растут на грядках.
– Посмотрите еще раз на слова, всегда ли буква Д стоит в начале слова?
– Нет, мы прочитали слова, в которых буква Д стоит не только в начале слова, но и в середине слов.

Игра    Кто  больше?

(На экране компьютера картинка слайд 7)
– Ребята, нравится вам картинка?  Какие чувства она у вас вызывает?
– Вам нужно найти на картинке предметы, в названии которых есть звуки [Д] и [Д’].
– Работать по картинке будем таким образом: учащиеся первого ряда называют предметы, в названии которых есть твердый звук  [Д]; учащиеся второго ряда называют предметы, в названии которых есть мягкий звук  [Д’].

(Учащиеся по-очереди называют слова, учитель записывает их на доске).

1 ряд                                   2 ряд

ДЫМ                                     ДЕДУШКА
ДОМ                                      ДЯТЕЛ
ДОСКИ                                 ЖЕЛУДИ
ДОРОГА                               ЗАДИРА
ДВОРНЯГА                          ДЕРЕВО
Дружок
ДРОВА
ДЫНЯ
ДУБ

– Почему вы считаете, что дерево, изображенное на картинке, дуб?
– Видим желуди, а  желуди растут только на дубе.Могучий ствол.
– Посмотрите на это растение. (Учитель показывает на подорожник).
– Почему растение имеет такое название?
– Потому что это растение растет у дороги.
– Что еще знаем об этом растении?
– Листочки этого растения прикладывают на рану.
– Среди слов, записанных на доске, найдите названия одушевленных предметов.
– Дворняга, Дружок, дедушка, дятел, Задира.
– Почему Дружок и Задира написаны с большой буквы?
– Это клички животных, а мы знаем, что имена людей, клички животных, назваия городов, сел, рек, озер пишутся с большой буквы.
– А как вы узнали, что птица, изображенная на картинке, дятел?
– У нее пестрая окраска, длинный клюв. Сидит на дереве у дупла, наверное, достает насекомых из-под коры. Тем самым лечит дерево.

IV. Закрепление нового материала

Работа со скороговоркой.

Посмотрите на экран слайд 8
(Медленно читаю скороговорку)
– Ребята, услышав звук  [Д], поднимите синюю карточку; услышав звук  [Д’], поднимите зеленую карточку.
– О ком говорится в предложении? Что о нем говорится?
– Дятел сидит на дубе. Он долбит дупло.
– Прочитайте предложение про себя.
– Прочитайте предложение вслух.
(Дети хором читают).
– Теперь постарайтесь проговорить предложение быстро, но четко.
(Несколько учеников произносят скороговорку) 

Отработка навыков чтения. (По учебнику Русская азбука стр. 108-109).
Беседа по иллюстрации на тему «Морские сокровища».

– Кто изображен на рисунке?  Чем они занимаются?
(Чтение текста к иллюстрации).
– О ком этот текст?  Поставьте вопросы к предложениям текста.
– Какие имена собственные встретились в этом тексте? Что мы должны помнить о написании имен собственных?

Чтение слогов с буквами Д,д.

– На какие группы и по какому признаку можно разделить слоги?
– С твердыми согласными и мягкими согласными звуками.

Письмо слогов с буквами Д, д.

Работа с пословицей.

(Пословица на экране компьютера слайд 9)
Ученик читает пословицу.
– Как вы понимаете смысл пословицы? (Ответы детей)
– Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в природе?
– Как вы думаете, трудно ли быть добрым?
– Вы еще дети, и впереди вас ждет много славных дел.

V. Итог  урока (Рефлексия)

– С какими новыми звуками познакомились? Какой буквой они обозначаются?
– Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что сегодня вы старались особенно внимательно выслушивать ответы друг друга, хорошо размышляли.
– А вам понравилось сегодня работать? Что особенно понравилось на уроке?
– Ребята, а теперь при помощи солнечного лучика передайте свое настроение после урока.

(Учащиеся подходят к экрану настроения).