Классный час "Если друг оказался вдруг…"

Разделы: Классное руководство


«Нет ничего драгоценнее друзей; не теряйте поэтому случая приобретать их, когда только сможете».
Ф. Гвиччардине, итальянский историк.

Цели:

  • Показать учащимся, что понятие «дружба» и взаимоотношения между людьми сохранили свою значимость, не потеряли глубины чувствования и восприятия в современном мире.
  • Привести примеры, олицетворяющие дружбу в стихах, песнях, прозе, драматургии.

Подготовка:

1. Написать пословицы и поговорки, мудрые высказывания о дружбе.
2. Распределить роли среди выступающих.
3. Отрепетировать песню «О дружбе».
4. Порекомендовать ученикам, прочитать книги: И. С. Кон «Дружба», А. Сент-Экзюпери «Маленький принц».
5. Ответить на вопросы анкеты.

СОДЕРЖАНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА

Учитель: Ребята, сегодня мы затронем одну из самых важных, глубоких, жизненно оправданных тем – тему дружбы. О дружбе слагают стихи, поют песни, пишут романы, ставят пьесы.
Дружба – это преданность человека человеку.
В дружбе человеческой вечно горит огонек, который можно назвать духовной готовностью прийти на помощь другому человеку.
Если ты открыл для себя эти духовные начала дружбы, ты знаешь подлинное счастье жизни.
Дружба – это общность интересов, убеждений, устремлений, взаимная симпатия, готовность оказать помощь другу, разделить с ним неудачу, поступиться ради него собственным благополучием или временем.
Известный русский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека. Не причиняй своими поступками, своим поведением боли, оскорбления, беспокойства, тяжелых переживаний другим людям, умей поддерживать, помочь, подбодрить человека, у которого горе. Помни, что такое горе может прийти и к тебе. Не будь равнодушным. Равнодушие – одеревенение и окостенение сердца. Равнодушный – это душевно слепой человек».

Ребята, обратите внимание на плакаты, что развешаны у нас в классе.
Что на них написано?
– Пословицы, поговорки, высказывания о дружбе.
– Какие еще пословицы и поговорки вы знаете? Кто из вас может их дополнить?

1. Старый друг лучше новых двух.
2. Был бы друг, будет и досуг.
3. Был бы дружок, найдется и часок.
4. Друзья прямые – братья родные.
5. Верный друг лучше сотни слуг.
6. Не имей сто рублей, а имей сто друзей .
7. Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
8. Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
9. Хороший друг всегда приходит вовремя.
10. У друга вода лучше, чем мед у врага.
11. Не тот друг, кто потакает, а кто на ум наставляет.
12. У друзей секретов нет.
13. В дороге и отец сыну товарищ.
14. Друг научит, недруг проучит.
15. Своих друзей наживай и отцовских не забывай.
16. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты.
17. С кем поведешься, от того и наберешься.
18. Приятелей много, а друга нет.

Прочитайте высказывания о дружбе:

«Непонимание делает из друзей врагов». (Л. Вейхтвангер)
«Лучший способ сохранить друзей – не предавать их». (У. Мизнер)
«Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав – всякий будет с тобой». (М. Твен)
«Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься». (Л. Толстой)

Учитель: А сейчас я попрошу каждого из вас дописать незаконченные предложения, а в конце нашего разговора мы сравним, на сколько изменилось ваше мнение на этот счет. А может быть, выяснится, что вы для себя открыли какое-то новое понимание, взглянули на свои отношения с друзьями с другой стороны, увидели в этих отношениях что-то новое.

  • Друг – это тот, кто…
  • С другом я часто….
  • Приятель и друг не совсем одно и то же, так как…
  • С другом можно…
  • Я дружу с …. потому, что….

Прослушайте небольшой рассказ:

Было в классе четверо мальчишек, и сидели они в классе рядом, и на дни рождения друг к другу ходили, и на поляну, где футбольный мяч гоняли. За одну команду, естественно. Дежурили по школе только в один день. Вот только Владимир и Денис были такими превосходными математиками, что после очередной победы на олимпиаде  в районе решили их родители  в математическую школу перевести. «Нет, ни за что!» – в один голос  заявили мальчики и остались в  обычной школе. Ради дружбы. Так бы, наверное, до окончания школы и говорили о них: «Водой не разольешь», если бы не один случай.
Ранней весной эти четверо мальчишек плыли вниз по реке. Неожиданно загремел гром, налетел ветер, и хлынул дождь. Ребята испугались  грозы, быстро подогнали лодку к берегу и убежали в город. Только один не покинул лодку. Это был Ваня. Он налег на весла и поплыл по реке вверх. Дождь хлестал по лицу, ладони вспухли, сильно болели руки, и темные круги плыли перед глазами. Мальчику казалось, что он уже никогда не доберется до пристани, Он напрягал все силы…
Добравшись до пристани, он поставил лодку на место и крепко привязал ее веревкой.
Лодочник удивленно посмотрел на мальчика и спросил:
– Ты откуда, хлопец, взялся?
– Сегодня мы брали у вас лодку… Я обещал вернуть…

Ребята обсуждают прочитанное, высказываю свое мнение. Отвечают на вопросы?
– Какие черты характера проявил Ваня, чтобы сдержать слово?
– Как бы вы поступили на его месте?
– Почему мальчики бросили Ваню одного? Можно ли их назвать «мнимыми друзьями»?
– Как вы понимаете высказывание Льва Толстого: «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься»?

Пятнадцатилетний мальчик, плывший в грозу по реке, чтобы пригнать лодку к берегу и сдержать свое слово, безусловно, проявил характер и силу воли. Конечно, ему было страшно, как и другим мальчикам; и так же хотелось выпрыгнуть из лодки и побежать домой, но он уже знал, что в жизни не всегда приходиться делать то, что хочется. А в этот день узнал еще одно: друзья бывают и мнимые.

Весь класс исполняет песню В. Высоцкого:

Если друг
оказался вдруг.
И не друг, и не враг,
а – так.…
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош,
Парня в горы тяни –
рискни!
Не бросай одного
его!
Пусть он в связке в одной
с тобой –
Там поймешь кто такой.
Если парень в горах –
не ах,
Если сразу раскис –
и вниз,
Шаг ступил на ледник –
и сник,
Оступился –  и  в крик,
Значит, рядом с тобой –
чужой,
Ты его не брани –
гони:
Вверх таких не берут,
и тут
Про таких не поют.
Если ж он не скулил,
не ныл,
Пусть он хмур был и зол,
но шел,
А когда ты упал со скал,
Он стонал,
но держал;
Если шел он с тобой,
как в бой,
На вершине стоял,
хмельной,
Значит, как на себя
самого,
Положись на него.

Дружба означает близость и взаимное тяготение людей друг к другу.
Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие. В трудную минуту поддержит, окажет бескорыстную помощь.
Дружба всегда предполагает определенные нравственные принципы – верность, постоянство, честность. Сама потребность в дружбе возвышает человека, делает его добрее, щедрее к людям.
Надежный фундамент дружбы – товарищество.
Это благородное чувство. Чувство товарищества зародилось в глубокой древности, когда людям, чтобы выжить, преодолеть голод, холод, болезни, была необходима взаимопомощь. В годы Великой Отечественной войны особенно высоко ценилось боевое товарищество, оно во многом предопределило победу нашего народа над немецко-фашистскими захватчиками.

Учащиеся читают стихотворение:

Дрались по-геройски, по-русски
Два друга в пехоте морской
Один паренек был калужский,
Другой паренек – костромской!

Они, точно братья, сроднились,
Делили и хлеб, и табак.
И рядом их ленточки вились
В огне непрерывных атак.

В штыки ударяли друг друга –
И смерть отступала сама!
– А ну-ка, дай жизни, Калуга!
– Ходи веселей, Кострома!

Но вот под осколком снаряда
Упал паренек костромской…
– Со мною возиться не надо, –
Он другу промолвил с тоской.

– Я знаю, что больше не встану,
В глазах беспросветная тьма!..
– О смерти задумал ты рано!
Ходи веселей, Кострома!

И бережно поднял он друга,
Но сам застонал и упал.
– А ну-ка… дай жизни, Калуга, –
Товарищ  чуть слышно сказал.

Теряя сознанье от боли,
Себя подбодряли дружки,
И тихо по снежному полю
К своим доползли моряки.

Умолкла свинцовая вьюга,
Пропала смертельная мгла…
– А ну-ка, дай жизни, Калуга!
– Ходи веселей Кострома!

Беседа с учащимися по содержанию данного  стихотворения.

– Итак, изменилось ли ваше мнение о дружбе, товариществе? Что бы вы дополнили в свои предложения?

Обсуждение  «Законов дружбы»:

  1. Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе – значит делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в тяжелую минуту – значит нравственно подготовить себя к предательству.

  2. Тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба – нравственное обогащение человека. Обретая друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.

  3. Дружба – это, прежде всего вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность.

  4. Дружба и эгоизм несовместимы, непримиримы. Дружба учит человека отдавать другу духовные силы, проявлять о нем заботу.

  5. Дружба испытывается в беде и опасности. Смертельной бедой являться война ты должен быть духовно готов к этому великому испытанию.

  6. Умей жить, так чтобы тебя с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие.

  7. Быть требовательным к дружбе – значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает ее, то во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.

Данные законы учащиеся решают поместить в уголок класса.

Классный час заканчивается стихотворением:

Другу ты отдать сумей
Все тепло души своей.
Все отдал – богаче стал.
Лишь тот не на год – навсегда богат,
Кто дружбу сохранит, как бесценный клад.
Лишь тот не на год – счастлив навсегда,
Кто дружбу пронесет честно сквозь года.

Используемая литература:

1. Горенштейн В.О., Грабарь-Пассек М.И., Утченко С.Л. «Цицерон о старости, о дружбе, об обязанностях».
2. Бескоровайная Л.С. «Настольная книга классного руководителя».
3. Сгибнева Е.П., Солдатова Т.Б. «Классные часы» (Серия «Сердце отдаю детям»).