Информационно-коммуникационные технологии в условиях модернизации учебно-воспитательного процесса коррекционной школы I–II вида

Разделы: Общепедагогические технологии


Развитие информатизации и всеобщая компьютеризация человечества диктует новые тенденции в формировании человека, понятого и принятого современной общественностью.

Дети-инвалиды менее адаптированы в обществе, чем их сверстники. Ощущение психологического дискомфорта, ухудшение общего самочувствия, настроения, активности у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья можно считать следствием низкого уровня сформированности умений и навыков планирования, самоконтроля, организованности, психологической готовности к учебной деятельности. Поэтому необходимо создать в коррекционных учреждениях адаптивную образовательную среду, чтобы школьники с особыми образовательными потребностями могли обучаться в комфортных, доступных для них условиях. В связи с этим возникает острая необходимость в реформировании образовательного процесса коррекционных учреждений.

В настоящее время модернизация образования направлена на приближение учебно-воспитательного процесса к требованиям современной цивилизации для более полного удовлетворения социокультурных потребностей людей. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в коррекционные школы имеет ряд затруднений, поскольку за неимением готовых электронных учебников педагогам приходиться самостоятельно разрабатывать, адаптировать стандартные пособия к имеющимся условиям образовательного учреждения, учитывая особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья. В большей степени эти затруднения связаны с тем, что не все педагогические работники владеют знаниями компьютерных программ, и за короткий срок им приходиться получать навыки работы на ПК и интерактивных досках.

Большинство учащихся коррекционных школ не проявляют интереса к учебной деятельности. Основным мотивом учения является получение аттестата, а овладение знаниями отодвигается на второй план.

Размышляя о современном уроке в коррекционной школе I-II вида, можно выделить некоторые направления:

– необходимо изменить роль ученика в уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. В этом случае установятся субъект-субъектные отношения между учеником и учителем;

– одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Для формирования положительного отношения к учению необходимо внедрять в образовательный процесс инновационные технологии, помогающие сделать процесс получения знаний активным и запоминающимся.

Каждый ребенок уникален, а чтобы развить способности и таланты необходимо учитывать при обучении его индивидуальные возможности.

Развитие психических процессов воспитанников с нарушенным слухом протекает с рядом особенностей: замедленное овладение речью, коммуникативный барьер и своеобразие развития познавательной сферы. В связи с потерей слуховых ощущений и восприятий особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия. Зрительный анализатор ребенка с нарушенным слухом становится ведущим, главным в познании окружающего мира и в овладении речью. Зрительные ощущения и восприятия у глухих и слабослышащих детей развиты не хуже, чем у слышащих детей, а в ряде случаев даже лучше. Учащиеся с нарушенным слухом часто подмечают такие детали и тонкости окружающего мира, на которые не обращает внимания слышащий ребенок.

Создание и применение для обучения электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально. Проанализируем возможности электронных презентаций на уроке и выделим некоторые правила их создания с учетом психофизических особенностей развития неслышащих школьников.

Применение любой визуальной информации на занятии имеет положительный эффект. Презентацию можно использовать для объяснения нового материала, демонстрации дополнительных материалов к уроку, тестирования знаний учащихся.

При объяснении нового материала наиболее обширны возможности самой презентации и ее оформления. Последовательность показа и логика построения зависят от содержания изучаемого материала, особенностей восприятия учащимися класса, индивидуальности учителя. Стиль может определяться даже взаимоотношением учащихся и учителя.

У глухих и слабослышащих школьников в большей мере, чем у слышащих продуктивность внимания зависит от характера предъявляемой информации: буквы, цифры, фигуры и т.п. Тот обширный познавательный материал, который приобретается слышащим ребенком спонтанно, естественно и сравнительно легко, детям с нарушенным слухом дается при условии специального обучения. Для этой категории детей представляется проблемой анализировать тексты, часто они не акцентируют внимание на важных деталях. При воспроизведении фразы неслышащим воспитанником очень часто изменяется смысл самой фразы: замена слов, опущение или дополнение предложения новыми словами. Учащиеся с нарушенным слухом стремятся воспроизвести фразу точно в той самой последовательности, в какой она была воспринята, поэтому при забывании какого-либо слова они повторяют все слова воспринятой фразы на своих местах, опуская забытое слово. Для таких детей фраза не всегда представляется как единая смысловая единица, а является набором отдельных слов.

Образы, формирующиеся у школьников с нарушенным слухом в процессе чтения, не всегда соответствуют описанию. Нередко это приводит к непониманию ими смысла прочитанного.

Из выше изложенного можно сделать первый вывод:

слайды презентации не следует перегружать текстом. Лучше разместить короткие тезисы, даты, имена, термины, которые часто переспрашиваются учащимися при записи материала. Для уменьшения текста можно предложить убрать вводные слова и оставить короткие тезисы.

Мышление человека неразрывно связано с речью и не может существовать вне ее. Неслышащие дети длительное время продолжают мыслить не словами, а образами, картинами. Значительное отставание в развитии словесно-логического мышления обусловлено очень большими затруднениями у этих людей в овладении словесной речью. Образный материал школьники с нарушенным слухом запоминают успешнее, чем слышащие, так как у них зрительный опыт богаче. Запоминание и воспроизведение нарисованных знакомых изображений так же имеет свои особенности: дополнения изображений, выпадение деталей, пространственное смещение, воспроизведения объекта в иных размерах. Учащиеся школы I-II вида слабо замечают общее, сходное в сравниваемых объектах. Они больше говорят о различиях. Если они увидели сходство в объектах, то забывают об их различии, и наоборот.

Поэтому необходимо выделить еще одно условие составления мультимедийной презентации:

отбираемые иллюстрации должны быть реалистичными, масштабы – оговорены заранее. Демонстрация образцов веществ также может сопровождаться фотографиями их в увеличенном масштабе.

Слышащие дети чаще, чем их неслышащие сверстники, путают и смешивают сходные цвета – синий, фиолетовый, красный, оранжевый. Дети с нарушенным слухом более тонко дифференцируют оттенки цветов. Рисунки неслышащих воспитанников содержат больше частностей и деталей, чем рисунки слышащих учащихся.

Сделаем выводы, относящиеся к оформлению слайдов презентации:

наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, лучше выделить ярче, оригинальнее для включения ассоциативной зрительной памяти. Учителя знают, что такой материал нужно предъявлять учащимся несколько раз в разной форме. Даже яркий демонстрационный опыт, показанный однажды, забывается в деталях, поэтому его можно повторить как видео, фото, схему, диаграмму;

– если презентация задумана на всех этапах урока, то части ее лучше отделить различными фонами, вместе с тем стиль оформления должен восприниматься как единое целое. Здесь очень важно не перегрузить урок слишком большим числом слайдов, не превратить его в монотонный и однообразный.

В развитии памяти важно, чтобы материал, подлежащий запоминанию, был понятен неслышащему воспитаннику. Необходимо также учить школьников пользоваться приемами произвольного запоминания и воспроизведения (разбивка материала на части, придумывание к каждой части заголовка, составления плана предстоящего ответа на уроке). Велика роль сравнения заучиваемого материала с известным, ранее изученным. Необходимо указывать не только на сходство, но и на различие.

И так, для этапа повторения можно рекомендовать следующее:

вспоминая изученный материал, можно привести 1-2 слайда из предыдущей презентации, причем их оформление не стоит резко менять под новый фон, так лучше срабатывает ассоциативная память. На некоторых слайдах могут быть помещены подсказки к ответам.

Очень важно учить школьников с нарушенной слуховой функцией замене одних слов другими и, что особенно существенно для формирования смысловой памяти, практиковать воспроизведение выученного рассказа в иной группировке предложений, учить детей передаче содержания усвоенного материала “своими словами”.

На этапе обобщения знаний учащихся можно выделить некоторые приемы:

– используемые ранее фрагменты слайдов презентации, можно перегруппировать с целью проведения сравнения или анализа и представить учащимся. Видеофрагменты применения тех или иных изученных объектов в быту или природе очень оживляют урок и актуализируют знания школьников.

Внимание – это сосредоточенность психической деятельности человека в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

Для детей с нарушенным слухом характерны неустойчивое состояние вегетативной системы, утомляемость, нарушение моторики, лабильность эмоциональной сферы.

На всех этапах школьного обучения продуктивность внимания неслышащих учащихся остается более низкой по сравнению со слышащими сверстниками.

У детей с нарушенным слуховым анализатором почти все раздражения принимает на себя зрительный анализатор. По мере развития охранительного торможения в зрительных анализаторах происходит распространение тормозного процесса по коре головного мозга, захватывая и другие корковые центры. Резкое удлинение зрительной реакции у школьников с нарушенным слухом к обеденному перерыву и к концу дня связано с наступлением общего утомления организма, т. е. снижается функциональное состояние нервных центров.

С целью снижения утомляемости на занятиях надо учитывать некоторые условия при подготовке мультимедийной презентации:

при длительном объяснении, особенно в классах с ослабленным вниманием, можно для релаксации включить небольшой видеофрагмент. Он может и не нести очень важной информации, но обязательно должен быть связан с темой урока (например, при изучении темы “Реактивное движение” в презентацию урока физики был включен видеофрагмент о реактивном движении медузы и осьминога. Видеоролик не нес особой познавательной информации, но был примером реактивного движения в природе и оказал расслабляющее воздействие на зрительный анализатор от интенсивного потока информационной нагрузки в процессе обучения);

– анимация, применяемая в слайдах презентации, не должна быть слишком активной. Особенно нежелательны такие эффекты как вылет, вращение, волна, побуквенное появление текста и так далее.

Большое значение в учебно-воспитательном процессе имеют здоровьесберегающие технологии. Для снятия напряжения с глаз очень полезно включать в середину урока различные упражнения зрительной гимнастики, которые очень легко оформить на слайде презентации. Это могут быть круговые движения яркого шара, движение по криволинейной траектории, удаление и приближение объекта, возникновение и исчезновение в разных областях слайда предметов различных по величине, форме и цвету.

Многие сурдопедагоги, указывая на некоторую дискоординацию движений у неслышащих людей, неуклюжесть и неловкость их походки, объясняют это поражением вестибулярного аппарата, а также нервных окончаний двигательного анализатора.

Для развития координации можно сочетать зрительную гимнастику с выполнением некоторых движений. Например, на уроке математики можно включить задание “Мигающие цифры”. Учащиеся внимательно следят за экраном, при появлении четной цифры они поднимают вверх правую руку, а при появлении нечетной – левую. Если урок проходит в младших классах, то можно поставить детей в проход и повторять движения за анимированным человечком или сказочным персонажем. Такие подвижные физкультминутки снимают напряжение, усталость и оживляют учебный процесс. Урок проходит продуктивно, насыщенно с высоким качеством запоминания учебного материала.

Учащихся с нарушенным слухом необходимо включать в процесс активной деятельности. Они должны приобрести опыт практической деятельности, чтобы полученные знания в школе на основе личного опыта превратились в систему мировоззренческих принципов. Эти знания должны постепенно обогащаться, наполняться новым содержанием. Учащиеся не должны избегать относительно трудных задач, так как занижение притязания не содействуют раскрытию их потенциальных возможностей, формированию целеустремленности и других личностных качеств. Необходимо также формировать у глухих и слабослышащих школьников адекватную самооценку, стремление ставить перед собой достаточно высокие цели, но с учетом своих реальных возможностей.

Можно предложить ученикам в качестве домашнего задания самостоятельно подготовить сообщение. Значительно более интересно для ребят создание электронной презентации. Учащимся дается тема и предлагается создать презентацию не более 7-10 слайдов, и к этим слайдам сделать соответствующие комментарии. При подготовке домашнего задания в виде презентации не нужно ограничивать воспитанников в выборе оформления слайдов и делать какие-либо ограничения. В цветовом решении домашней презентации и выборе иллюстраций можно увидеть творческие способности и индивидуальность неслышащего ребенка. Выступление учащегося можно включить в общую канву урока или как отдельное выступление о проделанной домашней работе.

Дети с нарушением слуха должны как можно раньше получать знания о личностных качествах организатора того или иного детского коллектива. Необходимо предоставить им возможность самостоятельно решать разнообразные задачи, как в процессе учебной деятельности, так и в различных жизненных ситуациях.

Одним из приоритетных направлений образовательного процесса в школе I-II вида является работа по развитию слухового восприятия и формированию произношения (РСВ и ФП) у неслышащих воспитанников. Оснащение кабинетов РСВ и ФП компьютерной техникой позволило поставить коррекционную работу образовательного учреждения на более высокую ступень. Несмотря на то, что для коррекции речи детей существуют логопедические тренажеры “Дельфа-130” и “Дельфа-142”, которые не в полной мере удовлетворяют условиям коррекционно-развивающего образования, учителя-дефектологи самостоятельно разработали серию уроков-презентаций, отвечающих методическим требованиям к занятиям в условиях коррекционной школы I-II вида. Это дало возможность за короткий промежуток времени (20 мин) включить максимально возможное количество видов работ, сделать их красочными, насыщенными разнообразным иллюстративным материалом, а технические возможности самой программы Microsoft PowerPoint помогают педагогам поддерживать у своих обучающихся устойчивый интерес к занятиям по РСВ и ФП. На сегодняшней день, опыт создания уроков-презентаций по РСВ и ФП является инновационным. Поэтому в помощь учителям-дефектологам можно рекомендовать некоторые идеи:

  1. Развивая дыхание, используйте игры: задувание свечей на торте; раздувание туч, закрывающих звездное небо; закатывание мяча в ворота; сдуть листья с дерева (лепестки с цветка); раздуть опавшие листья, закрывающие рисунок и т.п. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
  2. В работе над звуком, слогом, словом используйте их анимацию. Слитность речи можно хорошо продемонстрировать в движущихся слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
  3. Деформированные предложения, тексты лучше предлагать учащимся на слайдах. ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
  4. Развивая психические процессы своих воспитанников, предложите учащимся игровые приемы, используя здоровьесберегающие технологии. ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
  5. Творчески подходите к разработке коррекционно-развивающего занятия-презентации, используйте технические возможности программы Microsoft PowerPoint, анимации и картинки, подобранные в Интернете, свое воображение.
  6. Для поддержания позитивного настроения учащихся по окончанию урока рекомендуем включить в слайд презентации пожелания, рекомендации, способствующие вызвать положительные эмоции. ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

С помощью комплекса коррекционных мер и правильной организации учебно-воспитательного процесса можно повысить эффективность социализации и реабилитации детей с нарушенной слуховой функцией.