Программа дополнительного образования "Коллекция идей"

Разделы: МХК и ИЗО


Данная программа не решает задачу создания нового, концептуального подхода преподавания декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования, а лишь обобщает многосторонний и многообразный опыт преподавания декоративно-прикладного искусства, отработанный в учреждениях среднего образования (программно – методические материалы Т.Я. Шпикаловой, В.С. Кузина, Б.М. Неменского), региональный опыт учреждений дополнительного образования Архангельской, Новгородской областей, г. Шуи, курса, Магнитогорска, Тюмени и др.

Актуальность данной программы состоит не только в использовании элементов регионального образования (работа с бисером, берестой, орнамент), но и в отсутствии подобного рода изданий на территории нашею региона.

Цель программы – дать понятие о всей эстетической, идейной функциональной значимости декоративно прикладного искусства

В условиях возрастания социальной роли личности как носителя традиций художественной культуры, перед преподавателем декоративно-прикладного искусства ставится целый комплекс задач:

  • Формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
  • Формирование художественно-творческой активности школьника;
  • Овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков;
  • Создание наилучших условий для проявления творческих способностей личности ребенка;
  • Стимулирование познавательной активности, развитие внимания, наблюдательности и зрительной памяти;
  • Развитие ассоциативного мышления, воображения и фантазии, способности к творческому анализу и синтезу;
  • Воспитание трудовых навыков, умения работать с различными художественными материалами;
  • Развитие навыков через творческую деятельность школьника.

Таким образом, процесс решения учебных задач осуществляется не линейным, а восходящим способом (по спирали), то есть не только “от простого к сложному” но и наоборот, и “от общего к частному”, от первого знакомства с предметными проблемами, к их последующему детальному анализу.

В данной программе предлагается синтез истории и технологии, музыки и языка изображения, что позволяет намного расширить индивидуальный подход к учащемуся, улучшить качество овладения знаниями, умениями и навыками, влиять на формирование творческой активности и художественно-творческого интереса.

Реализация задач эстетического воспитания как одного из направлений всестороннего, гармоничного развития личности требует совершенствования системы художественного воспитания учащихся. Оно должно быть направлено не только на формирование понимания и эстетической оценки произведений духовной культуры, но и на развитие практической, декоративно-творческой деятельности учащихся, способствующей активному приобщению их к художественному творчеству, в том, числе, и на занятиях декоративно-прикладного искусства, которое является эффективным средством развития художественного восприятия и мышления школьников, позволяет им практически реализовать свои замыслы.

В настоящий момент декоративно-прикладное искусство, ставшее своеобразным синтезом художественной деятельности разных поколений и многообразных культур, выступает равноправным и самостоятельным разделом программ изобразительного искусства.

Основным принципом программы является творческая личность самого учителя. Занятия подразумевают мини-спектакли, в которых педагог не всегда исполняет главную роль: используется звуковой и зрительный ряд, постоянное использование поэзии, музыки, слайдов и репродукций позволяет образно раскрыть тему урока.

При знакомстве с разнообразными видам декоративно-прикладного искусства, народного творчества предлагается профессиональная ориентация учащихся, направленная на неразрывность полученных в системе дополнительного образования знаний, умений и навыков с дальнейшей деятельностью обучаемого.

Формы и методы проведения занятий:

  1. Сознательно-целенаправленная деятельность.
  2. Композиционно-мыслительная деятельность.
  3. Деловые игры (урок-игра, урок-сказка, урок практикум, урок-мастерская, урок-путешествие, урок-конкурс, урок-праздник).
  4. Обсуждение работ учащихся.
  5. Сочетание восприятия и созидания.
  6. Сочетание изобразительного искусства с музыкой и поэзией.
  7. Выставка работ учащихся, коллективное творчество

Преподавание декоративно-прикладного искусства в системе образования требует своеобразной постановки проблемности работы с художественными :

  • Историчность, исторический подход в знакомстве с технологиями и приемами работы с художественными материалами.
  • Взаимосвязь и взаимослияние культурных наследий в современном декоративно-прикладном искусстве. Темы: “Мозаика из шпона”, “Художественная роспись по ткани” и т.д.
  • От изученного к обратному (обратная перспектива: от четкости построения форм и их ломке). Тема: “Формы в природе”.
  • От линии к пятну, от пятна к цветовой композиции и абстрагированию (поиск образности в абстракции). Тема: “Путешествие карандаша и красою).
  • В композиции – самостоятельный поиск гармоничности пятен, линий и цвета. Тема: “Путешествие карандаша и красок (натюрморт и пейзаж)”.

Обозначенные направления работы обеспечивают целостное воздействие на личность через конкретно-чувственное восприятие искусства и действительности и строятся на следующих принципах:

  • Занятия искусством не должны ограничиваться искусствоведческой подготовкой учащихся или овладением отдельными навыками работы. Прежде всего, они должны способствовать их общекультурному развитию;
  • Занятия должны развивать в детях способность воспринимать искусство и, в первую очередь, его специфику образного отражения действительности: лишь это обеспечит нужное воздействие на духовный мир школьников, формирование их мировоззрения;
  • Для приобщения детей к декоративно-прикладному искусству необходима комплексная система работы; для этого недостаточно набора отрывочных знаний, умений и навыков, как бы ценны и интересны сами по себе.
  • Для формирования потребности, интереса к художественно-творческой деятельности необходим учет возрастных особенностей учащихся.

Педагогу предоставляется право работать по одному или нескольким направлениям, изменять содержание программ и перечень практических работ, вносить изменения в распределение отдельных тем.

Предлагаемая программа может оказать помощь при организации кружковых и факультативных занятий в общеобразовательной школе, системе дополнительного образования: домах детского творчества, изостудиях и т.д.

Структура программы.

Программа рассчитана на работу учащимися 5-9 классов общеобразовательных школ.

Распределение часов дано по учебному плану изучения декоративно-прикладного искусства с учетом 6 часа в неделю.

Дата Наименование разделов курса декоративно-прикладного искусства и тем Количество часов
Всего Теория Практика
1. Художественная работа с природными материалами: 32
1–8 •Флористика 3 5
9–16 •Декоративный мини-пейзаж 2 6
17–20 •История развития художественных приемов 4
21–26 •Народные традиции составления композиций из цветов 2 4
27–32 •Осенний букет 6
2. Основы декоративной композиции: 32  
33–38 •Путешествие в страну декоративной композиции 3 3
39–45 •Орнамент в искусстве народов мира: построение и виды 3 5
46–55 •Природные формы и их декоративная переработка 4 6
56–63 • Цвет в композиции 3 5
3 . Прикладная графика: 32
64–69 •Графические материалы и штрих 2 4
70–78 •Постановочное рисование 1 8
79–87 •Наблюдаем и изображаем 1 8
88–95 •Станковая графика 2 6
4. Мозаика: 25
96–97 •История развития 2
98–109 •Мозаика из бумаги 4 8
110–120 •Мозаика из шпона 4 7
5 .Художественная роспись ткани: 37
121–124 •История развития художественных приемов 4
125–142 •Ткани и эффекты 3 15
143–157 •Батик 15

6 . Роспись по стеклу:

46
158–171 •Витраж 4 10
172–189 •Роспись по стеклу 4 14
190–204 •Декоративное панно 14

Художественная работа с природными материалами (32ч.).

Тема 1. “Флористика

Представление об эстетике народного творчества в работе с природными материалами. Заготовка и применение природных материалов. Составление декоративных букетов из засушенных цветов, листьев, травы и т.д. Поиск учащихся новых сочетаний природных материалов для получения выразительного образа.

Задачи: Знакомство с традициями составления флористических композиций.

Тема 2. “Декоративный мини-пейзаж

Использование веток, камней, мха, пучков травы и др. для составления мини-пейзажей на основе изучения натуры, видов пейзажей и т.д. Применение в работе разнообразных материалов: цветной бумаги, полимерных пленок для передачи ручьев, рек, озер, болот.

Задачи: Обучение основам построения пейзажных композиций из природного материала. Развитие образного мышления, воображения и фантазии.

Тема 3: “История развития художественных приемов работы с природными материалами”

Разнообразие видов работы с природными материалами: плетение из соломки, тростника, камыша, ивовой лозы. Декоративная аппликация из соломки. Исторические корни появления, развития и использования в народном, декоративном искусстве.

Тема 4: “Народные традиции составления композиций из цветов”

Виды Цветочных композиций . Эстетика японской экибаны. Быстрое составление композиций из предложенных материалов.

Тема 5: “Осенний букет

На основе полученных знаний, умений и навыков – выполнение конкурсной работы: флористическая композиция, декоративный мини-пейзаж, композиции из живых или засушенных цветов, листьев, травы, коряг т.д.

– Конкурс проводится для всех групп. Итоги конкурса подводятся на основе учета возрастных особенностей школьников.

Основы декоративной композиции (32ч.)

Тема 1. “Путешествие в стану декоративной композиции

Путешествие карандаша по листу бумаги, заливка цветом пятен. Поиск образа в полученной абстрактной композиции. Рассказ о равновесии в композиции. Обсуждение работ.

Зрительный ряд: композиция Филонова, Малевича, Кандинского.

Музыкальный ряд: музыка Стравинского “Петрушка”, “Весна Священная”

Материалы: 1–4 листа ватмана, фломастеры, гуашь, пастель.

Задачи: Обучение основам построения композиции. Воспитание чувства отзывчивости на прекрасное и безобразное в искусстве. Развитие фантазии, чувства цвета.

Тема 2: “Орнамент в искусстве народов мира.

Мотивы и формы. Орнамент – широкая область художественной культуры народов разных стран; демонстрация многообразия форм и мотивов орнамента (геометрические и природные формы, изображения растений, животных , людей).

Задачи: Знакомство с видами орнамента. Воспитание любви к народному искусству.

Тема 3: “Построение орнаментальной композиции

Главное отличие орнамента от других видов художественного изображения подчиненность расположения изобразительных мотивов законами симметрии ритмам повторов.

Зрительный ряд: вышитые ручники, керамика, литые орнаментированные сосуды, творчество мастеров Украины и Польши, орнаменты Востока.

Музыкальный ряд: музыка народов мира.

Материалы: лист альбома, гуашь.

Задачи: Обучение принципам построения орнамента.

Тема 4: “Природные формы и их декоративная переработка”

Варианты декоративного обобщения (стилизации) природных форм. Разнообразные по форме и цвету мотивы растительного и животного мира – неиссякаемый источник творчества. Сбор гербария, составление обобщенных композиций на основе многообразия форм листьев.

Задачи: Развитие чувства декоративности, умения создавать декоративный образ на основе природных мотивов.

Тема 5: “Цвет в композиции”.

Эффект теплых и холодных цветов, их эмоциональная характеристика. Цветовой круг. Гармония цветовых отношений в природе Основные свойства цвета: светлота, насыщенность, тон. Выполняются натюрмортные композиции в теплых или холодных цветах с разбором понятий: светлота, насыщенность, тон.

Задачи: Изучение основных понятий о цвете. Воспитание гармоничного отношения к цвету.

Прикладная графика (32ч.)

Тема 1: “Графические материалы, штрих

Разнообразие видов штриха: волнообразные линии, зигзаги и росчерки; сочетание зигзагов и прямых линий, вариации прямых и кривых линий, точечные растяжки, наложение различных видов орнаментальных мотивов (например, греческий меандр). Линия, точка, пятно – основные средства выразительности декоративной графики.

Материалы: тушь, заостренная деревянная палочка, перо, рапидограф.

Задачи: Обучение основам графической выразительности, умению владеть графическими средствами.

Тема 2. “Постановочное рисование”

Используя разнообразные виды штриховки, на основе ранее полученных знаний, выполнить рисунок комнатного цветка с графическим декорированием.

Зрительный ряд: графические произведения о. Бердслея, слайды графических произведений.

Литературный ряд: японская поэзия.

Тема 3: “Наблюдаем и изображаем

Выполняется серия зарисовок с натуры – воспроизведение увиденного в художественном образе. Творческая переработка природных мотивов. Обобщение декоративных форм. Выполнение зарисовок цветочных композиций к празднику осеннего букета, изготовленных старшими классами.

Материалы: тушь, заостренная деревянная палочка, перо.

Задачи: Обучение принципами декоративно-образной переработки природных форм. Воспитание отзывчивости, любви к окружающей природе.

Тема 4: “Станковая графика

Черное и белое – основа языка графики. Понятие станковой графики. Виды станковой графики. Изготовление простого штампа-клише на срезе картофеля, из плотного картона или скрученной тряпочки.

Зрительный ряд: гравюры – Рембрант, В. Фаворский, работы учителя и детей, оформленные как наглядные пособия.

Мозаика (25 ч.)

Тема 1: “История развития

История развития мозаики – вида монументального искусства. Виды мозаики: наборная из цветных природных камушков, наборная из смальты, флорентийская пластинчатая. Цветопередача и живописные возможности мозаики.

Задачи: Знакомство с видами монументального искусства, особенностями средств выразительности мозаичных произведений.

Тема 2: “Мозаика из бумаги

Выполнение несложных композиций в технике мозаики из цветной бумаги. После нанесения рисунка на лист плотной бумаги или картон наклеиваются кусочки цветной бумаги(нарезанные ножницами или порванные).Кусочки бумаги наклеиваются на некотором расстоянии друг от друга..

Зрительный ряд: репродукции и слайды с изображением мозаичных панно.

Литературный ряд: поэзия М.В. Ломоносова.

Материалы: цветная бумага, ножницы, картон, клей, ПВА или обойный, заостренная палочка для выкладывания кусочков бумаги.

Тема 3: “Мозаика из шпона”

Выполнение несложных композиций в технике мозаики из шпона.

Зрительный ряд: репродукции и слайды с изображением мозаичных панно.

Материалы: шпон, цветная бумага, ножницы, картон, клей, ПВА или обойный, заостренная палочка для выкладывания кусочков бумаги.

Художественная роспись тканей (46ч.)

Тема 1: “История развития художественных приемов

Краткая беседа по истории появления и развития росписи тканей: свободная роспись, техника кракле, набрыск, холодная роспись и т.д.

Зрительный ряд: Работы, выполненные в технике батик.

Задачи: Знакомство с технологиями художественной росписи ткани.

Тема 2: “Ткани и эффекты

Многообразие видов тканей, структура их плетения. Натуральные и искусственные, хлопчатобумажные и шелковые. Эффекты: изломанных линий (кракле), притягивание красителя кристаллами соли и т.д. Выполнение пробных работ на небольших кусочках ткани.

Материалы: анилиновые красители, кисти, тампоны, соль, восковый состав для кракле, пяльцы или подрамники, кнопки.

Задачи: Закрепление знаний, получение навыков работы с тканями в технике батик.

Тема 3: “Батик”

Различные приемы работы, работа нал декоративным панно.

Материалы: анилиновые красители, кисти, тампоны, соль, восковый состав для кракле, пяльцы или подрамники, кнопки.

Задачи: Закрепление знаний, получение навыков работы с тканями в технике батик.

Художественная роспись по стеклу

Тема 1: “Витраж”

Многообразие видов инструментов для работы с витражом. Выполнение пробных работ небольших фрагментов.

Материалы: красители для выполнения витража, кисти, клеенка, эскизы фрагментов, тампоны.

Задачи: Знакомство с технологиями выполнения витража.

Тема 2. “Роспись по стеклу”

Различные техники росписи по стеклу. Оформление посуды и различных предметов со стеклянной поверхностью.

Материалы: краски по стеклу, кисти, эскизы, тампоны, бокалы,стаканы, пустые бутылки (для оформления)

Задачи: Знакомство с технологиями художественной росписи по стеклу.

Тема 3: “Декоративное панно”

Разработка эскиза (композиция ,цветовая гамма и т.а.), выполнение декоративного панно с применением технологий росписи стекла и витража.
Материалы:
краски по стеклу и краски для витража, кисти, эскизы, тампоны, рамка для фотографии.
Задачи: Закрепление знаний, получение навыков.

– Данные темы распределяются в разных возрастных группах на усмотрение педагога, в зависимости от сложности поставленных целей и задач обучения.

Формирование художественных знаний, умений и навыков.

Учащиеся должны знать:

  • Истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • Особенности декоративно-прикладного искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов.);
  • Семантическое значение традиционных образов, мотивов;
  • Несколько народных художественных промыслов России.

Учащиеся должны уметь:

  • Пользоваться приемами традиционного письма при выполнение практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово, Майдан, а также местные промыслы);
  • Различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен;
  • Различать по материалу, технике использования современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);
  • Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала , формы и декора.

В процессе практической работы на занятиях учащиеся должны:

  • Уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
  • Умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
  • Создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
  • Владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
  • Владеть навыком работы в конкретном материале (батик, роспись и т.д.)

Глоссарий.

Акварель краски на растительном клее, которые разводятся водой, а также работы, сделанные такими красками.

Аппликация – способ получения изображения , заключающийся в накладывании , наклеивании на какую-либо основу разных по цвету кусков бумаги, картона, ткани и других материалов.

Витраж – произведение декоративного искусства, выполненное из цветного стекла или другого пропускающего свет материала

Батик – многоцветная ткань, рисунок на которую наносят ручным способом.

Бумагаматериал для письма, графических и живописных работ, художественных и бытовых изделий.

Графика – вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости.

Гуашь – непрозрачная краска, которая разводится водой.

Декоративно-прикладное искусство – область декоративного искусства: создание художественных изделий имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда и т.д.).

Живопись – вид изобразительного искусства, заключающейся в создание картин, живописных полотен, наиболее полно и жизнеподобно отражающий действительность

Керамикаизделия из глин и их смесей, закрепленных обжигом

Коллаж техника и вид изобразительного искусства, заключающиеся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую – либо основу материалов, различных по цвету и фактуре.

Композиция – составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой – либо идеей

Мозаика изображение и орнамент составляются из кусочков разноцветных натуральных камней, стекла, керамики, дерева и других материалов.

Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов.

Пейзаж – жанр изобразительного искусства , предметом которого является изображение природы , вида местности, ландшафта.

Штрих – изобразительное средство графического искусства, один из основных элементов рисунка.

Список литературы для учителя:

  1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М.: Просвещение, 1979.
  2. Алпатов М.В. Живопись Фалька. – В кн.: М.В. Алпатов. Этюды по всеобщей истории искусств, избранные искусствоведческие работы.-М., 1979.
  3. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. Терминологический словарь. – М. 1997.
  4. Барышников А.П., Лямин И.В. Основы композиции. – М. 1951.
  5. Басин Е.Я. Психология художественного творчества. – М., 1985.
  6. Богуславская И.Я., Графов Б.В. Искусство Жостово. – Л., 1979.
  7. Борев Ю.Б. Художественное направление в искусстве XX века: борьба реализма и модернизма. – Киев., 1986.
  8. Вагнер Г.К. О соотношении народного и самодеятельного искусства. – В сб.: Проблемы народного искусства . Под. Ред. М.А. Некрасовой и К.А. Макорова. М., 1982.
  9. Ванслов В.В. Что такое искусство. – М.: Изобразительное искусство. 1988.
  10. Ванслов В.В. О декоративности. Творчество. –1972, №7.
  11. Ванслов В.В. Изобразительное искусство в музыке. – изд. 2-е. -Л.: Художник РСФСР, 1983.
  12. Василенко В.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве Х–ХХ веков. – М., 1974.
  13. Вишневская В.Н. О некоторых особенностях содержания произведений народного декоративного искусства. – В кн.: Народные основы искусства художественных промыслов: Сб. науч. тр. НИИ худож. Пром – та. М., НИХП, 1981.
  14. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе.-М.: Просвещение. 1977.
  15. Некрасова М.А. Современное народное творчество(по материалам выставок 1977–1978).– Л. 1980.
  16. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. 2-е изд.– М.: Просвещение. 1979.

Список литературы для учащегося:

  1. Бабушкины уроки. Под редакцией Т.Я. Шпикаловой – М.: Владос, 1999.
  2. Вагнер Л.А. Вхожу, воятель в твою мастерскую. – м., 1973.
  3. Декоративно-прикладное искусство. – Межвуз. Сб., М-ск. 1994.
  4. Живопись. Уроки изобразительного искусства. – М.: Просвещение., 1995.
  5. Журналы для детского творчества “Я Дизайнер” 2005–2007 года
  6. Журналы для детского творчества “Коллекция идей” 2006–2008 года