Родительское собрание-практикум "Развитие внимания детей младшего школьного возраста"

Разделы: Работа с родителями


Цели:

  • Дать родителям информацию о признаках и причинах невнимательности;
  • Обучить приемам развития внимания;
  • Дать советы по организации помощи невнимательному ребенку при выполнении домашних заданий.

Оборудование: проектор, памятки с результатами диагностики и выборкой упражнений на внимание, предметы для игры, листы, конверт с вопросами.

Ход собрания

Вступление.

(Родители рассаживаются по группам.)

Необычное начало, создание эмоционального фона.

Видеоклип “Кем я мечтаю стать”.

Здравствуйте уважаемые родители! Вы наверное согласитесь со мной, что успешность обучения напрямую связаны с развитием памяти, мышления, внимания, речи и др. Сегодня мы открываем серию консультаций “Развитие познавательных процессов”. Тема нашей встречи “Внимание, требует внимания” или попытаемся ответить на вопрос “Как бороться с невнимательностью ребенка и неумением сосредоточиться?”

А сейчас вспомните, как ваш ребенок работает, выполняет домашние задания, играет, и ответьте на вопросы:

Игра “Почтальон”. (Родители достают вопросы из большого конверта, предложенного педагогом.)

– Сколькими делами может одновременно заниматься ребенок?

– Может охватить взглядом несколько слов или целое предложение?

– Медленно или быстро входит в работу?

– Сколько времени ребенок может работать сосредоточенно, не отвлекаясь?

– Быстро ли устает?

– Когда допускает больше ошибок – в начале задания, в середине или в конце?

– В каких видах деятельности невнимательность проявляется больше?

Вы сами убедились, что работа в этом направлении необходима и в первую очередь просим помощи от вас. Кроме этого по анализу контрольных работ выясняется, что большой процент ошибок составляют не пробелы в знаниях, а именно пропуск, замена, т.е. зачастую невнимательность мешает получить отличную оценку. Для современного ребенка характерно опережение в некоторых областях, например владение компьютером, сотовым телефоном объяснить ребенку проще и быстрее чем взрослому, но опять же внимание оставляет далеко желать лучшего.

Основная часть.

Предлагаем результаты диагностики внимания в целом по классу.

1-й класс (диаграмма на презентации) Использовали методику “Найди спрятавшихся животных”.

2-й класс (диаграмма на презентации) методика “Корректурная проба”.

Высоко развиты концентрация и устойчивость внимания у 2 ч в классе, напротив очень трудно действовать безошибочно и длительное время 4 ч. В целом по классу уровень концентрации и устойчивости внимания – средний и выше среднего.

Наверное у вас возник вопрос, в какой группе мой ребенок?

Родителям раздаются индивидуальные карточки с результатами диагностики каждого ребенка и соответствующими рекомендациями.

Давайте выясним, основное об этом процессе. Внимание – это направленность на определенный объект. Выделяют три основных вида внимания:

Непроизвольное. (Проявляется уже на 10–12 день жизни. Ребенок увидел яркую лампу и дальше все яркое, звонкое, громкое стало привлекать его внимание, но погас интерес, ослабло внимание.)

С возрастом, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание. Не все вокруг яркое и интересное, как раз рядом больше нужных дел. Требует от человека волевых усилий, и чем раньше мы будем его развивать, то разовьются и трудоспособность, воля, сосредоточенность, целенаправленность такие, необходимые в учебной деятельности.

Наиболее распространенными причинами рассеянного внимания являются:

  • Общее ослабление нервной системы (если ребенок медлителен или гиперактивен, причина на физиологическом уровне т.е. нервная система еще недостаточно созрела, в этом случае заставлять ребенка долго сидеть на месте, выполнять одну работу, попросту вредно для здоровья. Квалифицированные советы может дать неврапотолог)
  • Ухудшение состояния здоровья
  • Физическое и умственное переутомление
  • Нарушение режима занятий и отдыха
  • Нарушение дыхания (хронические простуды, аденоиды т.е. если ребенок часто дышит ртом)
  • Причины психологического характера, может быть в отношение ребенка к занятию (страхи, повышенная тревожность)
  • Наличие тяжелых переживаний, травм
  • Эмоциональная перегрузка вследствие большого количества впечатлений (положительных и отрицательных)
  • Недостатки воспитания (например, в условиях гиперопеки ребенок, получивший слишком много словесных указаний от родителей, большой объем информации, привыкает к постоянной смене впечатлений и его внимание становится поверхностным, не формируются наблюдательность, устойчивость внимания)

Проанализировав причины, вы сделаете полдела, теперь будете знать, над чем именно вам предстоит работать.

Кроме этого у внимания есть свои свойства, которые нужно вам знать.

По тому, сколько объектов ребенок может сознательно удержать в короткий промежуток времени, судят об объеме внимания. У 2-ка он невелик, поэтому нельзя загружать ребенка избыточной информацией. Если вы рассматриваете энциклопедию не стоит показывать много зверей, разумнее показать самых ярких и дать о них подробную информацию. Вот тогда ваша работа пройдет не зря.

Как определить объем внимания?

Таблица Шульте (задание для 1 группы).

Покажите указкой и назовите все числа от 1 до 25. Как можно скорее, не ошибаясь.

9 5 11 23 20
14 25 17 19 13
16 21 7 3 1
18 12 6 24 4
22 15 10 2 8

Норма 30–50 сек на 1 таблицу.

Упражнения, направленные на увеличение объема внимания:

Игра “Пуговица”

Играют 2 человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле – это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.

Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее. Эту же игру можно использовать в работе на развитие памяти.

Проигрываем с родителями (для 2 группы).

Взрослый в отсутствие ребенка выкладывает на стол какое-то, на первых порах небольшое количество предметов (ручку, несколько карандашей, тетрадь, игрушку) и все это закрывает. Затем приглашает ребенка, на несколько секунд открывает все предметы, опять закрывает и просит перечислить все, что увидел. Чем больше предметов ребенок успевает зафиксировать, тем больше объем его внимания. Тренировка объема внимания, его расширение достигаются путем многократного повторения этого простого упражнения при постоянном увеличении количества предметов.

Еще одно свойство внимания – устойчивость или концентрация. Это тоже связано с физиологией. Ребенок не может себя вовремя остановить, не может долго заниматься одной деятельностью. И не надо требовать, чтобы ребенок долго себя посвящал одному делу, т.к. он переутомляется и наступает апатия. Еще один вывод: нужно чаще чередовать виды деятельности. Но эти виды не должны обрушиваться сразу, они должны чередоваться с некоторыми промежутками, отвлечениями.

Мозаики, пазлы, конструкторы, предполагающие внимание к мелким деталям. Это может быть любой труд или занятие, при котором нужно что-то мастерить руками.

Перерисовывание геометрических узоров, картинки “Найди отличие”, “Путаницы”

Следующее свойство внимания – распределение. Обычно младшие школьники могут выполнять только один вид деятельности: если они слушают, то в это время не могут записывать: если пишут, то этот процесс их так захватывает, что совсем не слышат, что говорят им в это время. И научить ребенка делать несколько дел – работа очень трудная.

Практическое задание: В течение 1 минуты, родители одновременно рисуют двумя руками: левой – круги, правой – треугольники. В конце подсчитывается количество нарисованных треугольников и кружков.

Упражнения на распределение внимания

Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов. В процессе занятий количество предложений увеличивается.

Переключение внимания – сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Если ребенок быстро отвлекается, предложите ему формулировать, проговаривать вслух собственные мысли и действия.

Методика “Красно-черная таблица” (проигрывается с родителями 3 группы).

Рассмотреть таблицу и найти по порядку все числа черного цвета от 1 до 12.

Рассмотреть таблицу и найти по порядку все числа красного цвета в обратном порядке.

Поочередно искать числа черного цвета в прямом порядке от 1 до 12, а числа красного цвета в обратном порядке от 12 – 1.

1 5 11 8 2
6 7 4 1 9
12 8 10 2 4
3 11 6 9 5
6 7 3 12 10

Общие рекомендации

  • Если ребенок часто отвлекается, предложите ему формулировать и проговаривать вслух собственные мысли и действия. Этот прием позволит ухватить внимание за хвост, не позволяя ему ускользнуть.
  • Облегчить процесс выполнения домашнего задания. Детям которые не могут долго заниматься однообразной деятельностью рекомендуется выполнять упражнения поочередно по разным предметам, чередуя их с короткими перерывами, во время которых можно перекусить, сделать небольшую зарядку, поиграть.
  • Можно предлагать ребенку помочь вам. Например, подмести пол так, чтобы ни одной соринки на нем не осталось, доверить пришивание пуговицы к рубашке ему самому. Так вы не только научите ребенка сосредотачиваться, но и привьете ему навыки самостоятельности.
  • Помните во 2 классе нашим детям еще нужно время запомнить неизвестный предмет, если это возможно, то его нужно потрогать, погладить рукой, взвесить, даже понюхать, погладить, вот тогда ребенок поймет его своими чувствами, значит, и сумеет удержать внимание на нем.
  • Большое значение для ребенка имеет связь с эмоциями. Вот почему вам, родители, в объяснении, в рассказе нужно следить за интонациями своего голоса. Чем больше будет чувства в голосе, тем внимательнее ребенок будет слушать.
    Не забудьте о доброжелательной обстановке, дома должны царить только понимание и терпение!

В заключение хочется привести слова К.Д. Ушинского.

“Внимание – это именно та дверь
перед которой проходит все,
что входит в душу человека из внешнего Мира.
Только наше понимание и терпение
помогут обогатить внутренний мир ребенка,
развивать его и совершенствовать.

Заключительная часть.

Презентация “Обмани свой мозг”

Литература:

  1. Яничева Т.Г. Полезная книга для хороших родителей /С-П 2006.
  2. Шульгина В.П. 25 современных тем родительских собраний в школе/ Феникс, 2002.
  3. А.Ф. Ануфриева Как преодолеть трудности в обучении детей /Ось – 89, 2007.
  4. Артюхова И.В. Развитие мышления, внимания, памяти, саморегуляции у младших школьников. – М.: Чистые пруды, 2008.