Развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Разделы: Логопедия


Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Я работаю в г. Сосновоборске в детском саду учителем-логопедом.

Предлагаю вашему вниманию работу по развитию речи, (см. Приложение) в основу которой положен комплексно-тематический метод (Пожиленко Е. А.), направленный на развитие у детей лексико-грамматических категорий. Цель её, во-первых, расширить, обогатить активный и пассивный словарь детей; во-вторых, помочь в освоении грамматического строя речи русского языка.

Проблема овладения правильным русским языком – одна из многих, которая стоит перед обществом. По уровню речи можно сделать вывод об интеллекте человека, о его воспитанности и образованности. Развитие речи и обучение родному языку являются важнейшим условием ознакомления ребёнка с окружающим миром.

Главные направления в работе по развитию речи ребёнка – это обогащение словарного запаса; формирование грамматических навыков; отработка правильного произношения; развитие связной речи.

Развитие грамматического строя речи способствует пополнению, обогащению и активизации словарного запаса (активного и пассивного).

Структура работы по формированию лексико-грамматического строя речи следующая:

  1. Взаимоотношения слов и их значение (лексика).
  2. Словообразование.
  3. Словоизменение.

Известно, что для понимания речи недостаточно знания лексического значения слов. Ребёнок должен понимать связи и отношения между словами.

Например, умение подбирать антонимы и синонимы говорит о понимании ребенком смыслового значения слов. Это значит, что ребенок сможет более правильно, более точно и более образно выражать свои мысли. Так, работа с синонимами способствует воспитанию у ребенка «чувства языка».

В русском языке есть много слов, которые употребляются в прямом и переносном смысле. Понимание этого необходимо воспитывать у ребенка уже с дошкольного возраста, потому что в дальнейшем ребёнку будет непонятен смысл многих выражений. Речь идёт о привычных для нас выражениях время идёт золотые руки и т.п.

Очень важным для детей является овладение основными способами словообразования и словоизменения в самых элементарных, доступных пределах дошкольного возраста. Умение изменять слова, образовывать новые способствует развитию первоначальных навыков подбора родственных слов, а также подводит ребенка к пониманию морфологического состава слова.

У такого ребенка уже не возникнет проблем с русским языком, он будет более глубоко и точно понимать содержание учебных текстов по всем школьным предметам.

Данный материал поможет педагогам и родителям расширить, обогатить словарь дошкольника, а также заложить основу для успешного обучения в школе.