Влияние детского экспериментирования на становление социальной уверенности детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Восточная мудрость гласит: «Всё великое делается медленным незаметным ростом». Особенно важны первые шаги, движения, усилия. Н.Н. Поддьяков выделял особую детскую деятельность - экспериментирование, подчёркивая, что эта, «истинно детская деятельность», является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. В ней ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие предметы и явления с целью их более полного познания и освоения. Всякая экспериментальная деятельность имеет определённую цель. Способность достичь её даёт чувство уверенности в своих силах, успех приводит к осознанию собственной значимости, а это даёт социально-уверенное поведение, уверенность в любых жизненных ситуациях, чувство собственной значимости. Ребёнок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него пробуждается инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение ценить и восхищаться достижениями товарища, готовность прийти на помощь. Опыт собственных открытий – одна из лучших школ для социального развития. Социально уверенные дети – это дети, умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, внешним миром. Участие в экспериментальной деятельности даёт возможность лучше адаптироваться и преодолевать трудности, формирует положительное представление о себе – положительную Я-концепцию, которая определяется тремя факторами: чувством собственной значимости, осознанием собственной компетенции, убеждённостью в импонировании другим людям. Социально уверенный ребёнок верит в то, что он будет действовать успешно и правильно, добьётся положительного результата при решении трудных задач. Основной акцент в своей работе я делаю на реализации принципа активного участия детей в познании мира. Одним из инновационных подходов в организации развивающей среды является создание лаборатории природы «Почему? Как? Зачем?», уголка природы, постоянно действующей детской библиотеки «Почемучкины книги». Эспериментируя с детьми, используем разнообразные виды деятельности: поисковую, изобразительную, музыкальную; различные формы организации: интегрированные занятия, целевые прогулки, экскурсии, наблюдения, эколого-оздоровительные походы, постановки экологических спектаклей по произведениям Н.Сладкова, Е. Чарушина, В. Бианки, экологические праздники и социально-значимые акции («Добрая зима», «Отходы в доходы», «Чистый двор», «Берегите первоцветы»). Также необходимо отметить эффективность использования ТРИЗ и метода проектов («Книга», «Хлеб наш батюшка», «Мы коллекционеры», «Путь к здоровой улыбке»). Ситуации интересной деятельности способствуют накоплению необходимого опыта общения со сверстниками.

Организация экспериментальной деятельности в нашем детском саду проходит в условиях психологического сопровождения. Мониторинг по П.Торренсу и О.Дьяченко показал, что экспериментальная деятельность способствует развитию у детей творческого мышления, воображения, памяти, креативности. (Приложение1) Дети не замыкаются в привычных рамках, уходят от стереотипов к творческому мышлению.

Корреляционный анализ социальной уверенности дошкольников позволяет сделать следующие выводы:

  1. Существует прямая зависимость корреляция между уровнем социальной уверенности детей и социальным статусом в группе. При этом высокий уровень социальной уверенности соответствует более высокому статусному месту ребёнка в детском коллективе.
  2. Существует прямая связь между статусом ребёнка в группе и его личностными качествами. При этом, такие личные качества как уверенность в себе, открытость к общению в основном определяют высокий статус дошкольника в среде сверстников
  3. Нет корреляционной зависимости между уровнем социальной уверенности ребёнка и уровнем его общего познавательного развития, т.е. нельзя говорить, что общая эрудиция определяет высокий уровень социализации ребёнка в группе.

Таким образом, для успешной деятельности в будущем, для приобретения опыта социально уверенного поведения, для развития социальных способностей ребёнка, как нельзя кстати, применима мудрость древних китайцев: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».