Урок алгебры в 7-м классе. Обобщающий урок-путешествие по теме "Степень с натуральным показателем"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме, практическое применение полученных знаний при выполнении действий со степенями.
  • Развивать логическое мышление, математическую речь.
  • Воспитывать чувство дружбы, коллективизма, волевые качества, прививать любовь к родному краю.

Оборудование: карточки: с тестом, с/работой, лото, магнитофон, кроссворд, интерактивная доска, презентация (Приложение 1).

ХОД УРОКА

1. Организационные вопросы

2. Проверка домашнего задания (консультанты)

Перед вами три эталона эмоций, с помощью которых вы можете выразить свое отношение:
а)  в начале урока – к предмету;
б)  в конце урока – впечатление от урока.

Поднимите, пожалуйста, эталон эмоций, который соответствует вашему отношению к предмету. Спасибо.

3. Актуализация знаний

3.1. Определение степени с натуральными показателем.

3.2. Тест со взаимопроверкой

Вариант 1.

1. Представьте произведение в виде степени.

1) 17 . 17 . 17

а) 17 . 3
б) 173
в) 4913.

2) в . в . в . в . в

а) в5;
б) 5в;
в) 5в.

3) –0,3 . (–0,3) . (–0,3) . (–0,3)

а) 0,3 . 4
б) –0,34
в) (–0,3)4.

4) (в + с)(в + с)

а) (в + с) . 2
б) (в + с)2
в) в2 + с2.

2. Упростить выражение:

а)   . 4 . 5 . 3
б) 53 . ()4;
в) 53

Вариант 2.

1. Представьте произведение в виде степени

1)13 . 13 . 13 . 13

а)13 . 4;
б)134;
в) 28561.

2) а . а . а . а

а)  а4;
б) 4 . а;
в)  4а.

3) (– ) . (– ) . (– ) . (– )

а) (– )4;
б)(– ) . 4;   
в) –

2. Упростить выражение:

l)  7 . 7 . 7 . 7

a)  74 . ()3 
б)7 . 4 .     
в) 74.

2) (а + в) . (а + в) . (а + в) . 5 . 5 . 5   

а) (а + в)3 . 125 
б) 3(а + в) . 15

4. Решение упражнений (путешествие по городу).

4.1 Я вам предлагаю совершить экскурсию по городу, побывать в центре города, познакомиться с памятными местами. Ну, а чтобы дорога до центра города не была скучной я вам предлагаю повторить действия со степенями и устроить соревнование.
В дорогу разрешается брать с собой ум, смекалку, знания. Запрещается толкаться, ругаться, громко шуметь.
– Какие действия со степенями вы знаете?
– Как умножить степени с одинаковыми основаниями? (вопрос I ряду)
– Как разделить степени с одинаковыми основаниями? (вопрос II ряду)
– Как возвести степень в степень? (вопрос III ряду)

Итак, команде I ряда присваивается название «Умножение», II ряда – «Деление», III ряда – «Возведение».
Основной общественный транспорт в нашем городе – это автобусы. Ну, а чтобы нам отправиться в путь, водитель и кондуктор каждого автобуса сдают на права, а пассажиры занимают свои места и поднимают карточку с номером места.

46 * 0,256 = 1

Рисунок 1.

4.2. Итак, мы справились с I заданием и можем отправиться в путь. Я буду вашим экскурсоводом. Посмотрите, какая  прекрасная  погода,  настоящая русская зима с крепким морозом и снегопадом. Но, что такое мы не можем проехать?! Так много снега! Каждой команде предстоит рассчитать свой участок дороги.
Приглашаются  по 1 пассажиру от каждой команды для расчистки снега. (Собрать снежинки с верными ответами.)

4.3. Мы продолжаем наш путь. А впереди нас ждет еще трудное задание.
По диагонали, горизонтали и вертикали произведение степеней равно – а15. Заполнить пустые клетки прямоугольников.

    а6           а2   а6
  а3     а5     а5  
    а8 а4   а8      

Правильно ответив на вопросы команды получат законченные фотографии различных уголков нашего города. Слово командам.

4.4. И последний конкурс.

Продолжить фразу.

А) Умножение степеней –
Нет уж действия мудрей …

Б) При делении степеней
Сокращений не жалей …

В) Степень в степень возводи
По сторонам ты не гляди ...
Кондуктора подводят итог конкурса.

4.5. Вот мы с вами и в центре города. На дорогах нельзя отвлекаться, задумываться, играть. Перед нами светофор.
На верный ответ – зеленая карточка.
На неверный ответ – красная карточка, (с объяснением)

НЕТ                                                         ДА

А) 5 . 5 . 5 . 5 = 45                           Б) 34 = 3 . 3 . 3 . 3                       В)(–3)2 = –3 . 3 = – 9 
Г) 71 = 1
                                                       Д) 70 = 1
Е) 23 . 27 = 221
Ж) 23 . 27 = 410
З) 230 : 210 = 23

                                                        И) (х3)5 = х15

4.6. .А вот и книжный магазин. Давайте купим тетради с печатной основой по алгебре. Они нам пригодятся на уроках. Здесь очень интересные задания, но прежде чем к ним приступить проверим теорию.
Выбери верный ответ на вопросы теста №2 с самопроверкой (на магнитофоне).

I вариант II вариант
1. Отрицательное число в четной степени больше нуля. 1. Отрицательное число в нечетной степени больше нуля.
2. Положительное число в любой степени больше нуля. 2. Положительное число в любой степени больше нуля.
3. Положительное число меньше любого отрицательного числа в нечетной степени. 3. Число в нечетной степени есть число отрицательное.
4. Отрицательное число в четной степени есть число отрицательное. 4. Отрицательное число в четной степени больше нуля.
5. Отрицательное число в четной степени больше положительного числа. 5. Отрицательное число в нечетной степени есть число положительное.

Стр. 24 тетради. Сравнить!

(– 37)24 и (– 4)2;
(– 25)5 и 0;
(– 28)14 и 0.

4.7. Стихотворение «Ртищево мое не варит стали» стр. 151.

«Ртищево – России перекресток»

Ртищево мое не варит стали
И в забое уголь не кайлит,
Рельсами связав крутые дали,
День и ночь составами гремит.
Поезда несутся неустанно
Сквозь дожди,
Сквозь зной,
Сквозь снегопад.
Как рассвет приходят с Казахстана
И к Днепру закатами спешат.
«Скорые», разрезав ночь огнями,
К нам влетают в сонный городок.
С севера – холодными ветрами,
С юга – шумом моря и дорог.
Нам своими стали эти звуки,
Что всегда стремления полны, –
Колыбельной стали перестуки
Для моей приволжской стороны.
И путейцы, точно часовые,
Свой несут бессменный караул.
Чтобы пели дали голубые
И летел в сердца вошедший гул.
Ртищево – России перекресток,
Вот и все, чем город знаменит,
И живет он необычно просто,
День и ночь составами гремит.

Громов А.А. и Кузнецов И.А.

Ртищево возник как пристанционный поселок, а вот в каком же году Ртищево присвоили статус города мы сейчас с вами вычислим.

В нашем городе построены 2 памятника архитектуры. В 1889г. церковь «Александра Невского и ДК железнодорожников по проекту московских архитекторов. А вот в каком году я вам и предлагаю вычислить 2 способами.

5. Возвращаясь, я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу. И выбрать запрограммированный ответ: 

I вар.  Браво
II вар.  Верно

Листочки, написанные через копирку с самостоятельной работой собрать.

6.  Итоги урока (ответим на вопросы кроссворда).

Кроссворд.

  1. Итак, перед вами …  (степень)
  2. Где n принимает какие значения? (Натуральные)
  3. а – это … (Основание)
  4. n – называется… (показатели)
  5. Если отрицательное число возвести в четную степень, то получим ответ… (положительный)
  6. Если отрицательное число возвести в нечетную степень, то получим число… (отрицательное)
  7. Основное свойство дробей применяется при … (сокращение)

Поднимите, пожалуйста, эталон эмоций, который характеризует ваше отношение к уроку.

Домашнее задание: составить выражения со степенями, решить их и получить ответы:

1871 (год возникновения поселка)
149 – число улиц города.
80 – ? (как связано число с названием г.Ртищево)