Урок математики по теме "Приемы письменного вычисления в пределах 1000"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Познакомиться с приемами письменного вычитания.
  • Развивать вычислительные навыки, умение решать задачи.
  • Развивать познавательную активность.

Ход урока

Организационный момент.

Вычитанье, вычитанье!
Вычитанье как понять!
Это значит что-то надо
У чего-нибудь отнять.
Важные трехзначные
Числа встали в ряд
И такие числа
Мы будем вычитать

Презентация.

Значит какая задача стоит перед вами. (слайд № 1)

Тема: Мы знакомимся с приемами письменного вычитания трехзначных чисел. А это волшебное зеркало будет помогать нам. Урок у нас сегодня необычный - математика в сказке. К нам в гости пришел замечательный детский поэт и писатель Корней Иванович Чуковский. (слайд № 2) он написал очень много сказок. Мы сегодня отправимся в путешествие одну из его сказок.

Название этой сказки зашифровано в примерах, которые вы должны прочитать математическим языком и сказать ответы.

Каждому ответу соответствует определенная буква. Из этих букв вы должны составить слово.

85 : 85 = 1; 1 - А;
3 * 4 = 14; 14 - М;
58 - 35 = 23; 23 - Х; (слайд № 3)
63 : 3 = 21; 21 - У;

- Ребята, какое это слово? (муха)

- Как называется сказка? (муха - цокотуха)

- Чтобы сказка началась, мы должны еще выполнить задания.

- Сколько получится если сложить 48 и половину от 18 (57)

- 58 и третью часть от 15 (63)

- 70 и пятую часть от 45 (79)

Молодцы ребята! Итак, сказка начинается! Муха, муха цокотуха, позолоченное брюхо муха по полю пошла. Муха денежку нашла. Пошла муха на базар и купила самовар.

Вот какой самовар она приобрела

- Чтобы самовар вскипел нужно решить примеры по вариантам, потом:

Стр. 55 № 24 (1) - в печатной тетради (на доске). (взаимопроверка)

- Мы научились складывать трехзначные числа, а какие действия мы проверяем сложение

- Вычитанием

- Значит, какое действие мы будем выполнять трехзначными числами?

- Мы будем их вычитать

- Прочитайте выражение 637 273 (на доске)

- Как легче и быстрее найти значение этого выражения?

- Используя запись столбиком.

- Кто подскажет, как правильно записать 637 - 273?

- Кто знает кК вычитать?

- Молодцы ребята! Вы нашли алгоритм вычитания (слайд № 4)

- Применяя этот алгоритм, вы сейчас решите примеры в тетрадях.

- Открываем тетради и записываем число.

-Открываем учебники, находим стр. 60 №2 (у доски)

- Находим значение первого числового выражения с объяснением, у доски. Остальное самостоятельно.

- Проверка. Молодцы! я думаю, вы все научились вычитать трехзначные числа.

- Самовар вскипел. Угощение готово.

Физкультминутка.

- Бабочка красавица кушайте варенье

- Или вам не нравится наше угощенье

- Ой, куда бабочка улетела

- Сядем поудобнее, закроем глазки, послушаем, отдохнем.

- Откройте глазки. Давайте поищем бабочку глазками! Где она ребятки?

Вот она! Что она делает? А вы знаете ребята? А вы знаете ребята, бабочка пробует еду (сок, нектар) не хоботком, а средними лапками, а сосет уже хоботком.

Обо всем этом написано в книге "Внимательная энтомология" Энтомология - наука о насекомых. (слайд № 5)

- Приходите, тараканы я вас чаем угощу

- Смотрите, из всех щелей тараканы полезли.

- Сколько их приходило, если их было в 11 раз больше, чем 6.

- Тараканы прибегали, все тараканы выпевали. А букашки по 3 чашки с молоком и крендельком.

Букашками будете вы. Вы будете пить чай из этих чашек. Но для этого нужно сделать задания.

- Что напоминает записи под чашками.

- Эти ребусы.

- Чем отличаются ребусы в 1 столбике от ребусов во - втором столбике?

- В левом столбике не очень сложные, а в правом столбике посложнее. Задание на выбор. Или вы решаете ребусы в 1 столбике или во - втором столбике.

* х * = *1 *7 х 3 = 5*
* х * = *4 *6 х 2 = 9* (слайд № 6) проверка.

Приходила к мухе, бабушка пчела

Мухе Цокотухе меду принесла. Она пришла с заданием. Задание в учебнике (пишется краткая запись). (стр. 60 №6) ( было - ; Выдали - ;Осталось - .) один ученик работает у доски. Те, кто решили задачу, открываем печатную тетрадь и решаем (стр. 55 №22).

Решение задачи с составлением программы решения.

- Сказка продолжается

А кузнечик, а кузнечик ну совсем как человек Скок, скок за кусток, под мосток и молчок.

Посмотрите, какими прыжками скакал кузнечик.

Переведите данные в 1см, 3 м, 1 м, 15 см. (устно)

Дорисуй девятое (на логику). (слайд № 7)

Физкультминутка

Вдруг какой то старичок - паучок
Нашу муху в уголок поволок } шаг на месте

Хочет бедную убить
Цокотуху погубить } наклоны направо, налево.

Дорогие гости помогите,
Паука злодея зарубите. } приседание

Но жучки, червячки испугались
По углам, по щелям разбежались } бег на месте

И никто даже с места не сдвинется
Пропадай, погибай именинница. } садимся

Вот так друзья. Никто не помог, именинница в беде. Стыдно за таких гостей. Неприятно. А как бы вы поступили в такой ситуации. Но нам нужно отправиться в нашу сказку и решить задачи.

Варенье у мухи было вишневое с ягодками, запишите количество ягод. В этом числе 264 2 - сотни, 6 - десятков, 4 - единицы. Эти ягодки были с косточками, а без косточек было 3 единицы III разряда, 8 единиц II разряда и 5 единиц I разряда. 385

- Прочитайте числа, сравните, поставьте знак. НАСКОЛЬКО 264 < 385.

Жук проглотил 36 пирожков, а гусеница ? этого количества.

Сколько пирожков съела гусеница. 36+9=45

Проверка.

- Вдруг откуда - то летит маленький комарик

- И в руке его горит маленький фонарик.

Рассмотрим это фонарик под увеличительным стеклом.

На доске.

- Покажите квадрат и прямоугольник.

- сколько здесь треугольников (6)

Квадрат и прямоугольник (4)

Длина прямоугольника 6 см., ширина 2 см. найти Р.

Где убийца, где злодей? Не боюсь его когтей S=?

Давайте ребята поможем спасти муху.

Вам нужно верно назвать числа на паутине в порядке возрастания (слайд № 8)

Называют.

Муху помогают спасать все насекомые. А мы должны помочь насекомым, для этого нужно составить 2 выражения. Из этих чисел на вычитание, записать их в столбик и решить (на листочках).

Молодцы, ребята! Мы спасли муху. Пляшет муха с комаром!

Нынче муха цокотуха именинница!

Итог урока.

Вот и закончилась сказка, подошел к концу наш урок.

Он вам понравился? Чему вы научились на уроке? Спасибо вам всем за работу. Мне с вами было приятно работать.

Домашнее задание.

№ 4,7 - примеры, на + и - №7 - уравнения.