Классный час в 3-м классе "Дерево дорого плодами, а человек - делами"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: убедить детей в том, что большую пользу приносят дела, а не слова.

“Слова подобны листьям: дерево,
дающее их много,
приносит мало плодов”.
А. Поуп

Оборудование: электронная презентация, карточки с пословицами, большое дерево (из бумаги), детские грамоты.

Ход классного часа

С целью подготовки детей к восприятию материала целесообразно начать классный час с просмотра слайдов диафильма. Презентация

ЧЕРНОЕ СЕРДЦЕ

Неожиданно ветер пригнал большие тучи, и началась гроза. Промокший рыжий котенок долго искал, где укрыться от непогоды и, наконец, увидел совсем сухое место под машиной. Здесь холодные капли дождя не могли его достать. Вымокший, он, дрожа, свернулся комочком, а чтобы ветер не дул со всех сторон, прижался к заднему колесу машины. Котенок был совсем крошечный и несмышленый, потому что когда в машину сел человек и стал ее заводить, он даже не понял, какая страшная опасность ему угрожает, и продолжал прижиматься к колесу.

В это самое время мимо машины шел в школу какой-то мальчишка, грызя по дороге печенье. Вместо того чтобы спешить на урок, он вдруг остановился. Целую минуту он стоял под дождем, все чего-то ждал и не сводил глаз с машины.

- Интересно, куда машина поедет, назад или вперед, - думал он, - задавит или нет. Вскоре машина тронулась с места и поехала, а котенок остался лежать на месте...

- Повезло тебе, рыжий, живи и радуйся, что не задавили, - сказал мальчишка котенку и, засунув оставшееся печенье в рот, пошел своей дорогой.

Вопросы к тексту:

  1. Почему рассказ называется “Черное сердце”?
  2. Как бы вы поступили на месте мальчишки?
  3. Можно ли сказать, что у мальчишки не было внутри любящего и жалеющего человеческого сердца?
  4. Как вы думаете, если бы котенка раздавила машина, стал бы мальчишка его жалеть, почувствовал бы он угрызения совести?

Вывод: как вы считаете, что же важнее – слова жалости или помощь, конкретное дело? (Ответы ребят)

Учитель. А теперь давайте посмотрим историю, которая произошла с одним цветком.

Дети инсценируют рассказ “Стрекоза и дождевой червь”

СТРЕКОЗА И ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ

- Ах, какой бедный-бедный засыхающий цветочек, как мне его жаль, - сказала Стрекоза, когда увидела засыхающий Василек.

Ее слова услышал ползущий мимо Дождевой Червь.

- Правда ли, что цветок засыхает? - спросил он у Стрекозы.

- А то у меня нет глаз, и я совсем ничего не вижу.

- Правда, правда, - ответила Стрекоза.

- Честное слово, цветок наклонился почти к самой земле, а листья беспомощно обвисли и стали желтеть. Его корням, наверное, воды не хватает.

- Давай поможем Васильку, - предложил слепой Червь.

- Я разрыхлю под ним землю, чтобы корням легче было напиться воды, а ты собери оставшиеся капельки утренней росы и напои его.

Стрекоза молча улетела, а Червь стал работать. Он рыхлил землю вокруг Василька, размягчал твердые комки и убирал маленькие камушки, мешающие просачиваться воде. До самого вечера трудился Червь, но так и не дождался Стрекозы. Она так и не появилась, и Червь ее больше никогда в своей жизни не видел. А цветок ожил и продолжал радовать глаз окружающих долгое время.

Вопросы к тексту:

  1. Кто в этой истории по-настоящему помогал цветку?
  2. А как вы считаете, почему многие люди любят много говорить, а не делать что-то конкретное? (Потому что говорить легче, чем помогать, делать)
  3. Оказывались ли вы когда-нибудь в подобных ситуациях?

Игра “Собери пословицу”

- Ребята, существует большое количество пословиц, которые перекликаются с темой нашего классного часа. Сейчас давайте посмотрим, кто из вас лучше всех знает пословицы. Для этого конкурса нам нужны добровольцы. Из разрезанных карточек надо сложить пословицы. Тот выиграет, кто быстрее всех справится с заданием:

Нужны дела, а не слова.
Слово – серебро, молчание – золото.
О человеке судят по его делам, а не по словам.
Говори меньше – делай больше.

Учитель. Ребята, скажите мне, пожалуйста, у кого рядом с домом есть сад или полисадничек?

А какие растения растут в вашем саду? Чем они вам нравятся? Я предлагаю вам “посадить” в нашем классе необычное чудо-дерево. Вспомните про чудо-дерево К.Чуковского. Что на нем росло? А на нашем дереве будут расти необычные плоды – это ваши дела, ваши грамоты за достижения. Те ребята, которые пока еще не имеют каких-либо наград, могут прикрепить к нашему дереву поделки, которые умеют мастерить. (Дети прикрепляют к дереву свои грамоты, поделки)

Рефлексия. Что понравилось, не понравилось? С каким настроением уйдете домой?

Закончить наш классный час хочу словами английского писателя и поэта А. Поупа: “Слова подобны листьям: дерево, дающее их много, приносит мало плодов”. Этими словами писатель еще раз попытался донести до нас с вами такую мысль – надо больше делать и меньше говорить.