Литературное чтение

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Познакомить с новой сказкой. Развивать навык осознанного, выразительного чтения и речь учащихся.

Задачи урока:

  • Систематизировать знания учащихся о прочитанных сказках.
  • Учить сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать фантазию, воображение, умение давать полный связный ответ.
  • Прививать любовь к чтению.

Оборудование: Экран, мультимедийный проектор, Учебник по чтению 2кл. 2 ч., авторы: В.Г. Горецкий. М. В. Голованова., Л.Ф. Климанова. « Русские народные сказки» автор Ю.Г. Круглов фигурки гномиков, рисунки детей к сказкам, выставка книг: «Сказки народов Дагестана», «Сказки Киргизии», «Сказки народов Амура» и др., слова – высказывания известных авторов: «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». А.С. Пушкин. «…русские сказки — память нашего давно минувшего, хранилище русской мудрости» Н.А. Некрасов.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель читает стихотворение:

О чём-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…..
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски….
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходят сказки.
(Ф. Кривин)

(Приложение 1. Слайд № 1)

– Кто догадался, чему будет посвящён наш сегодняшний урок чтения? (сказке)

2. Работа над артикуляцией звуков.

У нас сейчас урок чтения, а для работы на уроке чтения нам нужен помощник — наш язычок. Давайте подготовим его. Выполним упражнения:

А) «Крошки» - (Оближем язычком зубки, губки.)

«Жало» - (Вытягиваем язычок и шевелим им.)

«Лошадки» (Цокаем язычком, изображая стук копыт по мостовой.)

В) А теперь потренируем его, читая скороговорку, выражая радость и гордость за птицу.

«Не велика птица синица, а умница». (Приложение 1. Слайд № 2)

– Сначала читаем про себя тихо, потом громче и громко. (2-3 уч-ся по одному)

3. Язычок наш готов, теперь подготовим наш мозг.

К данным словам подберём антонимы.

– А что такое антонимы? (Слова противоположные по смыслу.) (Приложение 1. Слайд № 3)

Глупый – (умный)
Слабый – (сильный)
Добрый – (злой)
Лживый – (честный)

 

 

Плохой – (хороший)
Мрачный – (весёлый)
Трудолюбивый – (ленивый)
Трусливый – (храбрый)

4. Проверка домашнего задания.

– Мы читали песни, потешки, загадки, сказки.

– К какому разделу мы отнесём все эти произведения?

(– Народный фольклор.)

– К какому литературному жанру мы отнесём сказки?

(– Сказка – это художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического, Сказка обязательно чему-то учит.)

– Какого жанра бывают сказки?

(– Волшебные, бытовые, про животных.)

– Чем сказка отличается от другого произведения?

(– В сказке могут говорить звери, растения, с ними происходят необычные приключения.)

– Кто сочиняет сказки?

(– Народ, писатели.)

– Как называются сказки, которые написали писатели?

(– Литературные.)

– Кого из писателей сказочников вы знаете?

(Дети называют.)

– А как называются сказки, которые написал народ?

(– Народные)

– В России проживают люди разных национальностей. И каждый народ слагает свои сказки. Поэтому сказок много. Много сказок мы уже прочитали из этой книги, а много ещё предстоит прочитать.

5. Сказки каких народов вы прочитали и какие запомнили?

(Называют сказку и национальность.)

А) Кто расскажет понравившуюся сказку и покажет свой рисунок к сказке? (2-3 уч-ся)

В) Чтение по ролям сказки «Иванушка-дурачок».

С) Инсценирование сказки «Чудесная шуба».

6. Повторение изученного.

– К нам на урок пришли гномики – «Загадалка, Забывалка, Путалка» (Приложение 1. Слайд № 4)

– Загадалка придумал для друзей занимательную викторину. Узнайте из каких сказок эти строки?

(У учащихся на карточках отрывки из сказок, они их зачитывают.)

(Приложение 1. Слайд № 5)

1 уч-ся «…Послал барин за бедным мужиком и велел делить. Бедный мужик взял одного гуся - дал барину с барыней и говорит….» (Русская народная сказка « Как мужик гусей делил».)

2 уч-ся «…Отправились цыплята. Шли- шли и видят: в огороде за качаном капусты, сидит улитка. Сама большая, рогатая, а на спине хатка стоит….» (Словацкая сказка « У солнышка в гостях».)

3 уч-ся «…Выбежал богатый к нему навстречу, под руки в дом повёл, за стол усадил, потчует дорогого гостя: – Ешь милый человек! Пей на здоровье! – А потом и спать его уложил---пуховую перину ему дал». (Латышская сказка «Два брата».)

4 уч-ся «…А спорить с отцом тоже не станешь: уж отец как скажет, так на том и стоит. Отцовское слово — точно гора каменная. Каменную гору не сдвинуть, отцовское слово не изменить». (Грузинская сказка «Заработанный рубль».)

7. Гномик Забывалка любит читать сказки про животных. Названия некоторых животных он спрятал внутри слов и забыл. Вам нужно ему помочь. (Приложение 1. Слайд № 6.)

Василиса, стрекоза, барак, баранка, волкодав.

8. А гномик Путалка целую неделю читал сказки. Он задрал свой носик кверху и стал перечислять названия сказок, которые прочитал, но кажется что—то перепутал. (Приложение 1. Слайд №..)

(Приложение 1. Слайд № 7)

Царевна-индюшка,
По собачьему велению
Иван-царевич и зелёный волк

 

 

Лапша из топора
У страха уши велики
Сивка-будка

(Дети исправляют.)

Физкультминутка.

Гуси серые летели,
На лужайку тихо сели,
Походили, поклевали,
Потом быстро побежали.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули? Снова в путь!

9. Работа над новой темой.

– Ребята, а вам какие сказки больше нравятся : волшебные, бытовые или про животных ?

(Приложение 1. Слайд № 8)

А) – Сегодня прочитаем русскую народную сказку «Золотой топор» .

– Сказку читают хорошо читающие дети. (2-3 уч-ся)

– К какому жанру сказок вы отнесёте эту сказку? – Почему?

– Что случилось с бедным братом?

– Что за старик появился в лесу?

– За что он наградил бедного брата?

– А за что наказал богатого?

– Какую сказку напоминает нам эта сказка?

– Чем они похожи?

Б) Повторное чтение сказки (Цепочкой).

– Каких людей любят на Руси, а каких осуждают?

– Чему научила вас эта сказка?

В) Работа с пословицами : (Приложение 1. Слайд № 9)

– Какие из пословиц и поговорок подходят к содержанию сказки?

Дал бы дружку пирожка, да у самого ни куска.

Чёрствое сердце не знает благодарности.

В благополучии человек сам себя забывает.

Добра себе желаешь — делай добро.

Каких только чудес не бывает на свете.

(Дети выбирают, подтверждают цитатами из текста.)

11. Итог урока.

– Какое произведение мы с вами читали?

– Какова же главная мысль этой сказки?

– Ребята, обратите внимание на выставку книг. Что вы видите? Некоторые сказки вам знакомы, а некоторые вы ещё не читали. Обменивайтесь книгами, читайте сказки и пусть они учат вас быть добрее к людям, к своим друзьям.

12.. Домашнее задание:

Перечитать сказку, научиться её рассказывать и читать по ролям.

(Приложение 1. Слайд № 10) Молодцы, ребята!