Реализация требований стандарта второго поколения при изучении окружающего мира в рамках УМК "Школа России"

Разделы: Начальная школа


Стремительно развивающийся современный мир выдвигает новые требования к развитию личности человека, его профессиональной подготовке. Современное образование рассматривается во всем мире как важный фактор становления и развития личности, как неотъемлемая часть социокультурной среды, в которой живет человек.

Особая роль отводится начальному образованию как основы для формирования личности, развития духовного и интеллектуального потенциала ученика. Именно особенности воспитания и обучения начального образования определяют траекторию развития личности ребенка в среднем и старшем звене школы и его дальнейшее профессиональное становление.

За последнее десятилетие начальная школа стала одним из самых инновационных направлений развития российского образования. В настоящее время действует более 15 учебно-методических комплектов, представляющие как традиционную систему обучения, так и авторские системы.  Сегодня младшие школьники вполне успешно справляются с заданиями, требующими применения знаний, умений и навыков. Вместе с тем, эксперты отмечают неумение выпускников начальной школы пользоваться арсеналом разных учебных средств в новой, незнакомой, нестандартной учебно-практической ситуации.  Это ставит под угрозу успешность дальнейшей учебной деятельности в условиях возрастания информационного объема, требований к уровню профессиональной подготовки, развития личности.

Педагогическое сообщество реагирует на очевидную ситуацию, обсуждая принципиально новые подходы, ориентации образования не на передачу системы знаний, а на формирование практически необходимых компетентностей. При этом  существующая система образования не подвергается резким изменениям ее установок и структур.  Альтернативой является использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, формируя у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития. Активность обучающегося является целью обучения. Сегодня наметился переход к проблемному обучению, которое непосредственно связано с реальной жизнью. В связи с этим меняется характер взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками с простой трансляции знаний к сотрудничеству.

Федеральные государственные стандарты нового поколения  нацелены  сократить разрыв между требованиями современности  и результатами образовательной программы. Формирование ключевых компетентностей становится сегодня главной целью обучения, так как дает возможность ученику повысить свои учебные достижения.

Каковы основные группы результатов устанавливает стандарт? Их три: личностные, метапредметные и предметные. Раскроем смысл каждого.

Под личностными результатами в стандарте понимается развитие мотивов и смыслов учебной деятельности, формирование внутренней позиции школьника. Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности (планирование, контроль). Под  предметными результатами понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности и получение нового знания. Предполагается, что в результате изучения всех предметов в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные  и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Уточнить данные понятия мы можем с помощью пособия «Планируемые результаты начального общего образования» [1], выпущенного в рамках серии «Стандарты второго поколения».
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение. 

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий младшие школьники приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Для того, чтобы реализовать новый подход в обучении, учителю необходимо не только подобрать новые методы обучения, научиться сотрудничать, но и иметь в руках учебно-методический комплект, помогающий достичь высоких результатов.

Рассмотрим, как на примере изучения раздела «Природа России», 4 класс (УМК «Школа России» под. редакцией А.А.Плешакова) учитель может реализовать требования стандарта.

Серия «Зеленый дом» А.А. Плешакова издается с 1997 года. Раздел «Природа России» программы «Мир вокруг нас» 4 класса открывает обширную тему природы родного края. Все материалы раздела направлены на помощь ученику в осознании «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности  человека за общее  благополучие. Структура раздела опирается на знания предыдущего материала, что обеспечивает преемственность и   успешность учебной деятельности. Материал раздела достаточно насыщен новой информацией.

Остановимся на возможностях развития каждого  учебного универсального действия с помощью раздела «Природа России» в учебнике для 4 класса.

Личностные универсальные учебные действия.

Задания, опирающиеся на личный опыт  детей   в начале раздела, предлагающие  организовать выставку  с детскими фотографиями   формируют учебно-познавательный интерес к новому  материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. В конце каждой темы есть анонс следующей, настраивающий восприятие ребенка, пробуждающий интерес. Материал любой темы насыщен научными доступными детям фактами. Как было отмечено ранее, авторы сделали акцент в учебном материале на осознании ребенком  принадлежности своей родине. Также этой цели способствуют такие задания: «Напиши маленькое сочинение на тему: Как я представляю себе Россию, глядя на карту».  Формированию ориентации в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих людей способствуют задания по изучению состояния природы, угрожающих ей факторов, деятельности людей, разрушающей экологию. Благодаря доступности изложения  материала у школьников легко формируются и развиваются представления о многочисленных взаимосвязях в живой и неживой природе, создается общее понятие о природе, её материальном единстве. Авторы учебника включают наиболее интересные факты, эмоционально окрашенное  изложение, тем самым формируя устойчивый познавательный интерес, пробуждая внимательное отношение к живой природе. Запоминание материала обусловлено повторением основных понятий в разном контексте.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Ребята учатся преобразовывать практическую задачу в познавательную с помощью заданий такого рода: «Из газет, журналов или у старших постарайся узнать о том, каким уголкам природы России по вине человека угрожает опасность. Что делается для их охраны и восстановления?». Осуществлять пошаговый и итоговый контроль помогают разнообразные практические задания в тетрадях. Например, после задания узнать животных степей по фрагментам и подписать названия животных идет задание проверить себя по учебнику.

Познавательные универсальные учебные действия.

Наряду с заданиями в учебнике, тетради, материалами в атласе-определителе «От земли до неба» и  книге «Зеленые страницы» есть задания подготовить сообщение о животных, растениях какой-либо природной зоны по дополнительной литературе. Таким образом, ребенок научается осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, выделять существенную информацию из текстов разных видов, при возможности осуществлять поиск с использованием Интернета. Творческое задание в конце раздела: «Представьте с друзьями, что вы ученые и отправляетесь в научную экспедицию в пустыню. Напишите рассказ об этом» позволяет научиться строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его особенностях, осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков. Интересны задания по подготовке устного сообщения о животных и растениях той или иной природной зоны, которые особенно заинтересовали учащихся. Названия тем дают возможность учителю подготовить восприятие детей и пробудить познавательный интерес перед началом ее изучения, например: «В пустыне вовсе не пусто».

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Тема «Равнины и горы» начинается с изучения физической карты России с опорой на опыт детей, предлагается рассказать о впечатлениях от поездок в разные уголки страны. Вопросы из рубрики «Подумай!» дают ребенку возможность, опираясь на полученную информацию, формулировать собственное мнение и позицию, учитывать разные мнения других людей. Продолжать формировать коммуникативные универсальные учебные действия можно через организацию  коллективной работы на уроке. Этому способствуют такие виды работ в тетради, как задание: «Подумай и напиши, какие экологические проблемы пустыни выражены этими знаками». Задание требует от каждого участника группы умения аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, а также умения работать с информацией, представленной в разных формах (текст, схема).

Краткий анализ материала и заданий раздела «Природа России» показал соответствие федеральным государственным стандартам общего образования второго поколения. Авторы заложили достаточно заданий и упражнений для развития всех универсальных учебных действий, вопросов для  самоконтроля. Каждая представленная  тема ориентирована на нравственное, экологическое, эстетическое воспитание. Задания имеют различную степень сложности.  В  разделе представлены различные виды иллюстраций: схемы, таблицы, рисунки, фотографии. Большое количество  материала представлено в УМК для внеклассной работы. Раздел «Природа России» помогает  достижению  высоких метапредметных и предметных  результатов начального образования. Полученные знания могут применяться как в рамках образовательного процесса, так и при решении жизненных ситуаций. Например, информация: «Как разводить костер», «Человек у моря» и др.

Из всего вышеперечисленного отметим, что сегодня у нас есть  учебник «Мир вокруг нас», который полностью поддерживает возможность достижения высоких результатов учебной деятельности, продиктованных стандартом второго поколения.

Дополнительная информация

Состав УМК:

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Программа и планирование учебного курса. 1-4 кл.
  2. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учеб. для 1-4 кл. нач.шк. М.: Просвещение, 2007
  3. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель.
  4. Плешаков А.А. Великан на поляне.
  5. Плешаков А.А. Зеленые страницы.
  6. Плешаков А.А. и др. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1, 2 (ч. 1, 2),3 (ч. 1, 2),4 (ч. 1, 2) кл.
  7. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. «Тесты» (к учебнику «Окружающий мир») 1,2,3, 4 кл.
  8. Плешаков А.А. и др. Окружающий мир. Поурочные разработки. 1,2,3, 4 кл.
  9. Левитан Е.П. Путешествие по Вселенной. Книга для чтения.

Литература.

1. Алексеева С.В., Анащенкова С.В., Биболетова М.З. Планируемые результаты начального общего образования. М.:Просвещение, 2009
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.М.:Просвещение, 2009
3. Демидова М.Ю., Иванов С.В., Карабанова О.А.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. В 2 ч.Ч.1, М.:Просвещение, 2009
4. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учеб. для 4 кл. нач.шк. М.: Просвещение, 2007
5. Плешаков А.А. и др. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 кл. ,ч. 1.