К вопросу об адаптации ребенка в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками


Редко можно встретить родителей, которые с приближением того момента, когда их ребёнок должен пойти в ясли или детский сад, не испытывают тревоги. Больше всего волнений связано с мыслями о том, насколько быстро ребёнок привыкнет, адаптируется к новой обстановке, не будет болеть. Эти тревоги имеют под собой основание, поскольку известно, что изменение социальной среды может сказаться и на психическом и на физическом здоровье детей.

Поступление в дошкольное учреждение всегда сопровождается для ребёнка определёнными психологическими трудностями. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Особенностями дошкольных учреждений являются, во-первых, длительное совместное пребывание довольно значительного числа сверстников, что увеличивает возможность перекрёстного инфицирования и приводит к более быстрому, чем в семейных условиях утомлению детей. Во-вторых, определённые педагогические стандарты в подходах к детям несколько сковывают индивидуальность детей, что может при неправильном воспитании привести к отрицательным проявлениям в поведении. Определённые социальные условия требуют соответствующих этим условиям форм поведения.

Термин "адаптация" обозначает приспособление. Таким образом, адаптация как приспособление организма к новой обстановке включает широкий спектр индивидуальных реакций в зависимости от психофизиологических и личностных особенностей ребёнка, конкретного характера семейных отношений и воспитания, условий среды обитания.

Мы обозначили факторы, которые способствуют успешной адаптации ребёнка к детскому саду: создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе; работа с родителями, которую необходимо начинать до поступления ребенка в сад; правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленная на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок - ребенок".

Созданию эмоционально благоприятной обстановки в группе способствует предварительная работа с родителями еще до поступления ребенка в детский сад. В нашем детском саду мы организовываем экскурсии по детскому саду и группе для ребенка и его родителей, проводим дни открытых дверей. Также приглашаем родителей на совместные прогулки за несколько дней до прихода в группу, чтобы ребенок познакомился с детьми, с которыми будет ходить в группу.

Чтобы адаптация прошла более успешно, с родителями мы проводим беседы и консультации на темы: "Психологические особенности развития детей дошкольного возраста", "Режимные моменты в детском саду", "Если ваш ребенок плачет" и др., где даются общие рекомендации, проводится анкетирование родителей с целью выявления индивидуальных особенностей ребенка.

Для того, чтобы сформировать эмоциональные контакты между ребенком и воспитателем, ребенком и другими детьми мы используем игровые приемы, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем, на освоение окружающей среды ребенком, что приносит очень неплохие результаты. Приведем примеры некоторых из них, которые мы используем в своей работе во второй младшей группе с детьми трёх лет.

ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ!

Дети с воспитателем становятся в круг. Ведущий держит мяч (для этой игры лучше использовать надувной мяч, так как, во-первых, он легкий и неприятности при его ловле исключаются, а во-вторых, он обычно яркий, красочный, что, безусловно, привлекает малышей.), называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок ловит мяч, называет свое имя и имя следующего участника игры. Здесь важно участие воспитателя, так как дети быстрее запоминают его полное имя, и он может называть по имени тех детей, которых группа еще не запомнила. Обычно малыши с удовольствием играют в эту игру!

РАЗДУВАЙСЯ, ПУЗЫРЬ!

Дети с воспитателем делают тесный кружок - это "сдутый" пузырь. Все начинают его "надувать": наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом "вдувании" делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу со словами: "Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой.

Оставайся такой, да не лопайся!"

Получается большой, растянутый круг. Затем ведущий (сначала это воспитатель, а позже - кто-то из детей) говорит: "Хлоп!" - пузырь лопнул. Все должны расцепиться и сбежаться к центру круга (сдулся) или разбежаться по комнате (разлетелись пузырьки).

ЗАЙКА

Заинька-зайка,
(Дети прыгают, поджав руки, имитируя зайку.)
Маленький зайка,
(Садятся на корточки, показывают рукой вершок от пола.)
Длинные ушки,
(Дети приставляют ладошки к голове - "ушки".)
Быстрые ножки.
(Побежали.)
Заинька-зайка,
Маленький зайка,
(Движения повторяются.)
Деток боишься,
Зайка-трусишка.
(Дети обхватывают себя руками, изображая страх, "дрожат".)

МИШКА

Мишка, мишка косолапый,
Мишка по лесу идет,
(Приподнять плечи, руки округлить, носки ног повернуть внутрь, идти переваливаясь.)
Мишка хочет сладких ягод,
(Погладить себя по животу, облизнуться.)
Да никак их не найдет.
(Оглянуться по сторонам, пожать плечами.)
Вдруг увидел много ягод
И тихонько зарычал.
(Показать указательным пальцем, на лице - восторг, двумя руками "собирать" ягоды в рот.)
Подошли к мишутке детки,
(Помаршировать.)
Мишка громко зарыдал.
(Кулачками потереть глаза, изобразить плач.)

(Возможен более оптимистичный конец, тогда последняя строчка будет звучать так: "Мишка ягодки им дал".)

ЧЕЙ ГОЛОСОК?

Дети садятся полукругом, ведущий - впереди всех спиной к играющим. Кто-нибудь из детей окликает ведущего по имени. Ведущий, не оборачиваясь, должен назвать того, чей голос он услышал. Можно ввести какой-либо персонаж и условные слова. Как всегда, воспитатель наравне с детьми участвует в игре. Сначала дети окликают ведущего обычным голосом, со временем, когда они хорошо узнают друг друга, можно специально изменять интонацию, высоту голоса для затруднения узнавания.

НАЙДИ ИГРУШКУ

Ведущий (сначала воспитатель, потом - дети) прячет небольшую игрушку в группе, в одном из ее помещений, после чего предлагает остальным найти ее. Сначала ее найти не так сложно, например:

"Игрушка лежит на подоконнике в приемной (раздевалке)".

Затем - сложнее: "Игрушка лежит в спальной комнате, под подушкой на Надиной кровати". После того, как игрушка найдена, надо сказать, что она там делала (собиралась на прогулку, спала и т.д.).

Освоив группу, можно переходить к более тесному знакомству с детским садом и его работниками. Начинать лучше с экскурсий по саду (целесообразней организовывать тематические экскурсии: на кухню, в медицинский кабинет, в кабинет заведующей и т.д.), знакомиться с людьми, работающими там.

ЧЬИ ВЕЩИ?

Цель: закрепить имена работников детского сада.

Для этого необходимо заготовить атрибуты для различных профессий (градусник - медсестра, половник - повар, стиральный порошок - прачка, гармошка - музыкальный работник и т.д.). Воспитатель говорит, что к ним в группу приходили разные люди, и все они забыли какую-нибудь свою вещь. И просит ребят помочь разобраться - сам он не помнит, где чьи вещи.

Дети должны не просто назвать профессию, но и назвать имя хозяина этой вещи. Например: "Этот градусник оставила Вера Александровна, наша медсестра". Когда все вещи будут опознаны, можно их раздать детям (или вещь берет тот, кто правильно назвал ее хозяина), которые должны сыграть роль: медсестра измерит детям температуру, прачка постирает кукольную одежду, повар сварит и угостит всех вкусной кашей и т.д.

Социальная значимость игры заключается в том, что в процессе общения со сверстниками у ребенка формируются навыки взаимодействия: он учится согласовывать свое мнение с другими, подчиняться правилам, регулировать поведение в соответствии с отведенной ролью, оказывать помощь товарищам и т. д. Ведущей деятельностью дошкольника является игра - своеобразный способ переработки полученных из окружающей жизни впечатлений. Поэтому с помощью использования игр мы стараемся заложить предпосылки для успешной адаптации ребёнка в новом коллективе сверстников и сотрудников детского сада.

Литература.

1. Ватутина Н.Д. Ребёнок поступает в детский сад: пособие для воспитателей дет. сада /под ред. Л.И.Каплан. - М.: Просвещение, 1983

2. Воспитание детей раннего возраста: пособие для воспитателей дет. сада и родителей/ Е.О.Смирнова, Н.Н.Авдеева, Л.Н.Галигузова и др. - М.: Просвещение: учеб. лит., 1996.

3. Калинина Р.Р. "Тренинг развития личности дошкольника" Санкт-Петербург, изд-во "Речь", 2002