Урок окружающего мира в 3-м классе "Разнообразие животных"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Создать условия благоприятную атмосферу для совместного поиска знаний и творческой деятельности учащихся.
  2. Систематизировать и расширить представление детей о разнообразии растений и животных.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе, стремление охранять природу и заботиться о ней.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение. Слайд №2

О чем мы говорили на прошлом уроке? (О разнообразии растений).

Сейчас я буду загадывать загадки, а вы должны определить о каком растении идет речь.

a)

Белые горошки на зеленой ножке.

(Ландыш).

Слайд №3

b)

К какой группе относится это растение? (Цветковые) Слайд №4
Каких представителей этой группы вы можете назвать?

c)

Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава.

(Мох).

Слайд №5

Как называется группа, к которой относится это растение? (Мхи) Слайд №6

d)

Что летом и зимой в рубашке одной?

(Сосна, ель).

Слайд №7

Как называется группа, к которой относится эти растения? (Хвойные) Слайд №8

А какие еще растения входят в эту группу?

e) Ребята, скажите, какие группы мы с вами не назвали?

Папоротники. Слайд №9
Водоросли. Слайд №10

А теперь давайте еще раз перечислим все виды растений.

Цветковые;
Мхи;
Хвойные;
Папоротники;
Водоросли.

Слайд №11

Какая наука занимается изучением растений? (Ботаника).

III. Новый материал.

Слайд №12

Посмотрите на экран, рассмотрите картинки.

Как вы думаете, о ком сегодня пойдет речь? (О животных)

Слайд №13

Сегодня мы покидаем царство растений и переходим к изучению животных. Мы рассмотрим классификацию животных и их групповые признаки.

Наука о животных называется зоология. Это еще один из разделов биологии.

Ученые – зоологи делят царство животных на большое число групп.

Какие группы мы можем выделить?

Рыбы;
Насекомые;
Земноводные;
Пресмыкающиеся (рептилии);
Птицы;
Звери (млекопитающие).

1. Посмотрите на экран. Животные какой группы изображены на картинке? (Звери) Слайд №14

По какому признаку их объединили в эту группу? Слайд №15

Тело каждого зверя имеет разную форму и размер, но части тела у всех одинаковые. Тело покрыто шерстью. Они легко приспосабливаются к разнообразным условиям жизни. Звери рождают живых детенышей и вскармливают их молоком. Отсюда и название – млекопитающиеся.

А сейчас откройте учебник на с.68. Давайте прочитаем, что написано о этой группе в учебнике.

Ребята, назовите еще раз основные признаки млекопитающихся.

2. А сейчас посмотрите на экран.

Какие животные изображены? (Летучая мышь, кит, крот).

Я хочу познакомить вас с этими необычными животными, которые тоже относятся к группе зверей, но имеют необычное строение тела.

Крот. Обратите внимание на лапы крота. Что в них особенного? (Передние лапы большие) Как вы думаете, почему?

Лапы крота превратились в лопаты, которыми ему приходится очень много работать. Лапы у него сильные, большие, с длинными крепкими когтями. У него под землей есть и спальня, и длинные коридоры, где он охотится. Крот роет ходы очень быстро. Он выкапывает особые ходы к воде – лужам и ручьям. На зиму кроты уходят вглубь, где земля не промерзает. Длина крота 12,5 – 15 см, хвост до 2,8 см. рождается обычно 4 -5 детенышей.

Кит. Вместо ног – плавники и нет шерсти. В группе зверей самое большое животное. С помощью плавников плавает, тело его скользит в воде. У него нет шерсти, но есть несколько одиночных волосков на голове. Они очень чувствительные и помогают ему находить пищу. Киты дышат легкими и рождают живых детенышей, которых кормят молоком. Длина самого большого кита более 20 м, а вес более 100 тонн. Самый маленький длиной 1-2 м. Бывают зубатые и усатые киты. У зубатых 270 зубов. Свою добычу они не жуют, а заглатывают.

Летучая мышь. Что необычного в строении летучей мыши?

Вместо лап – крылья. Это единственное летающее животное в группе зверей. Они питаются насекомыми. Живут в щелях домов, дуплах, расщелинах скал и пещерах. Охотятся они ночью или в сумерки. Днем спят, прицепившись к ветке или скале вниз головой.

3. Рассмотрите следующую группу животных. Слайд №17

Как она называется? (Птицы).

По какому признаку их объединили? (Тело покрыто перьями). Слайд №18

Умение летать не является признаком птиц. Есть птицы, которые не летают – это страус и пингвин (Слайд № 19), но их тело покрыто перьями.

Страусы не умеют летать. Крылья им служат для украшения. У них очень сильные и длинные ноги, на которых они бегают так же быстро, как лошади. Едят траву, гусениц, ящериц и мелких жучков.

Пингвин морская птица. Хорошо ныряет и плавает, добывая себе пищу: рыбу, крабов, рачков. Не умеют летать, т.к. вместо крыльев лапы-ласты, которые помогают им плавать. Их тело покрыто густым непромокаемым оперением.

Найдите описание этой группы в учебнике, прочитайте.

Какой основной признак этой группы? (Тело покрыто перьями).

Физминутка.

4. Следующий вид, о котором пойдет речь, обитает на суше, но и в воде чувствует себя прекрасно. Органы передвижения – конечности, изгибание тела. Тело покрыто роговыми чешуйками или панцирем, которые защищают от повреждений. Питаются насекомыми, гусеницами, лягушками, но есть среди них и хищники. Слайд №20

О какой группе идет речь? (Пресмыкающиеся (или рептилии)).

Какие животные относятся к этой группе?

Прочитайте описание этой группы в учебнике.

5. Посмотрите на экран. Какие животные изображены? (Лягушки, жабы, тритон). Слайд №21

Как называется группа, к которой они относятся?

Земноводные. Слайд № 22

Как вы думаете, почему их так назвали? (Живут и в воде и на суше).

Найдите описание этой группы в учебнике.

6. А сейчас я перечислю основные признаки следующего вида, а вы догадайтесь о ком пойдет речь.

Эти животные живут в воде, тело покрыто чешуей, передвигаются при помощи плавников, дышат жабрами.

Это рыбы. Слайд №23

Каких представителей группы рыб в знаете?

Найдите описание этой группы в учебнике.

7. Какую группу мы с вами не назвали? (Насекомые) Слайд №24

По какому признаку выделили эту группу?

6 ног – 3 пары, 1 пара усиков, 1-2 пары крыльев, тело разделено на 3 части.

Давайте прочитаем описание этой группы в учебнике.

Итог: с какими группами животных мы познакомились?

IV. Закрепление.

1. У вас на партах лежат листочки со схемой, а отдельно основные признаки животных. Вам надо соединить название группы с ее признаками. (Работа в парах).

2. А теперь давай те проверим, как вы выполнили задание.

Посмотрите на экран и сравните с вашей схемой. Слайд № 25

Эти существенные признаки вы должны запомнить.

V. Итог.

VI. Домашнее задание.