Изготовление тренажеров для запоминания математических терминов

Разделы: Начальная школа


“Как сложны для запоминания сумма, множитель и вычитаемое!.......”

Не редко нам учителям приходится слышать такие слова от наших воспитанников. Многим ребятам очень сложно даётся запоминание математических терминов: периметр, площадь, а особенно название компонентов вычитания, сложения, умножения и деления. А ещё более сложная задача установить взаимосвязь между этими компонентами.

Чтобы облегчить детям задачу я сочинила песенки и стишки “математические запоминалки”. Дети без труда их заучивают и используют в учебном процессе.

Это песенка на мотив песни Э.С.Пьеха “Сосед”.

По двору ходил делитель
Думал, чтобы поделить
Повстречал делимое
Большое и красивое
Если делимое поделить
Можно частное получить
Вы запомните друзья
Это путать нам нельзя.

Песенка на мотив “Точка, точка, запятая. Вышла рожица кривая....”.

Множим, множим, умножаем
Произведение получаем
И улыбка во весь рот
Нет ни горя, ни забот.

Посмотрите в этом доме
Два слагаемых живут
Два слагаемых сложили
Тут же сумму получили.

Уменьшаем уменьшаемое
Вычитаем вычитаемое
Получаем разность
А на лицах ясность.

Формулы вычисления периметра и площади помогают усвоить такие стишки “формулы”

По периметру хожу
Все сторонушки сложу.

Кто площадь мне найти поможет
Длину на ширину умножит.

Чтобы научить детей устанавливать связи между математическими компонентами я предложила ребятам своими руками смастерить тренажёр.

1. Из цветного картона приготовьте три разноцветные полоски. С правой стороны горизонтально напишите название компонентов. Например: сумма, 1 слагаемое, 2 слагаемое. Справа, вертикально напишите знаки сложения и вычитания. Сумма находится знаком +, значит на полоске с надписью сумма пишем +. Каждое из слагаемых находится - Следовательно, на полосках с надписью 1 и 2 слагаемое, пишем знаки - .

2. Складываем полоски с названиями компонентов сложения в следующем порядке:

Сумма – 1 слагаемое и в самом низу 2 слагаемое. Сразу в трёх полосках дыроколом пробиваем отверстия с левой стороны. Скрепляем их при помощи болтика с гайкой (для мальчиков) или серёжки- гвоздика (для девочек)

Рисунок 1

Рисунок 2

3. Начинаем тренироваться:

Чтобы найти сумму – устанавливаем полоску “сумма” в вертикальное положение. В нижней части этой полоски появляется знак +. Следовательно, сумма находится сложением. Что складывать? 1 слагаемое и второе слагаемое. Они расположились на остальных двух полосках.

Рисунок 3

Чтобы найти 1 слагаемое – устанавливаем полоску “1 слагаемое” в вертикальное положение. В нижней части появляется знак минус. Следовательно, 1 слагаемое находится вычитанием. Из суммы вычитаем 2 слагаемое.

По этому же принципу можно изготовить тренажёры для нахождения взаимосвязи компонентов вычитания, деления, умножения.

Рисунок 4

Рисунок 5

Подобные тренажёры можно использовать при изучении таких тем как: площадь (площадь, длина, ширина), задачи на движение (расстояние, время, скорость), задачи на взаимосвязь стоимости, цены и количества.

Дети с удовольствием занимаются с этими тренажёрами. Украшают их по своему усмотрению, наклейками, рисунками. Эти изделия всегда находятся в учебниках и тетрадях учащихся. Их можно использовать так же и в виде закладок.

Тренажёры помогли моим ребятам овладеть необходимыми знаниями. Буду рада, если мой опыт пригодится в работе и вам, уважаемые коллеги.