Интегрированное занятие "Волшебные звуки зимы"

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками


Цели.

  1. Учить детей чувствовать настроение через восприятие музыки, пение и движение.
  2. Формировать творческие проявления во всех видах музыкальной деятельности.

Образовательные задачи.

  1. Учить высказываться о музыке, используя разнообразные определения.
  2. Учить петь выразительно, передавая характер песни.
  3. Учить узнавать знакомые песни по вступлению.
  4. Учить передавать впечатление о музыке в движениях, красках и линиях.

Развивающие задачи.

  1. Развивать способность эмоционально откликаться на музыку контрастного характера.
  2. Развивать воображение, ассоциативное и образное мышление, память, речь и речевую выразительность.
  3. Закреплять навык знакомых движений, приёмов игры на детских музыкальных инструментах в импровизации.

Воспитательные задачи.

  1. Поощрять самостоятельность при выборе способов действия для передачи характера образа.
  2. Совершенствовать коммуникативные навыки, установление межличностного доверия, развитие эмпатии и интереса к партнерам по общению.
  3. Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Предварительная работа:

  1. Разучивание хоровода “Ёлочка”, музыка С.Насауленко, песни-загадки “Дед Мороз”, музыка М.Николаевой; хоровода “Ах, снежок!”, музыка Е.Гольцовой.
  2. Слушание и беседа о музыкальных инструментах и способе звукоизвлечения.
  3. Беседа о времени года Зима, празднике Новый год, рассматривание иллюстраций на эту тему.

Материал и оборудование: искусственная елочка (зеленая, с белым напылением), белая искусственная ёлочка с колокольчиками на веточках; портрет композитора А.Вивальди; иллюстрация с изображением скрипки; экран, проектор, ноутбук, видеопрезентация “Волшебные звуки Зимы”, “Зимние узоры”; аудиозапись 1-й и 2-й части концерта “Зима”, А Вивальди; аудиозапись “шум метели”, “Танец феи Драже”, музыка П.И.Чайковского; султанчики с серебристым дождиком (по 2 на каждого ребёнка); доска, ватман (нежно-голубого цвета), белая краска – гуашь, 2 тазика с водой, салфетки.

Дети заходят в зал, музыкальный руководитель приветствует их.

Музыкальный руководитель (далее М.р.)

Снег пушистый серебрится,
Мягким стелется ковром.
И снежинки, как пушинки,
Вьются весело кругом!

А на нашей ёлочке –
Острые иголочки!
И зимой, и летом
Ёлка так одета!

Ёлочка с нетерпением ждала, когда вы придете в зал. Давайте с ней поздороваемся музыкально – песенкой! Сочините своё музыкальное приветствие на слова: “Здравствуй, ёлочка!”

Музыкальное приветствие “Здравствуй, ёлочка!” (импровизация)

М.р.

В лесу зима, в лесу бело,
Вокруг сугробы намело.
У ёлочек макушки
В серебряной опушке.
Давайте покажем, какие елочки в лесу!

Стихотворение с движениями “Ёлка” [9]. Приложение 1

М.р. Ребята, скоро Новый год! Приедет Дед Мороз, у нас будет веселье вокруг ёлки, танцы, смех! Какой же танец можно исполнить у ёлочки?

Предполагаемый ответ детей. Хоровод, польку, вальс!

М.р. Вокруг ёлочки пойдём, хоровод мы заведём!

Хоровод “Ёлочка”, музыка С.Насауленко [5]. Приложение 2

М.р. А сейчас садитесь на стульчики (Дети садятся на стульчики.), удобно располагайтесь и приготовьтесь слушать…

Зима удивить собралась,
Раскрыть нам свою красоту!
В песец и парчу убралась,
Стыдливо прикрыв наготу.

В мохнатые шапки одев,
Пригорки, кусты и дома,
Деревья, как сказочных дев,
Укутала в шали зима.

В сиянии лунном горят
Снежинки, слетаются в круг.
Сверкает богатством наряд,
И всё замирает вокруг…

Какие замечательные слова подобрал поэт, чтобы рассказать о зимней красоте. А в музыке композиторы изображают, рисуют зимнюю картину музыкальными звуками!

У замечательного итальянского композитора Антонио Вивальди (показывает портрет композитора) есть четыре концерта для скрипки с оркестром, которые, как вы знаете, называются “Времена года”. Каждый концерт имеет своё название. Вспомните, пожалуйста, какое?

Предполагаемый ответ детей. “Весна”, “Лето”, “Осень”, “Зима”.

М.р. Правильно, молодцы, ребята! Каждый из концертов состоит из 3-х частей. На прошлом занятии мы наслаждались прекрасной музыкой, рассказывающей о зиме.

В 1-й части концерта А. Вивальди “Зима”, которую вы сейчас услышите, изображается картина суровой зимы, ненастной, вьюжной!

Слушание музыки – Первая часть концерта “Зима”, музыка А. Вивальди

М.р. Вы услышали 1-ю часть концерта. Какая музыка по настроению?

Предполагаемый ответ детей. Взволнованная, тревожная, вьюжная, беспокойная, метельная…

М.р. Верно. Ребята, вы слышали, в начале равномерные отрывистые аккорды? Это резкие, короткие порывы ветра; метёт снег, сыплются колкие снежинки. Природа скована стужей, застыла в оцепенении. Сам Антонио Вивальди написал к этой музыке такие слова: (на фоне музыки – первой части концерта “Зима”, музыка А. Вивальди)

Закоченев под свежими снегами,
Под резким ветром, дующим в дуду,
Бежать, притопывая сапогами,
И ёжась, и дрожа на холоду!

Конечно, любит зима морозы трескучие, но бывают и оттепели. Поэтому и зимние дни такие разные – то сверкающие, солнечные, звонкие, то серые, ненастные, колючие.

Давайте послушаем 2-ю часть концерта “Зима”, совсем не похожую не 1-ю по характеру. Какая зима вам видится при звуках этой части?

Слушание музыки и просмотр видеопрезентации “Волшебные звуки Зимы”. Приложение 3

(Вторая часть концерта “Зима”, музыка А. Вивальди)

М.р. О какой зиме рассказывает нам музыка в этой части?

Предполагаемый ответ детей. О красивой, спокойной, светлой, сверкающей.

М.р. А какая музыка по характеру?

Предполагаемый ответ детей. Нежная, светлая, ласковая, легкая, прозрачная, мягкая, мечтательная…

М.р. Да, в оркестре слышны отрывистые звуки, которые мерцают, светятся, словно волшебный зимний наряд природы. На этом фоне нежно, тепло, задушевно поют скрипки. (Показывает иллюстрацию с изображением скрипки.)

Звучит небольшой фрагмент второй части концерта “Зима”, музыка А. Вивальди

М.р. (на фоне музыки). Когда слушаешь эту музыку, испытываешь такое чувство, как восхищение. Вот какой разной изобразил Антонио Вивальди зиму!

А сейчас закройте глаза и слушайте…

Звучит фонограмма “Зимняя вьюга” (шумовой эффект)

М.р. Ребята, как вы думаете, что вы слушали? Может быть, это легкий летний ветерок?

(Зимняя вьюга, метель)

Выходите на ковер, становитесь врассыпную. Давайте подуем на свою руку, чтобы ветер был холодным. А теперь спойте так, звук был похожим на завывание метели, и покажите рукой, как завывает метель.

Упражнение на развитие речевого дыхания и звуковысотного слуха “Метель”:

Метель гудит, в трубе шумит.
Страшно одному.
А метель всё “у-у-у-у!”

(Показ волнообразных движений рукой, менять высоту голоса)

М.р. Ой, как неуютно стало, даже страшно от такого ветра! (Показывает на ёлочку, на которой развешаны колокольчики.)

Ребята, посмотрите, бывшие дождинки замёрзли на зимнем ветру и превратились колокольчики-льдинки. Возьмите колокольчики и сымпровизируйте: сыграйте так, чтобы получилось воздушное, прозрачное звучание. Звуки извлекать нужно очень осторожно, и тогда у вас получится настоящая, добрая волшебная сказка.

Импровизация “Льдинки” - игра на колокольчиках (“Танец феи Драже”, музыка П.И.Чайковского)

М.р. Давайте украсим нашу ёлочку этими волшебными колокольчиками-льдинками. (Дети развешивают колокольчики на ёлочку). А сами садитесь на ковер и послушайте загадку.

Не рисовала ни я, ни ты –
Откуда ж на окне цветы?
Пока ты спал, пока ты спал,
Кто на окне нарисовал?
Льдинкой росписи нанёс
Ну, конечно, …

Дети. Дед Мороз!

Просмотр презентации “Зимние узоры”. Приложение 4

М.р. Я предлагаю вам нарисовать снежные узоры, как Дед Мороз, при помощи ваших рук и волшебных серебряных султанчиков.

(Дети берут султанчики и становятся вокруг ёлочки)

Песня – загадка “Дед Мороз”, музыка М.Николаевой [4]. Приложение 5

М.р. Спели вы замечательно, и узоры рисовали хорошо. А сейчас нарисуйте на ковре “зимние узоры” - выложите узор из серебряных султанчиков.

Игра на развитие воображения “Зимние узоры”

Дети выкладывают на ковре “зимние узоры” из серебряных султанчиков.

М.р. Как красиво получилось! Я просто очутилась в волшебной сказке. Соберите султанчики. (Дети собирают султанчики.)

Мне захотелось с вами поиграть! Представьте, что к вам на ладошку упала снежинка; чтобы снежинка не растаяла, нужно быстро назвать какую-нибудь примету зимы. Если вы не сможете назвать примету – я забираю снежинку (она тает), а если скажете, то я оставляю снежинку вам.

Игра “Снежинка”

М.р. Молодцы, ребята! Какая красивая природа зимой? Не зря зимушку называют волшебницей, лишь она способна за одну ночь создать совершенно новую картину в природе. Как раз об этом и поётся в песне “Ах, снежок!”

Хоровод “Ах, снежок!”, музыка Е.Гольцовой [6]. Приложение 6

М.р. На занятии мы вспомнили, как воспевали зиму поэты, композиторы, художники.

Сегодня я хочу вам сделать сюрприз. Мы будем “рисовать” прекрасную музыку зимы.

Сейчас будет звучать 2-я часть концерта “Зима”, А. Вивальди. Передайте настроение музыкального произведения, “нарисуйте” свои впечатления от услышанной музыки пятнами, линиями на бумаге.

Под 2-ю часть концерта “Зима”, А. Вивальди дети выполняют коллективную работу “Волшебные звуки Зимы”. Приложение 7

Затем рассматривают, обсуждают результаты работы.

М.р. Как красиво! Можно назвать эту картину “Волшебные звуки Зимы”!

Увидев эту картину, мне захотелось прочесть вам стихотворение, которое передаёт всю красоту вашей работы, вашего творчества!

Музыкальный руководитель прощается, дети уходят в группу.

Литература

  1. Арстанова Л.Г. “Занятия и развлечения со старшими дошкольниками”, - Волгоград: “Учитель”, 2009.
  2. Гераскина Л.В. “Ожидание чуда”, Ч.3. – М.: Издательский дом “Воспитание дошкольника”, 2003.
  3. Журнал “Дошкольное воспитание”, №2, 2001.
  4. Журнал “Колокольчик” № 16.
  5. Журнал “Колокольчик” №24.
  6. Журнал “Колокольчик” №40 .
  7. Журнал “Музыкальная палитра” № 7, 2009.
  8. Журнал “Музыкальный руководитель” №2, 2008.
  9. Картушина М.Ю. “Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет”, М., ТЦ, 2006.
  10. Радынова О.П. “Музыкальное развитие детей”, Ч.2. – М.: “Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС”, 1997.
  11. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. “Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников” (старшая и подготовительная группы), - М.: ВАКО, 2008.