Урок математики в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • Закрепить умение детей читать, записывать, сравнивать многозначные числа. Познакомить с новым числом – миллиард.
  • Развивать познавательный интерес, повышать интерес к изучению родной земли.
  • Воспитывать умение помочь своему товарищу.

Оборудование:

  • карта мира;
  • фотографии рек, гор;
  • раздаточный материал (карточки с задачами, тест);
  • демонстрационные карточки.

Ход урока

Сегодня на уроке мы совершим путешествие по самым крупным географическим объектам Земли. Это будет не обычное путешествие. Отправиться в путь сможет только тот, кто хорошо знает нумерацию многозначных чисел.
I.
1. Запишите числа, которые обозначают длины самых больших рек. В Африке – Нил, его длина 6670 км, в Северной Америке - Миссисипи 6020 км, в Южной Америке - Амазонка 6448 км, в Евразии - Янцзы 6300 км. Поменяйтесь тетрадями, проверьте правильность написания чисел (на доске открываю карточки с длинами рек).
Дайте характеристику каждому числу (Дети называют, сколько в числе разрядов, что обозначает каждая цифра числа, называют предыдущее и последующее число).
Назовите самую длинную реку в мире (Нил). Заранее подготовленный ученик рассказывает о реке и показывает ее на карте.
Расположите названия рек в порядке убывания их длин (Нил, Амазонка, Янцзы, Миссисипи). Покажите на карте самые длинные реки мира.

2. Кто, ребята, знает, а какая самая длинная река в России? (Волга). Покажите Волгу на карте, запишите её длину- 3688 км. Узнайте на сколько км длина Волги меньше длины Нила? (6670-3688=на 2982 км)

3. Разливаясь Нил затапливает обширные территории. Ил оседает, образуя плодородную почву. Решив задачу №1 (см. Приложение 1), вы узнаете по сколько урожаев в год могут собирать жители Нильского побережья.

Физкультурная пауза

Руки ставим мы в разлет
Получился самолет
Взмах крылом туда - сюда
Здравствуй, здравствуй высота!

II. Продолжим наше путешествие и заберемся высоко в горы. Назовите самую высокую горную вершину (Эверест). Высота Эвереста записана числом, в котором 8 ед. II кл., 8 ед. 3 разр., 4 ед. 2 разр., 8 ед. 1 разр. (высота Эвереста 8848 м, показывают на карте)
В России самая высокая вершина находится на Кавказе. (Это Эльбрус, показывают на карте). Её высота записана числом, в котором 564 дес. и 2 ед. (5642 м)
В каком году была организована первая экспедиция на Эльбрус, если с этого момента прошло180 лет (2009-180=1829 году)

III. География изучает не только земную поверхность, но и население Земли.
1. В какой стране на Земле проживает больше всего людей? (Китай) Чтобы записать численность населения Китая нам потребуется новое число, а какое вы узнаете, выполнив задания Теста (см. Приложение 2) Прочитайте задания теста, выберите верный ответ, запишите соответствующую букву. Если вы правильно ответили на все вопросы, то получили слово (МИЛЛИАРД)

2. Кто может записать число миллиард цифрами? (1000000000) Что обозначает цифра 1? (1 ед. IV класса миллиард.) Ребята, скажите МИЛЛИАРД – это большое число? Как вы думаете прошёл 1 млрд. секунд с вашего рождения? Нет, т к. 1 млдр.сек=32 годам. Представьте себе, что вы решили сложить башню из 1 млрд. кубиков со стороной 1 мм, то башня получилась бы высотой в 1км.

3. Теперь мы можем записать численность жителей Китая: 1 млрд. 187 млн. 997 тыс. человек. Для сравнения: численность жителей России – 149 млн. 469 тыс.человек, США – 225 млн. 020 тыс, самая маленькая страна, она состоит из одного города Ватикан имеет численность всего 1 тыс человек.

IV. Но, ребята, не всегда интересные числа так велики. Решите задачи и узнайте интересные факты из жизни.
Ученики работают самостоятельно в группах, решают задачи № 2-5 (см. приложение 1). Проверка, что интересного вы узнали?

V. Подведем итоги:
Что нового вы узнали на уроке?
Кому было трудно? Кто сам справился с заданиями? Оцените свою работу на уроке, закрасив клеточку на полях соответственными цветами (зел. – мне все удалось, жел. – мне помогли товарищи, крас. – мне было трудно)
Учитель выставляет оценки за урок. Д/з творческое: подготовить задания для одноклассников, используя числа-рекордсмены.
Спасибо за урок!