Педагогические условия развития творческого мышления у школьников

Разделы: Начальная школа


Проблемное обучение выступает как тип развивающего обучения. Усвоение знаний и формирование способов деятельности выступают в структуре проблемно-развивающего обучения как процесс и как результат деятельности.

Осуществляется:

  • проверка решения путём использования новых связей и зависимостей между данным и искомым, известным и неизвестным.
  • актуализация ранее усвоённых знаний и сформировавшихся уже способов действия;
  • выдвижение гипотезы, формирование и разработка плана решения задачи;

В процессе "добывания" знаний и создания новых способов действия ученик получает конкретный результат в виде новых фактов. Следовательно, непосредственно в процессе обучения происходит интеллектуальное и личностное развитие.

Проблемно-развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности: выполнение заданий, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи, фантазии; организация дискуссий; проведение различных соревновательных мероприятий (олимпиада, командное состязание); использование дидактических игр.

Педагогу необходимо уметь анализировать процесс обучения и на основе анализа выдвигать, проектировать задачи, предвидеть результаты своих действий и деятельности учащихся, планировать и создавать ситуации, принимать решения в постоянно меняющихся условиях. Это предполагает творческий подход учителя к выбору способов решения методических задач, возникающих перед ним в процессе проблемно-развивающего обучения. Успешность такого методического творчества определяется и педагогической одарённостью, интуицией, пониманием принципов проблемно-развивающего обучения. Именно это понимание даёт учителю возможность строить свою работу, опираясь не на рекомендации и наставления, а на содержательный анализ и критическую оценку собственного опыта, педагогическое творчество становиться нормой работы учителя. Развивающее обучение формирует у педагога сначала способность к педагогическому творчеству, затем склонность к нему, затем потребность в нем. Проблемное обучение есть организация учебного процесса на основе принципа проблемности, а систематическое решение учебных проблем - характерный признак этого обучения.

Проблемное обучение отличается:

  • организацией обучения, путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем,
  • продуктивной и познавательной активностью учащихся,
  • развитием креативного мышления.

Основным понятием для проблемно-развивающего типа обучения является понятие проблемной ситуации. Учитель создаёт проблемную ситуацию, достаточно трудную, но посильную для учащихся. Опыта достигается в результате целенаправленного обучения, организованного с помощью специально создаваемых педагогических ситуаций, требующих от учащихся творческой деятельности. Подлинное развитие интеллекта, формирование творческих мыслительных способностей, познавательной самостоятельности и эмоционально-мотивационной сферы учащихся невозможно без создания проблемных ситуаций и решения учебных проблем. Матюшкин A.M. характеризует проблемную ситуацию как определённое психическое состояние субъекта, возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действия. Усвоение или открытие нового в этом случае по сути тождественно развитию, является его механизмом, совпадает в данном случае с таким изменением психического состояния субъекта, которое составляет микроэтап в его развитии. Кудрявцев Т.В. также характеризует проблемную ситуацию как психическое состояние субъекта, испытывающего познавательную или практическую трудность; это - выявившееся противоречие (в форме вопроса, заданного самому себе).

Кудрявцев Т.В. приводит три признака проблемной ситуации в обучении:

  • возможность ориентировать её решение на собственную познавательную активность учащихся;
  • значимость вопросов, вызываемых проблемной ситуацией, для учащихся;
  • проблемная ситуация должна заключать в себе свойство динамичности.

Этапы преодоления проблемной ситуации сходны с этапами творческой деятельности: осознание проблемы; разрешение проблемы, в процессе которого учащийся перебирает, анализирует имеющиеся знания по данному вопросу, выясняет, что их недостаточно для решения, активно включается в добывание недостающей информации; приобретение различными способами необходимых для решения проблем знаний; решение проблемы, верификации полученных результатов, сопоставление с исходной гипотезой, систематизация полученных знаний, умений, возможный ретроспективный анализ

Рассмотрим педагогическую технологию как систему способов, регуляторов в обучении, частнопредметную по уровню - совокупность методов и средств для реализации обучения и воспитания в рамках предмета, класса, учителя. Многие современные педагогические технологии полагают развитие творческого мышления учащихся одной из целевых ориентации:

  • технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (Шаталов В.Ф.);
  • перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (Лысенкова С.Н.);
  • укрупнения дидактических единиц (Эрдниев П.М.);
  • реализация теории поэтапного формирования умственных способностей (Волович М.Б.);
  • технология обучения математике на основе решения задач (Хазан-кин Р.Г.);
  • педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (Окунев А.А.) и др.

Рассмотрим концентрированное и эвристическое обучение как пример образовательных технологий, элементы которых можно включать в приведённый проблемно-развивающий тип обучения. Под образовательной технологией понимается комплекс, состоящий из: а) некоторого представления результатов обучения; б) набора моделей обучения; в) критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.

Под понятием концентрированного обучения понимается, организованный процесс обучения, предполагающий усвоение учащихся большего количества учебной информации без увеличения учебного времени за счёт большей её систематизации (обобщения, структурирования) и иного (отличного от традиционного) временного режима занятий.

Эвристическое обучение выступает как тип обучения, "основные образовательные элементы первично создаются или отыскиваются самими учениками" и далее: "Одновременность реализации персональных моделей образования - одна из главных моделей образования. Обеспечение персонализма, то есть перевод образования в индивидуальный атрибут каждой персоны, - такую проблему позволяет решить эвристический подход" (Хуторской А.В.). Итак, обучение, ставящее главной задачей конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, мы называем эвристическим обучением, эвристическое обучение - это тип обучения учащихся поиску и созданию нового в их знаниях, умениях, способах деятельности, личностных качествах, материализованных продуктах образования. Задачей ученика является создание собственного содержания образования в виде его личных продуктов творчества, с помощью педагога создаёт и реализует программу своего обучения в общеобразовательном процессе. Задача учителя выступает в построении индивидуального образования для каждого ученика. Хуторской А.В. в содержании эвристического обучения выделяет пять этапов:

1. Материал, который задаётся учителем в качестве среды. Целью является обеспечение условий для рождения детьми собственного содержания образования.

2. Образовательный продукт ученика. Данный продукт должен включать содержание образования, которое возникает у каждого учащегося и учителя в ходе образовательной деятельности в направлении заданного первосмысла.

3. Культурно-исторические аналоги продукту ученика представляются учителем после того, как личные результаты учеников оказываются оформлены настолько, чтобы быть сопоставленными с общепринятыми аналогичными достижениями.

4. Деятельностное содержание образования представляет собой виды и способы деятельности, которые осознаются учеником как усвоенные. Оформляя свои познавательные результаты, сопоставляя их с результатами других учеников, с культурно-историческими аналогами, ученик выполняет множество логических, чувственных, интуитивных действий, которые в совокупности являют собой технологию его индивидуального развития.

5. Содержание образования включает комплекс всех предыдущих типов содержания, уровни образовательного приращения в каждом из которых будет различным в зависимости от индивидуальности каждого ученика.

Ключевым моментом такой технологии является эвристическая образовательная ситуация. Этапы эвристической образовательной ситуации на развитие креативности определены и выглядят следующим образом:

1. Предпосылки образовательной ситуации, создание и коллективное осознание начальных условий будущей деятельности, подключение личного опыта и проблематики учеников.

2. Формулировка проблемы.

3. Личное решение ситуации каждым учеником индивидуально и коллективно.

4. Демонстрация личных продуктов учеников.

5. Сопоставление и (или) переопределение начальных позиций.

6. Введение учителем культурно-исторических аналогов.

7. Развитие образовательной ситуации на новом уровне, рефлексивная деятельность по осознанию возникших проблем, "снятие" и усвоение использованных способов познания, обозначение достигнутых результатов, выполнение и защита школьниками творческих работ.

По степени применения креативного мышления учащихся, выделены следующие основные виды учебных задач:

а) задачи, рассчитанные на прямое применение некоторого алгоритмического правила, а также применение этого правила с небольшими вариациями (по образцу);

б) задачи, выполнение которых требует некоторой координации заученных действий в изменившихся условиях (реконструктивно-вариативные);

в) задачи, требующие поиска новых, еще не известных способов действия, для решения задач этого уровня от учеников требуется больший объём знаний (нестандартные, проблемные, творческие).

Итак, создание учениками в процессе обучения собственных продуктов деятельности, ознакомление с культурно-историческими их аналогами, осмысление деятельностного содержания достигнутых результатов, выполнение творческих работ, создание эвристических образовательных ситуаций являются факторами, способствующими формированию творческой личности, развитию её творческого креативного мышления.